Александр Бобров - Незанятые высоты

В день открытия 6-го фестиваля «Бородинская осень» активистами региональной общественной организации «Бородино 2011» снова был организован крестный ход в защиту исторического ландшафта Бородинского поля.

Наш журнал уже обращался к этой теме, но осенью писатели, певцы, актёры и художники опять приехали на эту святую землю. По традиции, торжества начались с молебна возле мемориала павшим воинам в Ильинской слободе на берегу Москвы-реки. Служил недавно назначенный настоятель Лужецкого монастыря о. Димитрий. Испив святой водицы из источника преподобного Ферапонта, участники приехали в выставочный зал «Бородино», чтобы открыть экспозицию подмосковных художников и смолян, которую представил знаменитый график Сергей Харламов. Лирический образ, личное восприятие героической земли  это главное, что дарит творцам всех видов искусства Бородинское поле.

До славного юбилея окончания Отечественной войны 1812-го остался ровно год. Время летит стремительно, а в России по-прежнему многие последние юбилеи проходят «дежурно», с речами и банкетами без конкретных дел. К 100-летию Бородинского сражения на поле появилось немало достойных монументов, мы восторгаемся ими. К 200-летию Бородина Русский Всемирный Народный Собор решил установить памятник Смоленской иконе Божией Матери, которой молились накануне битвы все русские войска во главе с Михаилом Кутузовым. Но установке его закладного камня вдруг воспротивилось… руководство музея-заповедника: «Установка на Бородинском поле любого памятника без предварительной архитектурно-градостроительной проработки неизбежно нанесёт ущерб историко-культурному ландшафту поля сражения. К столетнему юбилею Бородинского сражения вопросы установки памятников обсуждались особой комиссией по проведению торжеств, решения которой утверждались государем императором Николаем II. В результате из 108 предложенных памятников было установлено только 33, что не позволило превратить Бородинское поле в подобие кладбища. В настоящее время Бородинским музеем-заповедником восстановлены все разрушенные ранее памятники с православной символикой. Главным духовным памятником воинской славы России является возрождённый на поле битвы Спасо-Бородинский женский монастырь».

Ну, женский монастырь-то построен не музеем, а княгиней М.М.Тучковой и многими поколениями верующих. И было интересно: что же монументального, зримого оставит потомкам будущий юбилей? Указ о его проведении подписал ещё президент Путин. Долго ничего внятного не обсуждали, вот Собор и выступил с конкретным предложением. Кстати, когда минуешь музей, проезжаешь границу поля со скромным давним знаком, думаешь: вот хорошее место для памятника-часовни, но вдруг видишь слева указатель «Бородино-пласт» и строения завода, обшитого серо-сизой «вагонкой». Далее тянется селение Горки, где выросла подпольно целая улица — а это было бы хорошее место для памятника близ бывшей ставки Кутузова. И таких подходящих мест на поле — много! По иронии судьбы, на решительный штурм поля ныне пошли не чужеземные враги, а богатые дачники. Свято место пусто не бывает: там, где были поля колхоза «Бородино», где сеяли хлеб, а ныне мерзость запустения — самое место для памятника, — растут богатые особняки. На прошлом фестивале все повторяли: нужен памятник полковнику В.И.Полосухину, чья 32-я Краснознамённая стрелковая дивизия насмерть стояла у Бородина, необходим достойный памятник всем воинам, павшим на Бородинском направлении в 1941 году. Ничего не сделано… Так чего ж удивляться наступлению денег на высоты, не занятые другими?

Для единственного памятника-часовни всё-таки нашли место — на выезде из города по Старой Смоленской дороге, напротив уникального Никольского собора. Участники фестиваля присутствовали на торжественной закладке и освящении камня часовни. Они сняли белое покрывало, и открылась надпись: «Камень в основание памятника "Поклонение русского воинства пред Смоленской иконой Божией Матери — покровительницы России в Отечественной войне 1812 года" от благодарных потомков. 17 сентября 2011 года». Целый год потеряли впустую на странную борьбу и согласования! А камень за три дня изготовили, сделали цветник перед ним, чуть ли не в утро открытия покрасили.

Писатель Ганичев в своих нелитературоведческих заметках о русской литературе в годы Великой Отечественной пишет, как поздравлял от комсомола и издательства «Молодая гвардия» маршала Георгия Жукова с 75-летием. Он подарил победителю Московской битвы ХХ века четыре тома «Тихого Дона» и антологию стихов «О, Русская земля!»: «Маршал погладил "Тихий Дон" и признался: "Любимый писатель!" А полистав антологию, сказал: "Мы на фронте очень ценили патриотическую поэзию!"…

Я подумал у карты Бородина: Господи, что же надо написать сегодня, чтобы министр обороны Сердюков любовно погладил, например, антологию военной поэзии: "Ты припомни, Россия, как всё это было" (составитель Геннадий Красников, издательство "Вече")?»

