Виктор Тростников - Мы и Европа выходили из средневековья в разные стороны

XV век был переломным и у нас, и в Европе, где  его называют веком Высокого Возрождения. Маркс говорил, что это была «эпоха титанов». Кто же были эти западные «титаны»? — Скульпторы и художники. А что они возрождали? В любом учебнике можно прочесть, что возрождалось в их работах античное мировоззрение, культ человеческой плоти.

 

22 сентября - 495 лет со дня кончины преподобного Иосифа Волоцкого

Называя вещи своими именами, можно сказать, что возрождалось язычество в его эллинском варианте. Приближение к язычеству есть удаление от христианства, так что Маркс очень удачно назвал Микеланджело и Рафаэля «титанами» — ведь согласно греческой мифологии титаны взбунтовались против богов. Западный Ренессанс — это апостасия, обмiрщение, секуляризация. Его «титаны», формально работая по заказам католической церкви, закладывали под неё мину замедленного действия, которая потом и взорвалась.

А что в этот переломный век происходило у нас? Русь тоже явила великих людей, творивших историю, но не титанов, а преподобных. Они не отдаляли людей от Бога, а приближали их к Нему. Вот некоторые славные имена: святые Нил Сорский, Зосима и Савватий Соловецкие, Макарий Калязинский, Савва Крыпецкий, Александр Свирский... Но самым ярким светилом в этом созвездии являет-ся, на мой взгляд, преподобный Иосиф Волоцкий.

Он родился в 1440 году и прожил 75 лет, был современником грандиозных перемен, происходивших в нашем Отечестве. Как и вся Европа, Русь выходила тогда из Средневековья, но этот процесс сопровождался ещё и освобождением от татаро-монгольского ига, созданием из удельных княжеств единого царства. Понятно, что такая глубокая трансформация, затрагивающая все стороны жизни, не могла проходить безболезненно, нужны были деятели, которые помогли бы Руси успешно пройти этот период исторического пути, несмотря на все препятствия.

Одним из таких деятелей, может быть самым главным, как раз и был преподобный Иосиф. Когда делу усиления монархического начала в Русском государстве серьёзнейшим образом стала угрожать ересь жидовствующих, именно прп. Иосиф Волоцкий самыми решительными мерами добился её пресечения и полностью искоренил. Хотя об этом мно-го и подробно написано, стоит кратко напомнить читателям основные моменты той драматической эпопеи.

Суть ереси жидовствующих элементарно проста: это была попытка религиозно обосновать отход от христианской религии, де-факто уже начавшийся на Западе, — оттуда она к нам и пришла. И естественно, что первым нашим городом, который был ею затронут, оказался Новгород, входивший наряду с Лондоном, Любеком, Бременом и другими «вольными городами» Европы в Ганзейский союз. Конечная цель ереси — уничтожение Церкви, а средство достижения этой цели — отрицание Таинств, т.е. хула на Святого Духа. Это именно та программа, с которой через 50 лет выступил Лютер, так что ересь жидовствующих можно назвать первой пробой сил протестантской идеологии, испытательным полигоном для которой была избрана Россия.

Жидовствующие попытались вести выходящую из Средних веков Русь в том же направлении, в каком вели Запад Микеланджело и другие «титаны», сделать её такой же апостасийной. Но перед ними стеной стали преподобный Иосиф Волоцкий и святитель Геннадий Новгородский. Потому все их планы позорно провалились. Роль Иосифа Волоцкого здесь была двоякой: он убедил Ивана III во вредоносности жидовствующих для России и благословил его на самые крутые меры по их обезвреживанию, вплоть до сожжения главарей, и издал фундаментальный богословский труд по опровержению ереси под названием «Просветитель». Так была уничтожена и сама эта страшная зараза, и теоретическая база для её возобновления.

