Владимир Мельник - «Града Симбирска чудная похвало и заступление...»

Юродство Христа ради — особый подвиг святых Церкви Христовой. Труден и тяжек этот путь, и не много святых, пришедших ко спасению таким крестоношением. Среди них симбирский блаженный старец Андрей.

Блаженный Андрей Ильич с давних пор, ещё при жизни своей, почитался всеми симбирянами, независимо от того, к какому сословию они принадлежали, — как заступник, хранитель г. Симбирска. Тогда это был весьма небольшой дворянско-купеческий городок, так что жизнь Андрея Ильича проходила, можно сказать, на глазах у всех горожан — тем более что в свою маленькую хижину, где он жил с сестрой, он приходил лишь ночевать, остальное время проводил на улице. Потому-то многие эпизоды его жизни сохранились в народной памяти.

Андрей Ильич родился в г. Симбирске 4 (15) июля 1763 года и был назван в честь святого Андрея, архиепископа Критского.

Родители его Илья Иванович и Анна Иосифовна Огородниковы были бедные, набожные симбирские мещане.

Блаженный Андрей с детских лет был избран Богом на особое, подвижническое служение. До трёхлетнего возраста Андрей Ильич был «сиднем», пил и ел из чужих рук; потом стал ходить, но ничего не говорил, кроме «мама Анна» или просто «Анна», и так во всю свою жизнь. На обращаемые к нему вопросы он давал ответы звуками, жестами, движением рук или головы — утвердительные или отрицательные и, несомненно, вполне сознательные.

До семи лет он носил обычную одежду. С наступлением же этого возраста перестал надевать верхнее платье и обувь. Невзирая ни на какие перемены погоды, и зимой, и летом он ходил по улицам города босиком, в одной длинной рубахе.

С той поры Андрюша сделался предметом благоговейного почитания и удивления для одних, сомнения и предубеждения — для других. Между тем при внимательном взгляде на его жизнь нельзя не увидеть, что все его внешние действия и поступки служили выражением духовной жизни.

С самых ранних лет отрок устремил свой духовный взгляд к Небу, к Богу, при этом совсем не обращая внимания на земное: он не признавал хлопот о еде, одежде, человеческих условностях. В собственной жизни он придерживался суровой аскезы. С малолетства блаженный Андрей спал совсем не достаточно, да и то на земле либо на голых досках. Его видели спящим на лавке так, что голова его держалась на весу, ни на что не опираясь.

Попечение о пище, одежде, приличии для него оставалось как бы неизвестным и ненужным. Пища Андрея Ильича была самая простая: ни вина, ни мяса он не употреблял, а любил, по рассказам знавших его, чай и намазанный мёдом чёрный хлеб. От необыкновенного воздержания тело его было сухо, как трава, и очень лёгко.

Кротость его нрава и незлобие были поразительны. Несмотря ни на какие издевательства: глумления пьяных и дерзких людей, поношения от невоспитанных и шаловливых ребят, Андрей Ильич никогда не выходил из себя и даже не оборонялся, оставаясь невозмутимым, отходил от оскорбителей.

Необычайность поведения и образа жизни Андрея Ильича приковывала к нему взоры и внимание людей всех сословий, званий и состояния — бедных и богатых, безвестных и знатных. Укреплению веры в его праведность — веры, которая пережила более полутораста лет, нисколько не умалясь в своей силе до нашего времени, — способствовали проявленные им дарования.

Так, всё, что подавал он прохожим, имело особенное значение и смысл: кому давал Андрей Ильич деньги, тот вскоре разживался и богател, а кому предлагал он щепку или землю, тот вскоре умирал. Симбирские торговцы считали за особенное счастье, когда Андрей Ильич, пробегая мимо лавок, что-либо брал по предложению того или другого из них, так как бывало, что в тот же день или вскоре они вознаграждались за щедрость необыкновенной успешностью торговых оборотов. По прозорливости своей блаженный всегда узнавал, кто с каким усердием приносил ему гостинцы.

Заступником Симбирска блаженного считают не случайно. Древесный Симбирск, как понятно, не один раз горел. Но при жизни Андрея Ильича в городе ни разу не было огромных опустошительных пожаров. “Пока Андреюшка блаженный жив, не будет у нас пожаров”, — с уверенностью говорили жители города. И действительно, по свидетельству современников, в то время как соседняя Казань сгорала чуть ли не дотла, в Симбирске, пока был жив Андрей Ильич, пожаров не было.

Интересно, что после кончины святого пожары в Симбирске возобновились.

Кроме прозорливости, многие замечали в блаженном Андрее и другие необыкновенные способности, в их числе — дар целительства. Бывали случаи, которые подтверждали мнение, что имеющий дар речи старец нёс подвиг молчания.

