Александр Маринин - Смиренный миротворец

 

†13 апреля 1461 года, 550 лет назад преставился ко Господу свт. Иона, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец

 

Он был хорошо известен православной России тем, что в своей огромной епархии, куда в то время входили Рязань, Муром, части Тамбовской и Воронежской епархии, искоренял скрытое идолопоклонничество. А целые селения мордовских, мещерских и муромских племён оставались в то время ещё язычниками. Тысячи людей привёл свт. Иона к истинному Богу и делал это без насилия и кровопролития. Будучи великим миротворцем, которые, как известно из Евангелия, «помилованы будут», он действовал убеждением, ярким проповедническим словом, но главное, примером собственной жизни.

Княжеские распри создали к 1431 году ситуацию, в которой митрополитами были избраны сразу трое: свт. Иона в Москве, епископ Смоленский Герасим в 1432 году в Литве и грек Исидор в Константинополе.

В начале пятнадцатого века Смоленск был временно присоединён к Литовскому княжеству и надменный князь Свидригайло поставил своего избранника Герасима митрополитом Литвы и всея Руси, успев незаконно утвердить его в Константинополе. Но спустя 3 года князь заподозрил Герасима в измене и приказал его сжечь.

Вскоре после этого свт. Иона выехал к Патриарху Иосифу Второму в Константинополь для посвящения. Но опоздал. На русскую митрополию уже был назначен грек Исидор. Ему предстояло стать безвольным орудием в руках византийского императора Иоанна Палеолога, дабы утвердить Унию с римо-католиками и сохранить свой трон.

Происходивший из Фессалоник Исидор был последним русским митрополитом «из греков». Он отличался исключительной хитростью, коварством и умением обманывать даже многомудрых государственных мужей.

Ему предстояло сыграть драматическую роль в истории Русской Православной церкви. Прибыв в Москву весной 1437 года, Исидор сумел убедить великого князя Василия Васильевича Тёмного отпустить его (якобы для укрепления дружбы с христианскими церквями) в Италию на Ферраро-Флорентийский собор. И не просто отпустить, а отправить с большими почестями в сопровождении досточтимого Авраамия, епископа Суздальского, со свитой из ста духовных и светских лиц.

В 1438 году Исидор прибыл в Феррару, где заседал собор, названный XVII Вселенским собором католической церкви. С 1439 по 1442 году он продолжал свою работу во Флоренции, а затем ещё до 1445 года — в Риме. Собор был созван папой Евгением IV и утверждён императором Иоанном VIII Палеологом. На соборе присутствовали около 700 делегатов, были рассмотрены разногласия между Западной (католической) и Восточными (православными) церквями. Рим неудержимо стремился к полной и безраздельной власти над всеми христианскими церквями, не гнушался подкупами и интригами.

6 июля 1439 года все участники, включая императора, единодушно (за исключением одного лишь митрополита Марка Эфесского) подписали резолюцию собора, предложенную папой. Так была заключена Уния. Восточные церкви соединились с латинской и признали главенство папы римского во Вселенской церкви.

На соборе Исидор проявил себя столь ревностным сторонником Унии, что был назначен папой кардиналом, апостольским легатом для всех северных земель.

Отправляясь из Италии в Россию, он заранее разослал грамоты в епархии литовские, русские и ливонские, где извещал о соединении церквей. Весной 1441 года Исидор прибыл в Москву, где иерархи даже не предполагали о результатах его итальянской поездки. Великому князю Василию он привёз дружеское послание папы римского.

На первой же литургии в Успенском соборе Исидор открыто помянул вместо Константинопольского патриарха римского папу Евгения IV, а после службы дьякон с амвона прочитал постановления злополучного Флорентийского собора, которые, кстати, были потом отвергнуты православными церквями. (Уже через несколько лет многие присутствовавшие на соборе епископы утверждали, что все решения на соборе были получены подкупом и угрозами со стороны папы римского и его соратников. Непрочная Уния была отвергнута большинством восточных церквей).

В Москве реакция была однозначной. Великий князь Василий прямо в храме изобличил отступника Исидора, отправил его в заточение в Чудов монастырь, созвал собор, признавший постановления Флорентийского собора полностью противными древнему православному учению. Осенью 1441 года Исидору удалось бежать. Сначала в Тверь, потом в Новгород, а затем в Рим. Он присутствовал при взятии Константинополя и попал в плен к туркам, но снова сумел убежать и в 1462 году умер в Риме.

Русские люди с облегчением вздохнули, когда на кафедру русской митрополии был окончательно избран свт. Иона. Теперь он уже не поехал на поставление к патриарху униату Григорю III Мамму. Впервые в истории нашей церкви посвящение митрополита было совершено русскими архиереями в Москве — 15 декабря свт. Ионе торжественно вручили посох святителя Московского Петра.

В 1451 году Господь попустил нашествие безбожных агарян на русскую землю. Вплотную к Москве подступил сын ногайского хана Седнахмета. Великий князь выехал собирать войско, оборона столицы была возложена на свт. Иону. Ногайцы зажгли предместья города. В облаках зловонного дыма свт. Иона с большим количеством братии прошел крестным ходом по стенам Кремля, моля Бога о спасении Москвы и её жителей.

В шествии принимал участие любимый свт. Ионой прозорливый старец Антоний. Митрополит обратился к нему с просьбой об усиленной молитве Богородице о защите православных. Антоний предсказал ему победу и изгнание врагов невидимою силой. Предрёк, что лишь ему одному суждено Господом погибнуть от рук ногайцев. В этот же момент старца пронзила неприятельская стрела, и он упал замертво.

В это же время в рядах неприятеля возникло необъяснимое смятение, и они в ужасе бежали от стен Москвы. Пресвятая Богородица в очередной раз защитила Москву. В тот же день 2 июля (а это был праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы) свт. Иона заложил на своём дворе церковь в честь этого праздника в память избавления города по милости Царицы Небесной от захватчиков.

По всей Руси было известно, что помимо великого дара миротворца митрополит Иона получил от Бога дар чудотворения и прозорливости. Однажды пришла к свт. Ионе бедная вдова и пожаловалась на жадность его послушника, который должен был поить и кормить на деньги митрополита приходящих к нему больных и нищих. Послушник всё отрицал и заявил в лицо святителю, что подлая вдова получила от него уже много денег. И даже пожелал ей смерти.

На это прозорливый святитель ответил: «Вдова говорит правду, а ты крадёшь и лжёшь. Она будет жива, а умрёшь ты». Тотчас послушник заболел горячкой и умер.

Свт. Иона возглавлял Православную Церковь двенадцать с половиной лет. Он отошёл ко Господу с молитвой на устах в 1464 году во вторник на Страстной неделе. У честных мощей митрополита исцелялись расслабленные, немые, страдавшие от зубной боли.

В 1472 году мощи свт. Ионы были обретены нетленными и поставлены в открытой раке в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Вошедшие в 1812 году в Кремль французы оскверняли и грабили его святыни. Но не посмели посягнуть на драгоценную серебряную раку митрополита. Французы увидели мощи свт. Ионы с высоко поднятой, как бы грозящей им рукой…

Так спустя века после смерти святитель продолжал охранять любимую Москву.

Александр Александрович МАРИНИН