Александр Загорянский - Презрение к стране и школе

     Самодержавною рукой
     Он смело сеял просвещенье,
     Не презирал страны родной:
     Он знал её предназначенье.
                                        /Александр Пушкин/

 

О ком это написал Пушкин: «Не презирал страны родной»? О великом реформаторе Петре, конечно! А что готовят наши неуёмные «реформаторы»-реставраторы дикого капитализма, презирающие «эту страну»? В чём видят её предназначение? Вопросы вспыхивают с новой силой и тревогой.

Наверняка все читатели слышали о безумной затее: оставить для старшеклассников только четыре обязательных предмета: физкультура, ОБЖ, Россия в окружающем мире. Ну и ещё некий «индивидуальный проект», схожий с солдатским индивидуальным пакетом, который используется под огнём или в окружении врагов, когда помочь некому.

Замминистра образования Игорь Реморенко твердит на телеэкранах: «Стандарты неудачно были поданы СМИ — отсюда массовый протест. А на самом деле они преследуют главное: создать выбор». Смешно слушать. Какой выбор в 15 лет? Например, я, уже сочиняя стихи, пошёл в Радио-механический техникум, чтобы получать хорошую стипендию, помогать родителям. Учился на отлично, но мечтал о Литературном институте. Из нашей группы вышли работник банка, кинематографист, писатель, бизнесмен, журналист, кто-то остался инженером по специальности. Один сокурсник поступил в семинарию. А ведь мы взрослели быстрее школьников! Но тут предлагается ранний и ограниченный выбор — «по призванию» — из шести группы предметов. История, география, экономика — выбирай что-то одно. Хочешь ещё? Тогда платно! Сбитый с толку телевидением и психозом потребления (все хотят быть менеджерами и госслужащими!) незрелый человечек с растерянными родителями будут решать, что важнее — физика или химия, русский язык или литература…

Все ректоры вузов, как один, говорят: школа должна давать базовые знания, круг обязательных предметов определён веками, а уж мы проведём специализацию. Значит, игнорирование общественного мнения, дружного протеста образовательного сообщества продиктовано иной сверхзадачей?

Неужели россияне — наследники самой лучшей в мире системы образования — слишком умны для уготованного им будущего? Требуется поколение плебеев, не творцов, а потребителей, как проговорился на одной конференции министр Фурсенко.

Не хватает «здоровых и патриотичных» холопов, похожих на охрану и обслугу власти и олигархов. Но что такое патриотизм для малообразованного человека? Это собачья преданность хозяину, а не стране, готовность выполнить любую команду: любить или не любить, уважать или не уважать, сделать или украсть.

Как всё это будет совершаться — уже ни для кого не секрет. Губительность этих нововведений понимают даже домохозяйки. Вот родительница на сайте пытается на бытовом уровне понять инновации академиков от образования: «Предположим, Ваш ребенок хочет быть изыскателем в нефтяной отрасли (я, конечно, обобщаю, но зато пример конкретный). Значит, он выбрал бы географию, биологию, химию, ну и алгебру. Но из блока естественных наук можно выбрать только 1 предмет. Как же с таким багажом в институт поступать?» А ему и не надо поступать, если не можете заплатить! Инженеры на нефтегазопроводах будут немецкие и английские, а он, «Ваш ребёнок», станет не изыскателем, а разнорабочим, ну, в лучшем случае, бурильщиком. Будет с обязательным примитивным знанием английского — команды исполнять или в обслуге работать. Так что под них, дружных и патриотичных, разрабатывается непонятный предмет— «Россия в окружающем мире». По туманному замыслу фурсенковцев, он должен представлять из себя некий синтез истории, обществознания, географии и культурологии, направленный на формирование цельного образа страны в мире. Кто и с каких позиций напишет такой учебник? Ведь в принципе годовая подписка журнала «Русский Дом» являет собой образ православной, помнящей свою суть России в нынешнем обезумевшем мире. Если взять схожую по объёму годовую подписку «Огонька», то выстроится совершенно другой, местечково-либеральный образ «этой страны». Становится страшно, если восторжествует второй — самый вероятный вариант!