В этом отношении замечателен следующий случай. Однажды известная симбирская помещица испытывала ужасную тоску, душевное томление, болезнь, которая доводила её почти до сумасшествия. В таком положении она встретила блаженного на паперти храма и попросила о помощи и заступничестве перед Богом. На что Андрей Ильич ответствовал: «Будешь здорова», — и тотчас же скрылся из виду. А просительница исцелилась.

Уважение к Андрею Блаженному как к мужу праведной жизни, достойному почитания, стало заметно увеличиваться с 1812 года, с начала Отечественной войны. Сражения тех лет воспламенили национальное самосознание, нравственные и религиозные чувства русского народа.

Многие из знатных дворянских фамилий стали посещать православные святые обители, в том числе Саровскую пустынь. Подвизавшийся там великий праведник земли Русской святой преподобный Серафим отказывал в благословении приходящим к нему симбирским богомольцам и отсылал их в своё отечество со словами: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, у вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич…»

Блаженного Андрея Ильича многие люди стремились чем-либо одарить. Но он духом прозревал настроение и духовное устроение человека и не постоянно воспринимал угощение или подарок.

Один человек принёс ему яблоки, завёрнутые в платок, который жаль ему было подарить совместно с яблоками. Андрей Ильич принял яблоки, а платок вернул владельцу.

Одна симбирская помещица из-за Волги прислала к празднику целый воз провизии: масла, яиц, крупы, мёду и пр. Но эта помещица плохо кормила собственных крепостных. Андрей Ильич сам вынес из собственного малёхонького домика принесённые продукты, кадочки и мешки, уложил назад в телегу и показал знаками, чтоб всё выслали обратно.

В особенности усердно подавали Андрею Ильичу подаяние торговцы, которые за счастье считали, когда блаженный не отказывался принять средства либо угощение. Ведь тот, у кого Андрей Ильич что-нибудь брал, был в этот день необычайно удачлив в торговле.

Всю свою жизнь избранный на особенный духовный подвиг блаженный Андрей Ильич вёл невидимую брань с духами злости, побеждая свою немощную плоть. Он отказался от многих условностей, от обуви, одежды. Духовное возрастание сопровождалось у Андрея Ильича усилением аскетических подвигов. Известны случаи, когда он мог прямо из огня вытаскивать чугунные горшки. Много раз целовал кипящий самовар, а если и обливался кипятком, то нисколечко не страдал из-за этого. Горожане частенько видели его стоящим босиком в сугробах по целым ночам. В особенности частенько простаивал он в снежных сугробах ночи перед алтарём Вознесенского собора, который находился на Большой Саратовской улице. В сильнейшие зимние морозы стоял Андрей Ильич в холодной воде озера Маришка.

Кончина блаженного 10 декабря 1841 года взволновала не только жителей города, но и народ окрестных селений. Все стремились отдать последний христианский долг усопшему. По описанию очевидцев, при погребении и выносе блаженного «только тот из жителей города оставался в своём доме, кому не было возможности сделать ни одного шага. Даже закоренелые раскольники разных сект присутствовали в церкви во время литургии и с благоговением проводили гроб до места погребения». За шесть суток прощания с покойным тление не коснулось его останков.

В конце 20-х — начале 30-х годов могила почитаемого старца была утеряна. Многие десятилетия она была скрыта под слоем битого кирпича, щебня и асфальта. Однако православные симбирцы многие десятилетия приходили на место, где ранее располагалось кладбище Покровского монастыря и сама обитель, молились и искали утешения у того, чьи останки незримо скрывала эта земля.

Сегодня почитаемый горожанами угодник Божий вновь сохраняет своё земное отечество. В начале сентября 1991 года в ходе работ, организованных Ульяновским епархиальным управлением, могила Андрея Ильича была найдена. В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия блаженный Андрей был канонизирован и причислен к лику святых. А на Архиерейском Соборе 2004 г. состоялось его прославление в лике святых Русской Православной Церкви.

Сегодня мощи святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого, покоятся в правом приделе Всесвятского храма г. Ульяновска (Симбирска). Идут и идут к блаженному люди, преклоняют колени пред его честными останками, просят его о заступничестве и помощи. Многочисленны случаи чудесной помощи и исцелений.

Велик и труден подвиг юродства. Это значит совершенно забыть себя, в собственном мнении лишить себя всякого значения, всякого достоинства в среде разумных созданий. Это значит прямо отдать себя на поругание, прямо считать себя достойным одних этих хулений. Именно подвизавшиеся в юродстве угодники Божии изначально усмирили в себе источник всяческих соблазнов и искушений — гордыню, названную «матерью всех грехов». Уничижив себя, отложив попечение о тленной плоти, эти подвижники делали предметом своей заботы лишь одно — безсмертную человеческую душу.

Владимир Иванович МЕЛЬНИК