Христос всегда у дверей сердца

Дорогие наши читатели! Сегодня, в дни Пасхальной радости, когда вера наша — светла и напоена благодатью чуда Воскресения Христова, мы предлагаем вашему вниманию беседу о вере. Эта беседа с протоиереем Владимиром Волгиным состоялась на телеканале «Доверие» в православной программе «Вера, надежда, любовь».

Любовь Акелина: Отец Владимир, пожалуй, самое известное выражение о вере — это: «Верую, потому что это абсурдно». Получается, мы православные христиане, верим в абсурд?

Прот. Владимир Волгин: Я думаю, что это не совсем так. Во-первых, чувство веры присутствует в каждом человеке с рождения, оно словно слито с человеком. Мы верим постоянно, неизменно, верим всегда. Учимся в школе, — думаем, что окончим школу, институт. Работаем, — думаем, что эта работа, эта профессия принесёт нам удовлетворение. И не только душевное и духовное, но и материальное. Вступаем в брак, — верим, причём искренне, — что этот брак будет незыблем и что с этим человеком мы проживём до конца жизни; и умрём, как благоверные князья Петр и Феврония, по преданию, в один и тот же день. Что от нас родятся дети, что мы воспитаем внуков, а может быть, даже и правнуков застанем.

Но мы, православные, веруем ещё в то, что этот мир не просто существует и мы не просто сотворены из материи. За всем этим миром, — необъятным, блистающим своей незыблемой безконечной красотой, стоят особые законы, которые человечество до сих пор не может изучить.

За всем, чего касаются руки человеческие, — живопись, музыка, зодчество — за всем этим мы видим творца, которым является человек. И, безусловно, за этим мирозданием, зданием мира должен стоять творец — Бог.

В атеистические хрущёвские времена изображали Бога в виде дедушки, сидящего с бородой на облаках или летящего над землёй. Бог не антропоморфичен, он не имеет никакого образа. Слово Бог, которое переводят с разных языков, говорит о свойствах Бога, но отнюдь не об образе Бога.

Евангелист Иоанн Богослов — первый евангелист, названный Богословом. Он изображается в образе орла, как бы парящего над этим миром и ведающего какие-то тайны Богопознания. Что Евагелист говорит о Боге? Бог — есть Свет. Бог — есть Любовь. Бог — есть Истина. Бог — есть Дух. И первая глава апостола и евангелиста Иоанна Богослова говорит, что Бога никто, никогда, нигде не видел.

Единородный Сын, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотившееся в человека, воспринявшего человеческую плоть ради искупления рода человеческого от греха первородного, явил в себе Бога. Что это значит?

Допустим, мы начали общаться с какими-то людьми. Что думаем мы о них? Вот этот человек — добр, этот человек — не от мира сего, этот человек — сияет каким-то светом. И, безусловно, мы судим о людях прежде всего по их делам.

Так вот, Господь Иисус Христос, воплотившийся в человека, явил в себе Бога. Каким образом? Он ходил по водам, останавливал бурю единым словом, воду претворял в вино, пятью хлебами и двумя рыбками накормил тысячи людей, исцелял хромых, глухих, слепых, изгонял бесов, воскрешал мертвых. В Евангелие Он воскресил трёх человек: девицу двенадцатилетнего возраста, сына вдовы в Наине и четверодневного Лазаря, о котором сестра Лазаря свидетельствует в Евангелие: «Он уже смердит». Господь несколькими словами — «Лазарь, выйди вон из могилы» — воскрешает Лазаря. Христос видел будущее как прошедшее, и многие Его пророчества уже исполнились, некоторые исполняются, а некоторым надлежит быть исполненными.

Я читал одну книжку об иудеях, которые приняли христианство. Один из раввинов блистательно знал Ветхий завет, особенно его так называемые «мессианские места» пророческих, исторических книг. Так вот, он решил сличить эти «мессианские места» с жизнью и со словами Иисуса Христа, с его делами и поступками. И самое удивительное, что этот раввин, впоследствии ставший христианином, нашёл до трёхсот мест совершенно разных пророчеств, которые в своей жизни исполнил Господь Иисус Христос. И то, что Христос существует, мы видим это, и ощущаем, и наблюдаем это до сих пор.

