Василиса Снигирева - Утраченное милосердие

 

†13 февраля - 1700 лет со дня мученической кончины безсребреников Кира и Иоанна и с ними мученицы Афанасии и дщерей её Феодотии, Феоктисты и Евдоксии

 

Спустя два с половиной века после Распятия и Воскресения Спасителя, при императоре Диолектиане всё ещё продолжались жестокие гонения на христиан. Но ничто не могло помешать им исповедовать свою веру.

Живший в Александрии знаменитый врач Кир доказал свою верность Христу не только своей жизнью, но и смертью. Глубоко изучив Священное писание и труды апостолов, он понял, что причины телесных недугов надо искать в греховной жизни людей и заблудших душах.

Известно, что нет ничего мучительнее душевных болезней. К блж. Киру приходили много бесноватых и одержимых. Он объяснял, что болезнь не всегда кара, но и вразумление. Господь попускает недуги, чтобы человек по-новому посмотрел на свою жизнь, одумался и изменился. Многих людей только страдания могут привести к покаянию. А без веры и покаяния невозможно быть здоровым.

Такой взгляд на болезнь был тогда революционным, поскольку противоречил учению грека Галена, самого знаменитого учёного того времени, бывшего придворным врачом у римских императоров.

Блаж. Кир не был последователем Галена, не скрывал, что лучшим целителем считает Иисуса Христа и открыто проповедовал Его Учение. Было ещё очень важное различие между ним и Галеном. Тот любил роскошь и брал большие деньги за свои услуги. Да и лечил он только очень богатых и знатных людей.

Для милосердного Кира не имели значение материальное положение и происхождение его пациентов. Он был безсребреником, врачом безмездным, то есть берущим за свой труд самый минимум, чтобы прокормиться, или не берущим вообще ничего.

Жертвенная и самоотверженная профессия врача, являвшаяся для православных людей того времени не ремеслом и способом добывания денег, а высоким призванием, Промыслом Божиим, предполагала полное безкорыстие, верность долгу и больному. Эти постулаты содержались и в учении знаменитого греческого врача Гиппократа, жившего ещё в пятом-четвёртом веке до Рождества Христова. Клятву Гиппократа и сейчас приносят при получении дипломов врачи во многих западных странах и у нас в России. Но держат ли на деле они свою клятву?

История Православия знает множество великих врачей: вмч. Пантелеимона, свв. Косьму и Дамиана, сщмч. Антипу, епископа Пергамского, св. Агапита из Киево-Печерской Лавры…

Все они дорожили даром, данным им Господом, и все были безмездниками. Святые целители знали, что мiрская слава и богатство несовместимы с их жертвенной профессией. Жадный, тщеславный, немилосердный врач может прогневить Бога и в одно мгновение лишиться своих талантов. Большинство современных врачей это не смущает. Трудно представить себе известного медика, не стремящегося получать большие или очень большие деньги.

Безценный дар, полученный от Бога, в наше время часто используется эгоистично и рационально. А эгоизм исключает само понятие жертвенности и милосердия, без которых невозможно быть настоящим врачом.

Могут ли доверять пациенты расчётливому медику, который ценит их жизни меньше, чем свои материальные блага? Такая позиция непременно разрушает веру больных в медицину.

Современные пациенты просто боятся жадных тщеславных врачей, не доверяют их диагнозам, боятся идти на предложенные исследования и операции, полагая, что у них просто хотят выманить деньги. А милосердному безмезднику Киру больные доверяли всецело.

Свв. целители прибегали не только к традиционным лечебным средствам, но прежде всего к посту, покаянию и молитве. Именно так поступал и Кир Александрийский. Сотни спасённых им людей стали христианами. Это стало поводом для гонений и причиной, по которой он вынужден был покинуть родную Александрию.

Действовал он так не из страха. Ведь свою веру знаменитый врач давно исповедовал открыто. Но Сам Спаситель заповедал христианам уходить в другие города в период гонений. И блж. Кир уходит в Аравию, становится там иноком и получает от Господа дар чудотворения. Теперь он исцеляет недужных не лекарствами и травами, а силой своих молитв и обращает в истинную веру множество язычников. Известия о его чудотворениях разносятся по всему свету.

Узнаёт о безсребренике Кире и военачальник Иоанн, живший в киликийском городе Едесе. Этот вполне благополучный обеспеченный человек из хорошей семьи, с хорошей должностью. Он не скрывает своей веры, и когда гонения на христиан начинаются в Малой Азии, оставляет свой богатый дом и должность и уезжает в Иерусалим.

Там Иоанн пытается узнать, где же обитает инок Кир. Ему нужен именно такой учитель. Ради него он готов преодолеть сотни километров. Иоанн отправляется в Аравию и находит там св. Кира. Он нисколько не удивляется, увидев незнакомого мужа, называющего его «отче». Св. Киру ничего не надо объяснять, он прозревает в человеческих душах и с радостью принимает отважного воина. Иоанн становится его любимым учеником, ведёт аскетическую праведную жизнь и быстро возрастает духовно.

Вскоре св. Кир узнаёт, что в египетский город Каноп, известный своими легкомысленными нравами и типично языческой распущенностью, привезена для допросов и пыток верная христианка Афанасия с тремя дочерьми — пятнадцатилетней Феоктистой, тринадцатилетней Феодотией и одиннадцатилетней Евдоксией.

Каноп — крупный языческий центр, здесь находится огромный храм Сераписа, живёт известный языческий жрец Кассиан и правит лицемерный язычник Сириан. Христиан они люто ненавидят и стремятся любой ценой заставить их поклониться своим идолам.