Марина Ганичева — главный редактор детского журнала «Русская земля» — готовит в издательстве «Русский путь» сборник для детей из произведений о войне 1812 года — не только классических, но и современных. Гостья фестиваля Елизавета Иванникова из Волгограда написала замечательную поэму «Бородинское эхо». Ещё раз вернусь к волнующей многих теме. Музей получил статус музея-заповедника в 1961 году.

Ровно через полвека все СМИ и федеральные каналы ТВ заполнились материалами о распродаже заповедных мест, о наступлении особняков на Поле русской славы. Кампания по защите поля вроде бы возымела действие: строительство приостановилось. Я спросил у зам. главы Можайского района М.П.Лузиной, как обстоят дела сегодня? Она устало ответила, что ничего особенного и не было: да, строили, но вдалеке от памятников, не заслоняя их, не особенно высокие, деревянные особняки. «Всегда на поле кто-то жил, его пахали». Я своих бывших коллег знаю: если получено задание показать, как особняки наступают на поле, то смонтируют терема, на батарею Раевского налезающие. Но когда стал пересказывать свою беседу председателю фестиваля Валерию Ганичеву, то местная женщина за рулём сказала: «Неправда. Я вам сейчас покажу!» И мы увидели, ведь чтобы отдать «кусок истории» под застройку, теперь надо всего лишь провести так называемые общественные слушания с участием 15 бабушек, которые за мешок сахара или картошки проголосуют как надо.

Таким образом роскошными дачами застроили уже три участка Бородина. Пытаясь остановить массовое коттеджное строительство, музейщики обратились в прокуратуру, но ей тогда было не до мелочей: разгорался скандал с их «крышеванием» подпольных казино. «На Бородинском поле никто ничего строить больше не будет. Есть уже поручение председателя правительства России к министерству культуры в самое ближайшее время завершить оформление всех документов, чтобы в законном порядке запретить строительство», — заявил губернатор Московской области Борис Громов.

На уровне сельсовета были приняты решения по трём огромным участкам, на которых уже появились коттеджи. Зато высшие государственные чиновники, наоборот, озвучили решение о сносе 16 муниципальных домов рядом со зданием музея, в которых живут его сотрудники, — якобы портят ландшафт.

Достаточно прийти к памятнику 1812 года — мемориальному месту на возвышении, где Франц Рубо делал эскизы для своей панорамы Бородинской битвы, чтобы убедиться, какой вид ему бы открылся сегодня и кто портит ландшафт! Серьёзно повторяю для читателей: хотите увидеть поле, а не просто глянуть на музей и два-три памятника в его окрестностях, приезжайте быстрее сюда. До юбилея губернатор Борис Громов наложил мораторий на сделки с продажей заповедной земли, но даже он не действует.

Не успели музейщики перевести дух — кто-то средь бела дня застолбил под коттеджную застройку полтора гектара вблизи деревни Семёновское, где располагалась ставка Багратиона. В музей позвонили местные жители: в лесополосе крутятся подозрительные личности, размечают территорию. Главный хранитель Бородинского поля Александр Суханов ринулся туда, прихватив с собой для устрашения захватчиков папку с документами. Пришельцы, уезжая, прикрыли автомобильные номера с серией АА. Местные знатоки утверждают, что такая серия обычно присваивается автопарку правительства Московской области. Чем закончился скандал? Да как обычно — секвестром заповедной территории и утратой ещё одного памятного места. Проверяющие, похоже, удовлетворились версией районных властей, будто землю они отрезали не от музея, а от соседней деревни Семёновское. О том, что незадолго до этого были незаконно расширены деревенские границы, они умалчивают. Так писали многие СМИ, а я лишь сумел убедиться в правоте их: на повороте к Багратионовым флешам и монастырю появилась усадьба из трёх-четырёх строений, она вывалилась за границу Семёновского — к залесенной пойме ручья, закрывая вид на обелиски.

Так что, с одной стороны, участники фестиваля укрепляют здесь дух и гражданскую позицию, а с другой — видят обострённей проблемы и нестроения даже на такой избранной Богом земле. Но всё-таки, как ни тяжко об этом думать, надо продолжать делать своё старинное писательское дело, бороться и надеяться. Завершу стихами Елизаветы Иванниковой:

Не ищите в народе безволья,
Как ни тяжко ему на земле –
Чёрный хлеб Бородинского поля
Каждый день у него на столе.

Александр Александрович БОБРОВ,
Можайск — Бородино — Москва