Знамение, сходящее в виде Благодатного огня в Иерусалиме на Гроб Господень. Я знаю многих людей, которые были на гробе Господнем в Иерусалиме и видели собственными глазами, как сходил этот Благодатный огонь. Он сходит в Великую субботу по Юлианскому календарю, несмотря на то, что Пасха — это праздник переходящий.

На гору Фавор 19 августа, в день Преображения Господня, рано утром сходит облако в виде конуса, и все видят это.

Икона мироточит, икона кровоточит, великая агиасма, крещенская вода, которую освящает архиерей или священник в церкви во время Богоявления, за редким исключением не подвергается тлению на протяжении многих, многих, многих лет. У меня самого хранилась такая вода где-то около лет двадцати, она стояла и в холодильнике, и на солнце, и в тени, и она отличалась такой же свежестью, как и вода, которая только что набрана из источника. Так что мы видим проявление Божественной силы, могущества и творчества в нашей жизни. Я часто спрашивал людей, а вы верите в Бога?

Любовь Акелина: И что они отвечали?

Прот. Владимир Волгин: Многие люди мне отвечали, как в советское время: «Да, что-то есть».

Любовь Акелина: Что-то? А что они имели в виду?

Прот. Владимир Волгин: А то, есть какая-то сила. Они свидетельствовали о силе, которую когда-то чувствовали в своей жизни. Они понимали, что есть некоторые мгновения в жизни, которые не подвластны им. Недавно я смотрел новости, где рассказали о мальчике, который случайно упал с седьмого этажа, но лишь немножко поранил ногу, рука у него болела, но он остался жив, даже не потерял сознание.

Любовь Акелина: Как Серафим Саровский, который в детстве упал с колокольни.

Прот. Владимир Волгин: Да-да, преподобный Серафим Саровский, в детстве упал с колокольни, и ничего с ним не произошло. Это же чудо, безусловно. Вот так некоторые люди и верят на уровне, — «что-то есть».

Но нельзя оставаться в вере на этом низшем уровне. Человек должен потрудиться своим разумом, умом подумать не только о творении мира, но и о том, каким удивительным образом создан человек, насколько он гармоничен. Шекспир вкладывает в уста Гамлета такие замечательные слова: «человек — краса вселенной, венец всего живущего, основа мироздания».

Ради человека творился вот этот мир! Если человек задумается о себе, о красоте своей, он поймёт, что в отличие от животных он наделён разумом, чувством и волей. Он задумается о смысле жизни и обязательно задаст себе вопрос: а в чём заключается этот смысл? Неужели же только в том, чтобы прожить и умереть? Да, можно оставить после себя какой-нибудь след в истории. Но этот след оставляют очень немногие, — немногие счастливчики. Мы, простые люди, оставляем детей. У большинства из нас — по одному ребенку, по два, по три от силы, мы вырождаемся. Многие вообще не хотят детей, и роды пресекаются. А дальше что? Память человеческая изглажена из сердца. Люди умирают навсегда, если нет памяти, нет безсмертной жизни.

Любовь Акелина: А дальше тишина, да? Как у Шекспира?

Прот. Владимир Волгин: А дальше тишина, полнейшее молчанье. Да, это так, если человек не задумается о проблеме веры…

Я рос в атеистической семье, и родители воспитывали меня в атеистическом духе.

И как-то раз я услышал по радио передачу о том, что человек, когда умирает, он распадается на органические вещества, и этими органическими веществами питаются земля, растения. Я думал о том, как хорошо быть цветком! Да, вырасти цветком! Правда, вскоре эта мысль ввергла меня в уныние, я не хотел согласиться с ней. И на протяжении всей жизни, до тех пор, пока я не пришёл к вере, я не мог примириться со смертью.

