Константин Тагунов - Живая любовь

 

В феврале 1051 года первым русским митрополитом Киевским и всея Руси избран свт. Иларион

 

Ранним утром задолго до начала службы в храме свв. Апостолов в селе Берестове, где находился великокняжеский дворец, из церковных ворот выходил высокий священник в чёрной рясе и шёл неторопливо на высокий лесной холм, находившийся на берегу Днепра. Это были лучшие минуты его жизни — тишина, покой, уединение, глубокая неспешная молитва.

В том благодатном месте выкопал свт. Иларион небольшую пещеру, «печерку малу двусажену», и пребывал в ней свободное время. Церковное предание отмечало, что именно в этой пещере близ Берестова, поселился, вернувшись с Афона, преп. Антоний Киево-Печерский, после того как его любимый ученик Иларион стал в 1051 году митрополитом.

Пещера дала начало Киево-Печерскому монастырю. В этом был особый Промысл Божий. Свт. Иларион, будущий родоначальник русской книжности, стал и родоначальником пещерного иноческого жития.

Немного сведений о личной жизни митрополита Илариона донесла до нас церковная история. А творчество его и по сей день привлекает внимание филологов и богословов.

В 1051 году «Повесть временных лет» рассказывает о зарождении Киево-Печерского монастыря, ведущая роль в котором принадлежала Ярославу, «любящу Берестовое и церковь ту сущую святых апостол». В ней и служил «пресвитер Ларион — муж благ, книжен и постник». К этому надо добавить огромное трудолюбие, альтруизм, любовь к родине и русским людям (недаром его называли Русин), поэтический и богословский таланты.

Эти качества побудили Вел. князя Ярослава Мудрого поставить его в «лето 6559» (1051 г.) первым русским митрополитом: пятеро предыдущих были греками. Этим актом устанавливалась русская церковная автономия. Ярослав Мудрый стремился к укреплению авторитета государства. По его инициативе в 1043 году был совершён последний крупный поход русских на Византию. Поставляя свт. Илариона на митрополичью кафедру, князь не сомневался, что тот будет отстаивать независимость русской церкви от Константинополя.

Ярослав Мудрый сломал традицию и не отправил Илариона на рукоположение в Константинополь. И в 1051 году сам провёл его интронизацию в Софии Киевской с Собором русских епископов. Но законность избрания Илариона главой Русской Православной Церкви была несомненной. Это засвидетельствовал особым письмом сам Константинопольский Патриарх.

Он был первым русским митрополитом, не только по национальности, но по духу и ментальности, выражал духовную позицию русского христианства и отстаивал независимость Русской Православной Церкви. В его недолгое правление Киевская Русь сияла путеводной звездой для всего христианского мiра. В ней уже не было язычества. Не было страшных ересей, подобных арианству, от которых содрогалась Европа. Духовное состояние Киевской Руси XI века определялось крепкой православной верой народа и благочестием правящих князей.

Ярослав Мудрый обладал большими литературными способностями и был неутомимым просветителем Руси. Он позаботился о переводе на русский язык множества греческих книг, составивших основу уникальной библиотеки храма св. Софии. Вместе со свт. Иларионом Ярослав Мудрый составил церковный Устав (Номоканон) Русской Православной Церкви.

«Се аз князь Великий Ярослав… с митрополитом с Ларионом сложил греческий Номоканон, яже не подобает сих тяж судити князю, ни боляром — дал есмь митрополиту и епископом», — рассказывает «Повесть временных лет». Во всех благих начинаниях князя активно поддерживает его новый просвещённый митрополит. Он не боялся взрывного характера Ярослава Мудрого и говорил ему правду.

Высокую оценку митр. Илариону даёт архиепископ Филарет (Гумилевский), отмечая, что вера Христова при нём начала «плодиться», то есть приносить обильные благодатные плоды. Он много сделал для устройства церковного богослужения и духовного просветительства народа, который знал и любил.

У свт. Илариона не было серьёзных врагов. Но, конечно, были завистники. Его яркие богословский и поэтический таланты и блестящее красноречие вызывали зависти у посредственностей.

Имя его в переводе с греческого означало «тихий, ласковый». Святитель действительно был таким. Современники отмечали его глубокое знание догматов церкви, Священного Писания, зрелость ума и высокую духовность. Митрополит был прекрасным оратором, и произведениям его присуща изысканная риторическая форма.

Выдающимся произведением, сыгравшим огромную роль в истории просвещения России, стало его «Слово о законе и благодати». Оно содержит и «Молитву преп. отца нашего Илариона, митрополита российского». Эту «Молитву» в праздник новолетия читали в сербских церквях вплоть до конца XVI века.

Своё «Слово» митр. Иларион с невиданным красноречием произнес в Софийском соборе в присутствии вел. князя и священства. «Слово» было первым памятником русского церковного торжественного красноречия. Особенное впечатление произвело в «Слове» восхваление вел. князя Владимира, «учителя и наставника русской земли». Высоко оценивалось центральное событие истории — крещение Руси.

«Слово» митр. Илариона не теряет своего значения и по сей день. Церковные историки утверждают, что из «Слова» выросла вся отечественная словесная культура.

Перу свт. Илариона принадлежат также богословские труды «Исповедание веры», «Похвала Ярославу Мудрому», «Поучение святителя о пользе душевной».

Он пробыл на митрополичьем престоле всего четыре с половиной года. После смерти Ярослава Мудрого его преемники передали Русскую церковь под власть Константинополя. И оттуда прибыл на киевскую кафедру грек Ефрем. А свт. Иларион удалился в свой любимый Киево-Печерский монастырь и до конца жизни (1067г.) мирно занимался богословскими и литературными трудами.

Константин Николаевич ТАГУНОВ