Александр Крутов - Слово редактора - Свобода и счастье

Архив: 

Ах, это сладкое слово «свобода»! Оно, как и «счастье», не сходит с уст правых и левых, либералов и коммунистов, власть предержащих и отверженных. После 1991 года, по словам либералов, свобода и счастье слились воедино. Благодаря свободе, мы избавились от страха, узнали много нового о себе и о своём прошлом. Всё тайное стало явным.

Мы разоблачали, развенчивали, рассекречивали, ниспровергали, сбрасывали в пропасть все наши ценности, истинные и мнимые, а заодно сбросили и те идеалы и традиции, которые человечество вырабатывало тысячелетиями. Мы упивались свободой разрушительства, повторяя путь большевиков.

В нашем разоблачительном пылу должны были одинаково ответить за преступления прошлого и жертвы, и палачи. Мы договорились до того, что поставили равно виноватыми агрессора — нацистскую Германию и жертву — Советский Союз. Мы забыли о том, что мы великий народ с великой культурой, спасший мир от чудовищного зверя — фашизма. Но для наших либералов советская история — это только Гулаг, а война выиграна настолько бездарно и кроваво, что её и за победу-то считать не стоит.

Мы забыли о том, что наши дети должны видеть в нашей истории не только ошибки, злодеяния, предательства, но и положительное, героическое, чтобы уважать и любить страну, где они родились.

Для либералов свобода обернулась полной вседозволенностью. Она уже давно стала у нас символом распущенности и блуда. А что же принесла сексуальная свобода нашей стране? Сотни тысяч больных СПИДом, гепатитом, венерическими болезнями, миллионы абортов ежегодно, переполненные отказными детьми дома ребенка, сотни тысяч социальных сирот при живых мамах и папах, чудовищный рост сексуальных маньяков, педофилов, детскую проституцию, искусственное взращивание гомосексуалистов и лесбиянок.

Что же мы так бездарно распоряжаемся свободой — высшей ценностью, дарованной нам Богом. Это благо мы превращаем во зло. Свобода, не ограниченная нравственными нормами, есть зло. И мы, скорее, стали жертвами свободы, чем её счастливыми обладателями.

Как часто получается, что, желая мира, свободы и счастья для себя и для всех, люди чаще всего лишают этого и себя и других.
 
В последние десятилетия мы часто слышим: «свобода совести», «свобода слова», свобода передвижения», «свобода печати», «свобода самовыражения», «свобода любви»... В данном случае свобода означает отсутствие зависимости от чего-либо и от кого-либо, и прежде всего от совести.

Человек рождается с жаждой свободы. Но это благо при определённых условиях обращается для человека в свою противоположность. Свободой людей овладевают те, кто обладает способностью усыплять их совесть. Имея в своих руках «хлебы» и владея совестью людей, можно подчинить их навеки. Нынешнее время — яркий пример этому. Те, кто владеет «хлебами», то есть средствами материального благополучия, пытаются контролировать воззрения людей на весь внешний и внутренний мир, регламентируют их поведение, снабжают духовной пищей, определяют моральные нормы, устанавливают, что хорошо и что плохо. И делают они это сознательно: «Ибо тайна бытия человеческого не в том. чтобы только жить, а в том, для чего жить»...

Как сохранить личную свободу, это драгоценное сокровище, которое сообщает смысл жизни?

Все люди разные. Мы знаем, что на Земле нет ни одного одинакового человека, как нет одинаковых мотыльков, птиц, оленей, коней, собак, кошек... Мир безконечно разнообразен, и каждый человек — это тоже целый мир, мир неповторимый.

Если между людьми столько различий, то разве у них может быть одинаковым представление о счастье?! Разве не может быть так, что одному свобода нужна для того, чтобы сидеть с утра до вечера за компьютером, а другому — целый день бегать по магазинам, подыскивая какую-нибудь сногсшибательную вещь, чтобы своим видом потрясти знакомых, третьему — проводить больше времени с больным человеком, четвёртому — отдавать свои силы, средства, здоровье для построения справедливого общества? И каждый из них будет счастлив, если добьётся поставленной цели.

Сама свобода всегда есть соединение «от» (от чего-то, от ограничений, от обязанностей) и «для» (для осуществления идеи, для уподобления Образу Божиему, для чего-то иного).

И в то же время, по словам великого инквизитора, «нет заботы безпрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться», и «нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается».

Чем пожертвовать? Что предпочесть? На что решиться? Как часто нам хочется, чтобы выбор за нас был сделан кем-то другим. Тогда нам пришлось бы только принять данное решение и покориться ему. Но «пред кем преклониться», кому подчиниться физически и духовно? Пред сильными мира сего или вручить свою свободную волю Промыслу Божиему?

Человек использует свою свободу для тех ценностей, которые он избирает. Для многих из нас такими ценностями становятся желание сытости, стремление к престижу, славе, моральному комфорту, «чтоб свету провалиться, а мне чай всегда пить». Миллионы кладут свою личную свободу к ногам своих поработителей и умоляют их о порабощении и хлебе. Вспомните, как дьявол прельщал Христа, в нагой и раскалённой пустыне, предлагая обратить камни в хлебы, и тогда за Ним побежало бы человечество, как стадо. Но Господь не захотел лишить человека свободы и отверг предложение. Ибо какая же свобода, если послушание куплено хлебами? Даже если они испокон веков были символом человеческого счастья. «Не хлебом единым жив человек», — сказал Христос.

Люди воспринимают под свободой совсем разные, порой и вовсе противоположные понятия. Христиане воспринимают свободу как возможность быть со Христом. Ведь только там, «где дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17). По словам самого Христа: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Для православного человека свобода состоит в том, чтобы предаться в волю Божию: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №6, 2011г.