Протоиерей Александр Шаргунов - О ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

 

15 января — память преподобного Серафима, Саровского чудотворца

 

После Крестной смерти и Воскресения Христова великое множество людей, познавших благодать Святого Духа, приобщились на земле новизне вечной жизни, которая открывается в живой и личной связи с Богом. Они говорят об этой благодати как об огне, о свете, о любви, о мiре, о радости. Они свидетельствуют об этом на своих смиренных путях и в самых высоких откровениях, среди испытаний и скорбей и в самой смерти своей.

Это безчисленные свидетели, которых мы должны слушать, чтобы вдохновиться их примером и последовать за Христом. Они говорят нам о том, что пережили, на языке, доступном для самых простых и для учёных людей. Они зовут нас словом и жизнью своей дать Духу Отца Небесного вселиться в нас и всегда пребывать с нами. Дух Святой преображает даже наши тела по мере принятия нами благодати Христовой.

Это принятие Духа Святого явилось в полноте в Божией Матери, и Её предстательством, через Неё, у Неё научились все святые послушанию Слову Господню. Неслучайно преподобному Серафиму Саровскому Божия Матерь в течение его земной жизни являлась 12 раз.

Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым «О цели христианской жизни» занимает исключительное место в нашем богословии. На зимней русской поляне преподобный явил свет Преображения Христова. Духовный опыт всех святых выражен здесь с необыкновенной простотой и глубиной. Устами преподобного Серафима как будто говорят все избранники Божии от древних до последних времён. В этой пространной беседе главная забота Николая Александровича не о том, чтобы самому говорить, а чтобы слушать, насколько для него возможно, преподобного Серафима, и через него всех людей, преображенных Духом Святым. Можем ли мы остаться равнодушными к этому свидетельству? Время нам на нашем кратком земном пути — увидеть то, что является благоприятным для жизни во Христе и то, что удаляет от неё.

Более чем когда-либо мы нуждаемся сегодня в благодатном познании истины, чтобы хранить себя от всякой лжи и быть верными православному исповеданию. Ибо мы вступили в эпоху, когда рушится вся полнота истинных ценностей. Люди, даже как будто церковные, живут в странной двусмысленности: они могут рассуждать о Боге, о Духе Святом, но — вполне отвлечённо, исповедовать Символ веры и не иметь никакой жизненной связи с ним. Со всей силой преподобный Серафим показывает нам конкретное и ощутимое действие Духа Святого. И призывает нас не забывать, что и внешние проявления Духа должны присутствовать во всей жизни Церкви. Вот почему свидетельство Предания, осуществляемое через святых, должно быть главенствующим для нас.

Оно приобщает нас тайне Бога, Отца и Сына и Святого Духа. «Всё, что приняла Церковь, — говорит преподобный Серафим, — должно быть любезно сердцу христианина». Всё, что осуществляет Церковь, есть дар любви Христовой, которая даёт жизнь своим святым, всем своим членам. Любовь Христова, благодать Духа Святого — это основание, цемент единения и цель Церкви. И если мы хотим служить Церкви со смирением и с полной отдачей сил, то должны следовать за святыми Христовыми. Церковь во все времена спасается своими святыми. Невозможно, выступая против Церкви, спасать её.

Во все времена, и особенно в наши, глубже всего должна запечатлеться в нас эта истина: Церковь нуждается не в реформаторах, а в святых. Не менее известна заповедь преподобного Серафима о тайне церковной проповеди: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

На своём примере преподобный показывает, как это происходит. Всего себя отдать Богу, сгореть в служении Церкви и душам, которые надо спасти. Без постоянного сокровенного общения с Христом Распятым и Воскресшим, Спасителем нашим, миссионерство — лишь зуд сомнительной «светскости», бегство от себя, тщеславие, пасение ветров, как говорят святые отцы, и крах духовный. Исход в мiр? Не из чего исходить, если сердце пусто от благодати. Сегодня мы должны с особой силой осознать, что значит крестное, в Духе Святом предстояние Христу, явленное нашими святыми в течение веков.

Преподобный Серафим выходит по благословению Божией Матери из затвора в мiр, потому что всегда в сердце своём хранит сокровенное общение с Господом. Его внутренняя келлия — сокровенное место, место сердца, где он всегда пребывает с Богом Живым. То, что он стяжал верностью заповеди Христовой до пролития крови, не отнимается от него при общении со множеством людей. Он как бы продолжает стоять на том же самом камне, где молился тысячу дней и ночей, но теперь уже взывает ко Господу за каждого приходящего к нему как за себя: «Боже, милостив буди мне, грешному!». В мiре бушуют сильные ветры, они скоро соберутся в бурю, столь разрушительную, что «ангелы будут не успевать принимать души» (прп. Серафим). И многие из них предстательством Преподобного обретут спасение. Стоя на камне, он всегда пребывает в центре урагана. Вокруг него и благодаря ему торжествуют все добродетели и все грехи вырываются с корнем. Это его единение с Богом как бы в некоем вихре возносит души к Богу — ничто не противится ему. Но в сердце своём Преподобный неподвижен. Пребывающий в центре урагана — под кровом Бога Вышнего в пасхальном лицезрении Его.

Постараемся услышать запечатлённый Николаем Александровичем Мотовиловым завет преподобного Серафима. Молчание предшествует каждому его слову, молчание, которое он приемлет от Того, Кто есть Превечное Слово, Слово Божие — ибо от Него каждое человеческое слово наполняется смыслом. Таков высший урок всех святых. Церковная проповедь — ничто, если она не является продолжением того, что совершает Сам Бог. Только тот, кто, слушая слово, пребывает сам в молчании, знает, как говорить, быть понят-ным всем, жаждущим правды, и возвращать Богу заблудшие души.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