Протоиерей Вячеслав Брегеда - Всякая ли власть от Бога?

 

Интервью настоятеля храма вмч. Димитрия Солунского д. Яковлево Сергиево-Посадского района Московской области протоиерея Вячеслава Брегеды

 

Корр.: Как известно, слово «власть» весьма ёмкое. Было время, когда от его упоминания люди приходили в ужас. Власть «уважали», её боялись. Бывали и иные времена. Вспомним, сколько ходило анекдотов про Н.С.Хрущёва и Л.И.Брежнева. Многие тогда в кругу единомышленников и друзей глумились и потешались над высшими руководителями партии и государства… А апостол Павел говорит, что всякая власть от Бога. Как мы должны воспринимать власть в нынешнее время?

Протоиерей Вячеслав: Вспоминается поговорка: «По овцам пастырь и по ватаге атаман». Вне всякого сомнения, мы достойны той власти, которая сейчас у нас есть. Вспомним, что во Франции управлял в своё время Наполеон, в Германии — Гитлер, у нас — Сталин. Не просто появлялись такие личности. Они, несомненно, выражали чаяния народа. Их ожидали, и потому из них делали кумиров. В отношении нашего времени приведу слова одного священнослужителя из Троице-Сергиевой Лавры. Он сказал примерно так: «Сейчас есть немало людей, которые говорят, что нам надо бы возродить монархию и тогда будут порядок и процветание. Но с кем и над кем царю царствовать, если бы он явился? Над ворами, убийцами, прелюбодеями?»

Сколько ныне у нас в стране совершается безнаказанных преступлений? Сколько делается абортов? У нас здесь самый высокий показатель в мире. О немыслимой коррупции столь-ко уже писано и переписано, что даже нет смысла что-либо говорить. Отсюда вывод: если мы сами не живём добродетельной жизнью, то кто нам может помочь? Какая власть? Какое правительство?

Беда ещё и в том, что у нас, я бы сказал, активно культивируются пороки. Например, алчность и властолюбие. В бизнесе и политике утвердилось негласное правило: главное — любыми способами заработать, пробиться, занять должность, получить «место под солнцем». Какой ценой и какими средствами — не важно. Подобные мысли уже воспринимаются многими нашими согражданами как некое достоинство.

Китайский философ Конфуций говорил, что люди должны быть благородными в противовес людям низким. Только людей с высокими нравственными качествами можно допускать к власти. Они должны управлять обществом. Происходить от хороших родителей… Ведь нужна особая система воспитания их.

В «Божественной комедии» Данте есть один довольно впечатляющий эпизод. Главный герой путешествовал через ад и чистилище вместе с поэтом Вергилием. Проходя круги ада, они обратились к одному человеку и спросили его: «За что ты здесь страдаешь?» Он ответил: «Я дал совет». Они заинтересовались: «Какой?» В ответ услышали: «Побольше обещай, поменьше делай».

В советское время у школы, всей пропаганды была задача воспитания нового человека с коммунистическим мировоззрением. Сейчас её отбросили, а ничего другого не придумали. И к чему пришли? У нас сложился в целом проамериканский образ жизни. Главное — деньги и карьера, а не нравственные критерии. Насаждается чисто прагматический подход к жизни.

Государство начинается с семьи. Если бы у нас сформировались добропорядочные православные семьи, в которых родители подавали бы пример, образец для подражания детям, прививали трудолюбие, почитание старших, благочестивое поведение, то, несомненно, это со временем принесло бы свои плоды. Общество нравственно выросло бы, и правители и чиновники, я полагаю, были бы тогда другие.

Корр.: Нередко слышишь такое мнение: «Нужен Сталин, чтобы навёл порядок и пересажал всех новоявленных олигархов и коррупционеров…»

Протоиерей Вячеслав: Можно иначе так сказать: «Нужна плётка, нужен кнут… Тиран, который бы нас всех скрутил, построил в определённом порядке…» Вспомним библейские повествования. Пророк Исаия говорит: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1, 5). И далее: «Не могу исцелить ран общества…» (Ис. 3, 7).

Были в мировой истории добрые благочестивые цари, правители, которые со страхом Божиим управляли своими народами и пытались подданным привить такие же качества. Тогда властью было жёстко определено, чтобы люди были благоговейны, исполняли постановления Божии.

Вот один очень яркий пример правления тирана. Ирод Великий отстроил и благоукрасил Иерусалимский Храм. Работы продолжались 46 лет. Он делал большие пожертвования. Во время его правления почти не было преступности. Однако, как повествует Евангелие, он так любил власть, что желал погубить родившегося Христа, Мессию. По его приказу были убиты 14 тыс. вифлеемских младенцев. Он также погубил свою жену и сыновей, боясь потерять власть. У римлян даже была поговорка, что безопасней быть свиньёй у иудея, чем сыном у Ирода.

Если человек по своей природе греховен, необуздан, не стремится к добру, то что его может изменить? Могут, конечно, обладающие властью личности всех держать в ежовых рукавицах. Но по-настоящему человека может изменить только вера. Поверил благоразумный разбойник Христу и первым вошёл в рай. Поэтому никакая тирания не принесёт стране и людям пользы. Нужно, чтобы люди сами возрастали духовно, благоговейно себя вели, учились жить по Евангелию и почитать Творца.

Как бы мы ни критиковали советскую власть, нужно откровенно признать: в бывшем Союзе человек был социально защищён государством. Страна изменила курс, и мы потеряли эту защищённость.

Не знаю, как на Западе действуют профсоюзы, но у нас человек совершенно не защищён, особенно если работает в коммерческой структуре. В советское время такой проблемы вообще не существовало. Сейчас во многих областях просто безпредел.

Рядом с храмом, где служу, со всех сторон на землях сельскохозяйственного назначения возводятся коттеджи, даже на месте старинного кладбища. И куда мы только не писали и что только не предпринимали…

К сожалению, многие чиновники и местного, и более высокого уровня возлюбили мзду неправедную и следуют поговоркам: «Не украдешь — не проживёшь» и «Не обманешь — не проживёшь».

Корр.: Что Вы могли бы посоветовать государственным мужам или людям, наделённым властью?

Протоиерей Вячеслав: Чтобы достойно жить, нужно из прошлого избирать всё лучшее, приспосабливая к современным условиям. Как говорится в Евангелии, «всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13, 52).

Самое ценное — научиться в разных исторических периодах и эпохах находить рациональное зерно, полезный опыт государственного строительства, в том числе и в других странах, и пытаться привить это в нынешних условиях, а не просто отказываться от прошлого своей земли и до основания всё разрушать.

Беседовал Владимир Борисович ПАНКОВ