Протоиерей Александр Шаргунов - В свете Креста Христова

 

14 - 27 августа - Успенский пост

 

В начале Успенского поста Церковь поклоняется Кресту Христову — тайне  жизни и смерти и высшего добра, без которого человек не может стать самим собой. Ради этого Христос жизнь Свою положил за друзей Своих, за род человеческий. Ради этого Божия Матерь явила полную преданность воле Божией, истинную самоотверженность, и слова Её в Благовещение: «Да будет Мне по слову Твоему» совершенно соединяются с крестной молитвой Господней: «Да будет воля Твоя!» Об этой воле Божественной возрадовался дух Её, и эта сила Вышнего всегда осеняла Её, до Креста Божественного Сына, до славного Её Успения. Это есть любовь к Богу, без которой нельзя никому увидеть Крест Христов и поклониться ему. Тайна Сына Девы, мучимого, распятого, и Сына Божия, поруганного, оклеветанного, отвергнутого, проникая благодатно в неисследамые бездны ада, напоминает Церкви, тяжко раненной сегодня торжествующим безбожием, о подлинном месте её надежды.

Там, где нет любви к Богу всем сердцем, всем помышлением, всею жизнью своей, место Его занимает что-то другое: или некая идея, или добрые человеческие дела, которые постепенно становятся истуканами. Здесь тоже может быть своего рода духовность и даже полная преданность тому, чему служат, но это преданность идолам. Откуда появились в нашем веке нацизм и коммунизм с их фанатичной преданностью, героизмом, часто в самых худших духовных ситуациях?

Сегодня человечество, особенно Россия, переживает другую смертельную опасность: отсутствие всякой преданности, всякого героизма, и если кругом не «измена, трусость и обман», то отсутствие самоотверженности, которая, конечно же, является естественным плодом искажения любви к человеку. Но если мы молимся о том, чтобы Господь послал нам «мужей силы и разума» для возрождения России, то мы должны быть внимательными по отношению к прежним болезням, ибо многие хотят видеть присутствие добра и любви всюду, где человек проявляет жертвенное служение. Это значит забывать, как заметил св. Климент Александрийский, что достоинство жертвенности заключается не в самоотверженности, которой она требует, а в истинности любви, которая вдохновляет её. Может быть, из-за незнания этого совсем недавно некоторые христиане легко относились к пропаганде победы идеи коммунизма во всём мiре, точно так же, как теперь (чаще всего это те же самые люди), внезапно «прозрев», радуются победе над коммунизмом и не замечают худшего зла, более страшного — обезвоживания и расчеловечивания человека.

В свете Креста Христова мы призваны увидеть, насколько понятие добра и любви, оторванное от своих Божественных глубин, может быть обезображено.

Любовь к человеку может быть чуждой всякой любви к Богу, может сознательно противиться любви к Богу. Прежде чем принять зло как норму своего существования, необходимо пройти некий промежуточный этап. Высшее искушение для отвергающего зло и ищущего добра человека, может быть, — желание показать, что ему не нужен Бог, чтобы делать добро. Однако Люцифер, значит «носитель света», то есть добра, отделённого от Бога. Антихрист, как точно сказал один богослов, будет тот, в ком будет позволено человечеству, объединённому и согласному, сказать Христу: «Ты нам больше не нужен!» — и это будет концом мiра.

Как будто в назидание всему человечеству поставлен длящийся уже без малого век позор России. «За отступничество от верности Кресту и Воскресению, — писал в начале столетия в архипастырском послании духовенству и пастве митрополит Макарий Московский, — в России будет попущена власть иноплеменная». «Будут времена, — говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, — когда Россию ощиплют, как курицу, но потом она снова поправится». Для чего поправится? Не для земного, всегда непрочного благоденствия, а для того, чтобы наибольшее число душ могло прийти под сень Креста в годину наступающих всемiрных бедствий. Крестная победа делает очевидным на земле и в вечности одно: когда царствует смерть и невозможна победа над нею, что бы ни предпринимал человек, это — только попытка безумного бегства от смерти или не менее безумная очарованность ею, открывающаяся в лжерелигиях.

Божия Матерь сказала в одном видении в 1917 году: «Многие души идут во ад, потому что никто не хочет пожертвовать собой и молиться за них с любовью». Многие души — тогда, а что сказать о множайших сегодня? Что же нам делать? Как уберечь нашу Россию, как спасти от вечной гибели наших близких и самих себя среди окружающего нас уже на земле ада, среди безсильных, безсмысленных исканий, и то очень немногими, личного и общественного совершенства, среди собственного нашего уныния, не ослабевающего даже от уроков, которые дают нам жития святых! Как возможно достигнуть такого человеку? Где взять эту любовь к Богу и человеку, которая из-за небывалого ещё умножения беззаконий в мiре охладела во многих, иногда кажется, почти во всех.

И вот мы слышим ответ стоящих у Креста — Божией Матери, Иоанна Богослова — и разбойника благоразумного, всех святых на наше вопрошание о любви, если оно у нас есть на самом деле. Это легко, это самое лёгкое в мiре — любить Бога и человека. Заповеди Его «не тяжки суть», говорит апостол любви. Бог даёт эту любовь — это крест, это приобщение Христу. Только надо решиться идти путём креста, надо с верностью исполнять простые христианские обязанности, целовать со смирением и послушанием посылаемые нам кресты, которые связаны с Его Крестом, и покоряться порядку Промысла Божия в мiре. Это духовность, которая освящала Патриархов и пророков, преподобных, праведных, царей и мучеников, это святость всех веков и всех народов, и каждого человека, и нет пути более высокого, более замечательного, и в то же время — более лёгкого, чем тот, который даёт Бог на всякое время, на всяком месте, всякому человеку. Вот то, что человек должен сделать со своей стороны, вот в чём состоит его верность: пусть он исполнит своё, Бог совершит остальное. Бог не требует от нас, чтобы мы были великими, имели то, чего у нас нет. Нет, говорит Он, придите ко Мне такими, какие вы есть, с тем малым, что имеете, с пятью хлебами и двумя рыбами, и когда это малое будет в руках Божиих, совершится великое. Совершится наше спасение, наше приобщение тайне Креста Христова, Его любви и насыщение других людей хлебом жизни. Благодать Креста, когда ей предаётся человек, творит чудеса, превосходящие всякое разумение человеческое, ибо «ухо не слышало, око не видело, и не всходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», исполняющим волю Его.

Однако на этом пути к Богу и к любви Его не должно быть опасных иллюзий. Нет воскресения без креста, нет созерцания без самоотверженности, нет святости без труда, нет присутствия Божия в твоей душе без исполнения скромных каждодневных человеческих наших заданий. И, тем более, нет Бога, если великое желание преодолеть ненавистный распад, царствующий в мiре, не живёт в нашем сердце, если нет в нём алкания и жажды этого дара свыше, сходящего от Отца Светов. Наконец, если нет поста как постоянного воздержания от всего, что питает нашу греховность и смертность, и нет молитвы, всегда возможной и всегда трудной, как поклонение Кресту, которая одна может запечатлеть Евангелие в человеческом сердце, и Крест Христов, и славу Его Воскресения. И славу Успения Божией Матери.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