Прп.Иосиф Волоцкий

Но это ещё не всё, что преподобный Иосиф сделал для России. Господь призвал его и на другое великое поприще. Дворянский сын из рода Саниных, он очень рано почувствовал своё призвание к монашескому подвигу. И вот что удивительно: с самого начала он мечтал о монастыре со строгим общежительным уставом. Постриг принял в Боровском монастыре, где настоятелем был преподобный Пафнутий, и сразу показал себя образцовым монахом. Когда Пафнутий скончался, братия выбрала его своим руководителем, и тут он предложил ввести в обители общежительный устав. Но насельники оказались не готовы к этому, и Иосиф покинул Боровский монастырь, направившись на север.

Он побывал во многих монастырях, найдя, наконец, такое устроение, которое ему понравилось, в Кирилло-Белозерской обители. Усвоив принятые там правила жизни, он вернулся в Боровск и снова предложил братии принять общежительный устав. Вторично получив отказ, возвратился в Волоколамск и решил основать там свой монастырь. Местный князь, уже наслышанный о подвигах Иосифа, помог ему в этом. Нам стоит ознакомиться с тем, какой порядок был установлен в его обители, получившей впоследствии название Иосифо-Волоцкого монастыря.

Обет нестяжательства, даваемый пострижеником, исполнялся здесь в буквальном смысле. У иноков не было ничего личного, всё, даже одежда, было общее. Одежда при этом имелась только самая худая. Царила строжайшая дисциплина. Без благословения настоятеля не делалось ничего. Выходить за ворота монастыря инокам категорически запрещалось, только по распоряжению настоятеля. Дети и женщины в обитель не допускались. Был такой случай: Иосифу сказали, что приехала его мать и просится в монастырь, чтобы увидеть сына, — он и её не впустил.

На церковную службу монахи являлись неукоснительно, без опозданий, каждому из них было отведено в храме своё особое место, менять которое он не имел права. После молитвы и трапезы, которую вкушали молча, слушая чтение творений святых отцов, расходились по послушаниям, назначенным игуменом, который трудился наравне со всеми. Ночевали насельники в своих кельях, ходить друг к другу в гости не полагалось. Иосиф сам обходил ночью кельи и, заметив что-то неуставное, стучал в окошко.
 
Прочитавший это может подумать, что преподобный Иосиф был каким-то безжалостным деспотом, — ничего подобного! Он был сама любовь, его отношение к братии было нежное и заботливое. И братия чувствовала это, горячо любила своего настоятеля. Характерен такой эпизод: Иосиф застал одного монаха за кражей жита из общественного хранилища; вместо того, чтобы наказать насмерть перепуганного беднягу, он сделал вывод, что его организм требует больше пищи, чем выдаётся монахам, и увеличил ему порцию.
 
Слава об удивительном монастыре, где живут одни святые, вскоре разнеслась по всей Руси. Богатые люди и владетельные князья считали за счастье быть принятыми преподобным Иосифом и побеседовать с ним, делали в обитель крупные вклады. Сам Государь Иван III проникся к Иосифу большим уважением и доверием. Кстати говоря, именно это доверие побудило Царя исполнить требование преподобного и казнить жидовствующих. Простой народ тоже высоко почитал необыкновенную обитель, которая в неурожайный год кормила безплатно до 700 бедняков с детьми.
 
Чего добился преподобный Иосиф Волоцкий, создав монастырь соответствующий его замыслу? Он добился очень важного результата. Показал наглядно, что буквальное исполнение Христовых заповедей возвышает человека и делает его святым, поднял авторитет Православной Церкви, сохраняющей эти заповеди.

Это было сделано вовремя. В 1448 году на Руси произошли сразу два великих события: сын Василия Димитриевича Василий II навсегда покончил с междоусобицами и на Руси установилось единовластие, а Русская Православная Церковь обрела независимость от Константинопольского Патриархата. Чтобы Россия исполнила своё предназначение и стала «Третьим Римом», необходимо было соединить эти факторы русской жизни в одно целое, в симфонию, т.е. сделать её не просто монархией, а православной монархией — привлечь монарха к Православию, а Церковь побудить быть его помощницей. Этой симфонии как никто другой содействовал преподобный Иосиф Волоцкий.

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