Ксения Авдеева - БЕЗСТРАШНЫЙ ВОИТЕЛЬ

 

Церковные предания дают нам немного сведений об отрочестве и юности Геннадия Гонзова, представителя московского знатного боярского рода.

 

†17 декабря 1505 года, 505 лет назад отошёл ко Господу святитель Геннадий,  архиепископ Новгородский

Он рано уходит в монашество. Первоначально подвизается в знаменитой Валаамской обители у благодатного старца Савватия Соловецкого. Современники называют монаха Геннадия умным, добродетельным и весьма сведущим в Священном Писании. Будущий святитель быстро получает признание духовных властей.

В 1472 году он уже архимандрит древнего Чудова монастыря в Москве и оставляет о себе добрую память постройкой в обители каменного храма во имя своего любимого святителя Алексия. В этом храме при освящении его и были поставлены нетленные мощи святого митрополита.

В 1484 году он был назначен на новгородскую кафедру для проведения промосковской политики в недавно присоединённом богатом и вольнолюбивом Новгороде. Там он начинает и доводит до конца непримиримую борьбу с ересью жидовствующих. Занесена она была в Россию в 1470 году, когда свободолюбивые новгородцы пригласили на княжение литовского князя Михаила Олельковича. Со свитой его прибыл международный авантюрист еврей Схария, опытный растлитель доверчивых душ.

«Был он орудием диавола. Обучен чародейству и чернокнижию, звездочётству и астрологии», — пишет преподобный Иосиф Волоцкий. Вскоре к Схарии из Литвы и других западных княжеств подтянулись десятки искусителей-иудеев. Притворяясь строгими ревнителями Православия, жидовствующие распространяли осуждённые Церковью «чёрные книги» тайных наук и искажённые списки Священного Писания. Занимались колдовством и блудом. Еретики отрицали Святую Троицу, Божество и Воплощение Спасителя, не верили Его преславному Воскресению, не признавали второе пришествие Христа и Его Страшный суд.

Главный удар был поначалу нанесён по Великому Новгороду, входившему в состав Ганзы. Жители его — купцы и мореходы — отличались особым интересом ко всему западному и духовной легковесностью. Но жертвами жидовствующих стали не только купцы и торговцы. К ним примкнули известный новгородский протопоп Алексий и поп Дионисий, бояре и воины. Им удалось обмануть и очаровать самого Великого князя Ивана III. Ставленники жидовствующих сумели перебраться в Москву и получить высокие священнические должности в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля.

Появившийся на новгородской земле непримиримый противник жидовствующих преосвященный архиепископ Геннадий изобличает, преследует и жестоко наказывает нераскаявшихся отступников. Повсюду в то время царят предательство и страх. Народ боится сказать правду, ведь у еретиков есть сильные покровители в столице, в свите Великого князя. В ересь впали и его невестка, молдаванка Елена Стефановна, думный дьяк Феодор Курицын и даже архимандрит Симонова монастыря Зосима, будущий московский митрополит. Правдивое слово в то время могло стоить жизни.

И только два человека из всей церковной среды — архиепископ Геннадий и блестящий богослов и ревнитель Православия Иосиф Волоцкий, как Пересвет и Ослябя, встают на непримиримую и последовательную борьбу с жидовствующими! Борьба их с еретиками продолжается в течение 19 лет. Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что архиепископ Геннадий «быв пущен на злодейственные еретики. Устремился на них, яко лев, из чащи Божественных Писаний и красных гор пророческих, и апостольских учений». И победил.

С юности в характере святителя Геннадия формируются такие качества, как целеустремлённость, безстрашие. Он готов был сражаться с любым минимальным искажением учения Христова или церковного правила. Он безкомпромиссно боролся за чистоту Православия, понимая, что «безобидных» ошибок в вере не бывает. Маленькие ошибки влекут за собой большие искушения, а нередко впадение в «прелесть» или даже в ересь.

Высокообразованный, постоянно совершенствующий свой духовный мiр святитель Геннадий становится ярым борцом с невежеством мiрян и духовенства. Одной из причин быстрого и безпрепятственного распространения ереси жидовствующих по городам и весям Руси он считал именно тотальное невежество и отсутствие правильно переведённых служебных книг. Еретики прибегали к намеренно искажённым текстам ветхозаветных книг, отличных от принятых Православной Церковью.

До того времени Библейские книги переписывались на Руси так же, как в Византии, отдельными частями — Пятикнижие, Восьмикнижие, а также Псалтирь, Пророки, Евангелия и Апостол. При такой сложнейшей работе даже усердные переписчики допускали иногда погрешности, но жидовствующие специально искажали священные книги. Святитель Геннадий с горечью обращает на это внимание в послании архиепископу Иоасафу: «Жидове еретическое предание держат — псалмы Давидова и Пророчества испревращали!».

