Владимир Косенчук - Самое время сплотиться

Исполнился год со дня запуска нового телевизионного проекта — телеканала «Просвещение». О том, какой путь пройден, о задачах, стоящих перед телеканалом, о его перспективах рассказывает его генеральный директор Владимир Евгеньевич КОСЕНЧУК.

Корр.: У вашего телеканала очень интересная история. Хотелось бы узнать её подробности.

Владимир Косенчук: В 1992—1996 годах я занимался программой «Высшая школа» на канале «Российские университеты». Потом на российском телевидении сделал программу «Высшая школа». Но ни один из телеканалов показать её не согласился. Не формат, мол, — это такой профессиональный термин.

Три года назад наша инициативная группа хотела организовать телеканал «Просвещение», с письмом к Медведеву обращались — и три года никаких подвижек не было.

И мы пошли другим путём. Я работаю зам. начальника комплекса телепроизводства в телецентре «Останкино», руковожу большим коллективом. Имея этот опыт и другие возможности, мне показалось, что у нас есть все условия для создания телеканала «Просвещение». Лицензию средств массовой информации мы получили 22 июля 2010 года, в день моего рождения.

К этому времени у нас уже была сформирована серьёзная крепкая команда, объединяющая и творческий, и технический персонал. Были разработаны первые циклы программ.

15 октября 2010 г. мы начали 16-часовое онлайн-вещание в интернете. К 1 декабря 2010 г. в сети «Акадо» у нас уже было около 70—80% передач и фильмов собственного производства — к чему мы стремились изначально. Мы никогда не хотели быть «кинобудкой», показывающей закупной продукт.

У нас много умных, талантливых людей, которых, к сожалению, достаточно редко показывают на других каналах. Мы хотим показать российских учёных и просто интересных людей, которые много значат для нашей истории.

Ещё один факт радует — ведущие кабельные и спутниковые операторы с большой заинтересованностью относятся к телеканалу «Просвещение». С этим связано его динамичное распространение: уже 1 марта 2011 г. канал начал вещание со спутниковой платформы «Триколор ТВ», а 10 марта — в «Национальных Кабельных Сетях».

Мы при создании канала чётко понимали, что никакой политики на канале не будет, иначе мы можем стать такими, как и все. Валентин Валентинович Лазуткин, вице-президент АКТР, и Николай Дмитриевич Никандров, президент Академии образования РФ, поддержали именно такое развитие канала «Просвещение» и вошли в состав наших учредителей.

В состав Попечительского Совета телеканала также входят помощник руководителя Администрации Президента РФ, академик РАЕН Е.В.Попова, секретарь Общественной палаты РФ, академик РАН Е.П.Велихов, чемпион мира по шахматам А.Е.Карпов и другие известные люди.

Наши основные программы — это социально значимые проекты, те, которые на других каналах бывают эпизодически, безсистемно.

Корр.: Как вспомогательные проекты?

Владимир Косенчук: Да, как вставки. У нас же системная подача информации, большое количество регулярных циклов: о нравственности и семье «Семейные ценности», о рабочих профессиях, которые востребованы на сегодняшний день в России, — «Профессия», «Высшая школа», новый проект «Средняя школа», «Взгляд ребёнка», «Вектор познания» и ещё очень много… Культура, наука, образование. Все наши программы есть на сайте.

Самая главная отличительная черта канала «Просвещение» — он создан самостоятельно, не по заказу, людьми, которые понимали необходимость появления такого канала в России.

Корр.: Можно сказать, что ваш канал уникальный, потому что всё телевидение сейчас ориентировано на развлечение, а у вас в основном образование, просвещение.

Владимир Косенчук: Совершенно верно. Особо радует то, что, по последним данным, канал имеет большую популярность.

Корр.: Какая у вас аудитория?

Владимир Косенчук: Сейчас — 30 миллионов зрителей. Это большая аудитория, и ответственность, которая лежит на мне и моих заместителях, достаточно велика.

Корр.: Кто смотрит ваш канал?

Владимир Косенчук: В основном молодёжь; и не только. Я недавно выступал в Совете Федерации, и один из сенаторов мне сказал: «Спасибо за канал. Я разрешаю своим детям смотреть только телеканал «Просвещение». Руководитель комитета по образованию Валентина Александровна Петренко тоже сказала, что канал ей очень нравится.

Корр.: Рекламы нет?

Владимир Косенчук: Нет, потому что реклама для кабельных и спутниковых каналов — это телемагазины. Они все разные, но то, что предлагается нам, — несовместимо с концепцией канала. Кроме того, мы думаем о зрителе — все уже давно устали от огромного количества рекламных телемагазинов…

Корр.: Новостная рубрика у вас тоже есть?

Владимир Косенчук: Новости — это, вы знаете, очень обременительная, очень трудная задача. Тем не менее они у нас выходят каждый день. Но «Наши новости» — это новости науки, образования, культуры. То есть тех профильных направлений, которые близки каналу «Просвещение». У нас нет политических новостей, мы говорим о выставках, публикациях, новых книгах, научных открытиях…

Корр.: Конкуренты у канала имеются?

Владимир Косенчук: Эта «площадка» — только наша. Есть каналы, которые работают по принципу «телебудки» — покупается иностранный научно-популярный контент, в промежутки вставляется реклама — и всё. Причём этот контент бывает десятилетней давности… Такие каналы нам не конкуренты. Есть прекрасный канал «Наука 2.0», он недавно стартовал. Я думаю, что у нас одинаковые задачи. Конкуренция в деле просвещения — даже звучит странновато. Напротив, мы готовы сотрудничать со всеми, чтобы как можно больше было социально значимых проектов.