Но, тем не менее, если человек будет стремиться к познанию Бога, он отчасти прикоснётся к Нему. Господь говорит: «Мы придём и в человеке верном сотворим обитель внутри человека», т.е. в душе человека. И такими «верными» были и все апостолы. Апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». И святые отцы, все стяжатели Духа Святого, т.е. Бога, были богоносцами и познавали Бога внутри себя, находясь в постоянной молитве, в постоянной любви к Богу. Апостол Павел, заканчивая одну из глав Послания, пишет о Боге: «Теперь мы видим гадательно, как бы сквозь тусклое стекло, а тогда, т.е. в будущей жизни, лицом к лицу».

Иногда я пользуюсь словами псалмопевца Давида, несмотря на то, что бывает неудобно произносить резко такие слова неверующим людям. Я говорю: «Рече безумец в сердце своем — нет Бога». Да, произносить такие слова может только человек, лишённый ума, который живёт вегетативной, растительной жизнью, не думающий о последствиях такой жизни, не догадывающийся о безсмертии души своей, о её красоте и о её предназначении: быть всегда и во всём, и везде рядом с Богом.

«Верую, потому что абсурдно», — повторяете Вы слова Тертуллиана. Я понимаю их таким образом.

Митрополит Антоний Блюм рассказывает о своём опыте, как он пришел к Богу. Во Франции, учась в гимназии, ему было примерно 14 лет. Как-то приезжает в гимназию один старец. Классный руководитель оказался довольно мудрым человеком, он попросил: «Останьтесь, можете делать все, что угодно за своими партами, только останьтесь, для того, чтобы не опозорить имя этого замечательного человека, старца, священника». И когда старец вошел, Антоний Блюм сел на заднюю парту, думал читать книжку. Он, кстати, тогда думал о смерти, о самоубийстве, потому что настолько безсмысленной казалась ему жизнь. Он вспоминает : «Я не мог читать, потому, что этот старец говорил о таких вещах, которые были противоположны в этом мире. Он говорил о любви, а мы жили в нелюбви, кроме как испытывали на себе родительскую любовь и только родственников. Он говорил о нестяжании, когда весь мир был сосредоточен на обретении тельца из серебра и золота. Он говорил о целомудрии, тогда как все жили своими страстями плоти, и старались удовлетворить эти страсти. И это слово произвело на него невероятное, неизгладимое впечатление. Вот в этом абсурдность!

Мир живет своими законами, неверующий мир со своими страстями и похотями, своими желаниями. И мир желает построить себе Царствие Божие непременно, но только на земле. Будущий митрополит решил прийти домой, поражённый этим словом старца, и прочитать Евангелие. Среди четырёх Евангелий он выбрал самое короткое — Евангелие от Марка. Начав читать, он почувствовал, что по другую сторону стола стоит Христос, взирающий на него. И он стал верующим человеком. «Христос, — говорит Антоний Блюм, — он всегда у дверей сердца, всегда он стучится, только бы мы отворили ему двери».

Дорогие читатели «Русского Дома» и телезрители телеканала «Доверие»!

Позвольте поздравить всех вас с замечательным великим праздником, праздником праздников — Пасхой Господней! Апостол Павел говорит: «Если бы Христос не умер и не воскрес, то тщетна наша вера, и дела наши тщетны. Мы все должны стремиться к воскресению, к всеобщему воскресению». С одной стороны, всеобщее воскресение само по себе наводит страх на человеческую душу, на души людей, которые не стремятся к очищению своих душ от страстей. С другой стороны, это есть победа Жизни над диаволом и адом. Для праведников этот день будет являться великим праздником, потому что этот день навсегда покончит со злом и его источниками — диаволом и падшими ангелами.

Желаю всем нам оказаться вместе с праведниками, вместе со святителем Иоанном Златоустом, а лучше сказать — с апостолом Павлом воскликнуть: «Где твое, смерте, жало, где твоя, аде, победа?»

И для того, чтобы прийти к этому славному воскресению всеобщему, необходимо углублять и возвышать в себе веру в Бога, без Которого мы ничего не можем в этой жизни совершить, и систематизировать все наши знания и чувства, связанные Верой в Него!