Известный писатель А. Нечволодов в «Сказании о Русской земле» рассказывает, как во время управления русской митрополии Филиппом I с 1464 по 1474 годы некий Фёдор, недавно покрестившийся иудей, приехавший из Литвы, получил задание от митрополита перевести с еврейского на славянский Псалтирь. Поздние исследования показали, что эта «Псалтирь», хранящаяся ныне в библиотеке Кирилло-Белоезерского монастыря, оказалась иудейской молитвенной книгой Махазор, ни в одном из псалмов которой не было пророчества о Христе. Фанатически преданный иудаизму авантюрист Фёдор перевёл на славянский не Псалтирь Давида, а употребляемые при богослужении иудейские молитвы! Мириться с подобными подменами было невозможно. Архиепископ Геннадий принимает решение объединить в едином своде все списки Священного Писания. И для этого собирает вокруг себя самых талантливых русских богословов, библеистов, церковных публицистов.

Современному ленивому человеку, привыкшему решать все свои проблемы нажатием клавиатуры компьютера, трудно даже представить, как работали просветители того времени. Книгопечатания не было, и огромные, старинные, истрепавшиеся фолианты переписывали вручную. Причём, не только смиренные иноки или думские дьяки, но и могущественные умудрённые пастыри, такие, как Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий.

В 1499 году на Руси выходит первый полный свод Священного Писания на славянском языке, так называемая «Геннадиевская Библия», включавшая книги Товита, Юдифи, Маккавеев и другие, переведённые с Вульгаты. Она становится неотъемлемым звеном в преемственности славянского перевода Слова Божия. От перевода Священного Писания, сделанного равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием в 863 — 885 годы, через рукописную Библию святителя Геннадия и воспроизводящую её первопечатную Острожскую Библию (1581 год) было сохранено славянское библейское предание.

Огромные усилия прикладывает святитель Геннадий, чтобы поднять уровень образованности священников, понимая, что невежество пастырей — благодатная почва для заблуждений и ереси. Именно он первым обращает внимание Великого князя и митрополита на необходимость училищ для духовенства. И первое такое училище решает открыть у себя в Новгороде. До конца земной жизни вёл он многогранную литературную деятельность. Она включает не только создание «Геннадиевской Библии», но и пламенные послания митрополитам Зосиме и Симону, епископам Нифонту и Прохору, обширную переписку с Иосифом Волоцким, церковный «Уставец», «Предание инокам», живущим по уставу скитского жития, новую Пасхалию. Об этом стоит сказать особо.

В 1492 году Русь совершенно серьёзно ждала конца света. Идея о кончине мiра по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мiра была заимствована у греков. Дата эта приходилась как раз на 1492 год. Даже богослужебная Пасхалия, указывающая время празднования Пасхи и зависящих от неё подвижных праздников, была написана только до этого рокового года. Конец мiра, как известно, не наступил, и жидовствующие начали глумиться над православными, тщетно ждавшими второго пришествия Христова. Чтобы успокоить взволнованный народ, необходимо было срочно написать Пасхалию на восьмую тысячу лет. Большой вклад в это важнейшее дело внёс святитель Геннадий, составивший новую Пасхалию на первые 70 лет восьмой тысячи. Он же ввёл правила составления так называемой вечной Пасхалии.

Последовательность и безкомпромиссность святителя раздражала многих вельмож. Новый повод для клеветы дал Собор 1503 в Москве, на котором архиепископ Геннадий вместе с преподобным Иосифом Волоцким решительно воспротивился планам Ивана III упразднить монастырское землевладение. Было написано и красноречивое «Слово кратко» в защиту церковных имуществ. Отношения с Государем испортились.

На Соборе 1504 года в Москве еретики были преданы церковному проклятию, осуждены и жестоко наказаны. Их нераскаявшиеся предводители были сожжены в клетках в Москве и в Новгороде. Скончалась в темнице и еретичка княгиня Елена. Принёсшие покаяние были отправлены в отдалённые монастыри. Но ещё долго ересь жидовствующих скрывалась по дальним окраинам Русской земли.

«Схватка с еретиками не закончилась и с победой на Соборе 1504 года. Вскоре архиепископ Новгородский Геннадий был оклеветан еретиками и низложен», — пишет в своей книге «Свет памяти» митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим Обратим внимание на эти слова, поскольку интернет и некоторые печатные издания допускают неточности, порой вполне сознательные, касающиеся биографии святителя Геннадия.

Попав в опалу, он не чувствовал себя несчастным. Слишком сильным и закалённым был этот человек, презиравщий лесть, интриги, низкопоклонство. Прекрасно знающий нравы великокняжеского окружения, святитель не ждал благодарности от неправедного мiра. Главной наградой была для него чистота родной Православной веры, которую он защищал всю жизнь. Оставив архипастырское служение, святитель Геннадий (в схиме Галактион) тихо жил в своём любимом Чудовом монастыре и мирно отошёл ко Господу. По воле Божией, его святые мощи были положены в храме Чуда святого Архангела Михаила в Хонех, у самой стены великой церкви, где покоились ранее мощи особо почитаемого им святителя Алексия.

Ксения Александровна АВДЕЕВА