Остальное, по прикидкам авторов, подростки смогут выбрать из шести предметных областей: «русский язык и литература, или родной язык и литература», «иностранные языки», «математика и информатика», «естественные науки», «общественные науки», «искусство» или «предметы по выбору». Обратите внимание: «русский язык и литература, или родной язык и литература». Или! А президент Медведев в Уфе на заседании президиума Госсовета сказал: «Конечно, есть общие, обязательные вещи — знание государственного языка…» Выходит, он даже не ведает, что минобр считает знание государственного русского языка — не обязательным: ведь великий русский язык надо впитывать, изучать с молоком матери и до седых волос. Теперь разрешено оставить его знание на примитивном уровне, а потом взяться, например, за «великую чеченскую или ингушскую литературу» вместо произведений имперских певцов Кавказа — Пушкина, Лермонтова, Маяковского.

Между тем у нас сами чиновники, включая министра Фурсенко, не могут внятно по-русски изъясняться, ведь было стыдно слушать, что он мямлил на заседании правительства, когда премьер Путин стал открыто над ним издеваться: «Вы знаете, как я люблю физкультуру и спорт, но, по-моему, ваши авторы стандартов перестарались». Ну, ладно: поставил на место, вернее, оставил на месте вместо того, чтобы найти нового, адекватного министра. Почему?

Итогом работы Фурсенко в 2010 году, как считают многие депутаты, стало закрытие 9 тыс. школ, дефицит детских садов (в очереди стоит 1 млн. 700 тыс. дошколят); попытка коммерциализировать образовательные учреждения, сокращение учительского состава, неоднородность финансирования вузов («своим» больше, другим — как получится), ликвидация «лишних» вузов, чтобы свести их число до 150, как было в России до первой мировой войны. Наконец, «лихая» инициатива, озвученная помощником президента Дворковичем — ликвидировать стипендии. Основной бюрократический результат министерства образования и науки за 2010 — это разработка проектов закона «Об образовании в РФ» и новых федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС), вызвавших широкий резонанс в обществе: только в интернете — 11 тыс. комментариев на закон, в два раза больше — на стандарты. Министр выразил удовлетворение активной реакцией общества. Но не заострил внимания на том, что творения министерства вызвали почти стопроцентное отторжение у педагогов, родителей, простых граждан, попытавшихся проникнуть в тайны зубодробительного текста объемного закона и ФГОС.

Фурсенко планировал, что уже в этом году его реформаторские начинания будут одобрены Госдумой. Но всё пошло не так. Депутаты так напирали на министра, что тот к концу дискуссии дал задний ход. Он сказал, что стандарты и закон об образовании форсироваться не будут. Что министерство готово ещё поработать над проектами, учесть точку зрения граждан, и только потом они будут рассматриваться в Госдуме. Стандарты, как уточнил министр, могут быть полностью введены к 2020 году. Закон об образовании появится раньше. Но тоже будет редактироваться.

Сейчас властям пришлось отложить свои задумки только потому, что на борьбу с ними поднялся народ. Решающую роль в перемене настроения руководства РФ и минобразования сыграли письма учителей, родителей учащихся, писателей и работников культуры, направленные властному тандему. Прежде всего, это открытое письмо, подписанное 20 тыс. граждан, письмо московского педагога Волкова и ряд других обращений с единственным пожеланием — снять с повестки дня одиозные инициативы фурсенковского министерства. Вот фрагмент Открытого письма:

«…Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, невыгодно: объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина; объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука; объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения. И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности.

Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Платонова, Солженицына… Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой так гладко и красиво повествует стандарт. Откройте любую из целей образования в стандарте — и вы увидите, что её нельзя достичь, если не читать книг, не думать над опытом жизни людей, отражённым в литературе. Без глубокого литературного и шире — эстетического — образования не добиться ни умягчения нравов, ни толерантности, ни осознанного отношения к своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности государства в целом…»

Что тут добавить? Только одно: будьте бдительны и берегите своих детей.

Выдающийся врач и просветитель Николай Пирогов говорил: «Школа есть одно из проявлений жизни с её борьбою и с её влечениями к достижению вечной правды». Сегодня за правду надо бороться, как никогда!

Александр Александрович ЗАГОРЯНСКИЙ