Я считаю, чем больше таких телеканалов, тем лучше для нашей страны и для детей. Мы должны понять, что телевидение — для людей, для страны, а не для коммерческих целей.

Коммерческая выгода для канала не главное — поэтому и рекламы у нас нет. У нас, конечно, никогда не появится реклама алкогольных напитков, других наркотических препаратов. Мы за здоровый образ жизни, за правильное воспитание молодёжи, за то, чтобы Россия была образованной, интеллектуальной, сильной, державной. Но методы у нас свои — просветительские.

Корр.: У вас очень солидные партнёры — и Академия образования РФ, и Академия наук, и Технический университет, и многие другие. Как вы с ними сотрудничаете?

Владимир Косенчук: У нас с некоторыми вузами заключены договора о партнёрстве. Мы записываем лекции ведущих преподавателей страны, делаем совместные научные проекты, проекты по культуре, образованию. У нас налажены прямые контакты с руководителями всех учебных и научных заведений.

Николай Дмитриевич Никандров — президент Академии образования РФ, он стоял у истоков создания канала, один из его учредителей, надёжный партнёр телеканала «Просвещение» — помогает нам всегда.

Наша основная «площадка» — это вузы, образовательные учреждения, колледжи, школы. Мы хотим дать молодёжи вектор развития, показать, что существует в нашей стране много интересных профессий, что образование в России ничем не хуже, даже лучше, чем в других странах, особенно в технических вузах. Мы хотим, чтобы молодёжь не мечтала с первых курсов уехать куда-нибудь за границу, совершенно не понимая, чего там ждать.

Были такие примеры: у меня работал молодой человек, прекрасный компьютерщик, и мог в России, в телевизионно-техническом центре, занять достойное место как профессионал, но уехал в Канаду. Ему там пообещали хорошую зарплату, но большую часть её он тратил на проживание, потом через два года вернулся. Дальнейшая его судьба мне неизвестна, но он мне напрямую говорил, что сожалеет о своём отъезде, считает, что сделал неправильный шаг. И мы хотим уберечь молодёжь от таких неправильных шагов.

Одна из главных задач канала «Просвещение» — помочь человеку устроиться в обществе. Молодёжь должна иметь цель, должна к чему-то стремиться. Без желания что-либо делать, достигать молодёжь становится аморфной и социально пассивной. Только социально активная молодёжь может развивать страну.

Корр.: И очень ценно, что вы оказываете непосредственную поддержку, например, выпускникам ВГИК, принимая их на работу, давая им такой опыт, такую практику.

Владимир Косенчук: Студентам ВГИК, ГИТР, МИТРО — есть такая школа телевидения — мы даём практику. Практиканты есть на разных каналах, но наш отличается тем, что мы можем им дать попробовать все профессии и специальности, показать весь процесс, они могут всё делать своими руками. Где у них лучше получается, там они могут остановиться. К сожалению, не на каждом канале могут предложить это.

Корр.: Сейчас молодёжь «сидит» в интернете. Может ли телевидение конкурировать со всемирной сетью и как ваш канал справляется с этой задачей?

Владимир Косенчук: Телеканал «Просвещение» выходит не только в кабельных сетях и на спутнике, у него есть прямые трансляции в интернете — в «Корбине», на многих других сайтах. «Корбину» смотрят во всех странах мира, в том числе и в Японии, где есть у меня друзья, и мне уже звонили, приглашали в гости — они смотрят наш канал, а в Японии очень популярны программы по философии, по искусству… Народ уже устал от «развлекухи», наелся глупыми шутками с экрана. Учёба, искусство, просвещение — это всё вечно, остальное — временное.
Мы же знаем, что просвещение по Канту — возможность для человека выйти из безсознательного состояния и не бояться принимать собственные решения, основанные на личном опыте…

Конечно, мы понимаем, что путь становления телеканала «Просвещение» длительный, трудный. Но при этом мы уверены, что телеканал будет востребован, будет двигаться вперёд, увеличивать свою аудиторию и развиваться!

Корр.: Вы рассчитываете на какую-то поддержку?

Владимир Косенчук: Да, мы рассчитываем на поддержку тех, кто, как и мы, понимает необходимость появления нашего канала. Мы также считаем, что и государство, которое провозгласило одним из принципов телевидения образовательно-просветительские, воспитательные, социально направленные программы, тоже не должно оставаться в стороне. И мы готовы к сотрудничеству с любыми структурами, которые заинтересованы так же, как и мы, в распространении накопленных человечеством знаний, популяризации российского образования, науки и культуры, ознакомлению зрителей с новыми технологиями, именно российскими. Об этом сейчас очень мало говорят. Нам нужна поддержка и государственных структур, и других структур, заинтересованных в развитии российской промышленности. Сами мы не сможем осилить такое информационное поле.

Я помню лозунг начала 90-х годов: «Россия отстала не надолго, а навсегда». И не хотелось бы оставить такое наследие нашим детям и внукам. Сейчас самое время сплотиться и двигать нашу науку, образование и промышленность вперёд. Без этого мы можем остаться сырьевым государством.

И роль телевидения, интернета, радио как раз и заключается в том, чтобы в своей стране продвигать отечественную культуру, образование, науку. У нас есть прекрасные разработки, изобретения, которые, к сожалению, не популяризируются так, как это необходимо.

Уверен, что телеканал «Просвещение» займёт достойное место в становлении и формировании нашего государства.