Выбор Святой Руси

 Юбилейная выставка, посвященная 900-летию со дня рождения святого князя Андрея Боголюбского открывается в Международном фонде славянской письменности и культуры. 

9 июня 2011 года в 17.00 в преддверии Дня России в рамках проекта «Национальная гостиная» Международного Фонда славянской письменности и культуры состоится открытие выставки  «Выбор Святой Руси», посвященной свершениям и великому наследию  святого  князя Андрея Боголюбского.  

Выставка подготовлена Фондом святого благоверного князя Андрея Боголюбского по материалам, предоставленным Свято-Боголюбовским женским монастырем Владимирской епархии.  Концепция,  дизайн, изготовление экспозиции выполнены медиацентром «Событие». 

На выставке представлены  иконы, фрески, тексты, связанные с жизнью Андрея Боголюбского. Видеопрезентация на экране посвящена Боголюбову – месту,  где произошло чудесное явление Божий Матери князю Андрею и ставшему навеки особым мистическим центром русского Богообщения.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1111- 1174) - одна из самых загадочных и трагических фигур русской истории вот уже девять веков трогает сердца и будоражит умы русских людей  от простолюдинов  до царей. Сын половецкой княжны и внук Мономахов, потомок византийских  императоров, соединявший в себе высокую греческую ученость, обширный культурный кругозор и выдающиеся таланты государственного деятеля, полководца и миротворца вошел в русскую историю прежде всего как избранник Божий, с которым связаны  основы  феномена Святой Руси – таинственного  соединения Божественного и человеческого в космическом пространстве русской души на просторах от Белого до Черного морей. 

Историческому выбору  нового центра  Руси от Киева на Северо-Восток к Владимиру и позже Москве мы целиком обязаны святому Андрею Боголюбскому. Но этому выбору предшествовало иное высшее предизбрание  Русской земли как  подножия Престола Божия, как земли назначенной стать воплощением святых чаяний  человечества на пути к новому небесному Иерусалиму.  Именно святому Андрею впервые было дано откровение Божие о Руси как о святом уделе Пресвятой Богородицы.  Эта мысль изменила само представление русских как народа о себе и своей  роли в мировой истории.

В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: «Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал». В Ипатьевской летописи о нем говорится, что он «Володимиръ сильно устроил». Исторические источники свидетельствуют, что за время княжения святым князем Андреем было создано больше тридцати храмов. И те, что сохранились, принадлежат к высшим образцам пластического мышления человечества – Успенский собор, храм Покрова-на-Нерли - самые древние и самые яркие  шедевры русской культуры, вошедшие в список мирового наследия ЮНЕСКО. 

Промыслительное значение деятельности Андрея Боголюбского просматривается в большом его участии в основании Москвы, которое было связано со стратегической задачей укрепления северо-восточных земель. Именно это маленькое и незавидное вотчинное селенье в княжеском уделе князя Андрея, полученном им от своего отца великого князя Юрия Долгорукого,  стало началом принципиально нового этапа развития русской государственности и сыграло огромную роль и в истории страны, и в судьбе политического  наследия князя Андрея Юрьевича.

Именно Москва соединила лучшие духовные силы русских в преодолении алчности и гордыни правителей раздробленной междоусобиями Руси, сформировала единое, суверенное государство – Российскую державу от моря до моря и воплотила идеалы самодержавия и  высочайшей нравственности народной,  о которых мечтал боголюбивый князь Андрей – правитель опередивший  свое время на много столетий.  Известно, что судьба и идеи Андрея Боголюбского глубоко вдохновили государя Петра Великого на пороге нового Петербургского периода русской истории. В 1702 году состоялась канонизация святого благоверного князя для общецерковного почитания.    

Отдельная страница жизни  князя Андрея – история его мученической гибели от рук убийц, подстрекаемых его политическими и духовными противниками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.  Еще один трагический круг русской истории  - первый русский самодержец  был предательски убит  ночью  17 июля 1174 года. В другую страшную ночь  17 июля  1918 года  безжалостные убийцы спустились в подвал дома  Ипатьева и  казнили последнего русского государя Николая Александровича, государыню  и всех детей. Цареубийцы XX века сочли, что в день смерти первого русского Царя уничтожат последнего.

В открытии выставки  примут участие президент Международного Фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов,  президент фонда Андрея Боголюбского Ольга Тюрина и другие участники заседания «Национальной гостиной» на тему  « Русский выбор: святые благоверные князья Андрей Боголюбский и Александр Невский».