Зная жестокие языческие нравы, свв. Кир и Иоанн понимают, каким страшным пыткам будут подвергнуты христианки. И какие опасности ожидают там их самих. Но высокая жертвенность, милосердие и способность отдать жизнь ради другого были неотъемлемой чертой древних христиан. И отважные Кир и Иоанн поспешили в Каноп, чтобы укрепить Афанасию и её дочерей, невест Христовых.

Именно жертвенности катастрофически не хватает нам сегодня. Мы разучились безкорыстно любить, привыкли дружить преимущественно с нужными и полезными людьми. Из любого события, предприятия, даже заключения брака и рождения детей стремимся извлечь мы максимальную пользу.

Свв. Кир и Иоанн находят в узилище Афанасию и девочек, своей глубочайшей верой во Христа поддерживают их, убеждают не поддаваться на уговоры язычников и, если будет нужно, стойко принять за Христа мученическую кончину. Современному прагматичному человеку это наверняка покажется жестоким: ну как можно толкать несмышлёных отроковиц на верную смерть? Не дано нам понять до конца и как может родная мать убеждать любимых дочек пойти на смерть за веру.

Стоит вспомнить, какую необыкновенную стойкость показывали православные дети и отроки на протяжении многих веков, исповедуя христианскую веру. Дети тогда рано взрослели и были мало похожи на своих сегодняшних циничных, пресыщенных, аморфных сверстников.

Их отличали высокие духовные качества, отсутствие инфантилизма, чувство долга и собственного достоинства. Не существовало и трагического непонимания между взрослыми и детьми. Они говорили на одном языке с родителями, не уступали им в твёрдости и любви к Иисусу Христу. Насмерть стояла святая юность за веру православную!

Мужественной Афанасии и её дочерям суждено было повторить подвиг свв. отроковиц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, обезглавленных язычниками в 137 году по Рождестве Христовом. Эти святые девочки были почти ровесницами наших христианок. Примеров такого добровольного мученичества отроков в церковной истории можно найти сотни.

…Узнав, что появившиеся в городе инок Кир и воин Иоанн убеждают томящихся в узилище дев не поклоняться языческим богам, градоначальник Сириан повелел привести их к себе. Свв. Кир и Иоанн не испугались его безсильной ярости и лаконично ответили, что ни под какими пытками не откажутся от своей веры. Взбешённый Сириан приказал привести Афанасию с девочками и для устрашения на их глазах подверг свв. Кира и Иоанна страшным мучениям.

Святым крушили кости, били их бичами, выжигали свечами на теле раны, потом поливали их уксусом и посыпали солью, обливали ноги кипящей смолой. Всё это они претерпевали спокойно, словно бы отдалившись душой от своих истерзанных тел. Наблюдавшие за пытками воины теряли сознание. А свв. Кир и Иоанн не издали ни звука. Такие силы может дать человеку только Бог.

Юные христианки не дрогнули при виде страшных пыток. И тогда Сириан приказал мучить их самих. Афанасия всячески укрепляла дочерей, но те будто не чувствовали боли, обращая свои взоры к Возлюбленному Жениху своему, Иисусу Христу. По приказу градоначальника после продолжительных пыток св. Афанасия и отроковицы Феодотия, Феоктиста и Евдоксия были усечены мечами.

Но и после казни мучениц безумный Сириан продолжал допросы израненных Кира и Иоанна, медлил, нервничал, трепетал, словно боялся расстаться с ними. Он никак не может отдать приказ их казнить. Хотя уже совершенно ясно, что христиане не дрогнут, не склонятся перед уродливыми идолами, не предадут свою веру. Ситуация начинала раздражать других военачальников. Они могли донести на Сириана всемогущему императору. И он приказал отсечь непокорённым святым головы.

Казнь происходит на том же месте, где пострадали мцц. Афанасия с дочерьми. Вскоре они были похоронены тайными христианами в отдельных гробах в церкви св. евангелиста Марка. В одном находились мчч. Кир и Иоанн, в другом — св. Афанасия с дочерьми.

Но и после своей мученической кончины в 311 году по Рождестве Христовом свв. Кир и Иоанн продолжали творить чудеса. В начале пятого века при патриархе Феофиле во время строительства большого храма во имя свв. Апостолов в городе Канопе были обретены их нетленные мощи. Неподалёку, в селении Мануфин, находилось древнее капище, где неистовствовало множество демонов, усмирить которых было невозможно.

Необходимо было очистить и освятить это место. Вошедший на Александрийскую кафедру патриарх Кирилл имел видение Ангела Господня, повелевшего перенести в нечистый Мануфин мощи сщмчч. Кира и Иоанна, способных изгнать оттуда нечистую силу. Всё исполнилось в точности. И патриарх Кирилл выстроил прекрасный храм в их честь.

Там происходили многочисленные чудеса, подробно описанные церковными историками. Позднее мощи свв. Кира и Иоанна были перенесены в Рим, а потом в конце 1591 года в Мюнхен, в церковь Архангела Михаила, принадлежащую ордену иезуитов. Хранились они в серебряном реликварии, украшенном золотыми пластинами, рубинами и сапфирами. В 1944 году в результате бомбёжек города западной авиацией храм был сильно повреждён, сгорели многочисленные святыни и документы. Исчез и реликварий. Но служители церкви считают, что мощи сщмчч. Кира и Иоанна, вмонтированные в главный алтарь, по-прежнему пребывают там.

Василиса Александровна СНИГИРЁВА