Елена Захарченко - Верните красоту в жизнь

«Нас, художников-фронтовиков, волнует всё, связанное с творческим наследием тех, кто на протяжении почти столетия множил художественную славу страны», — пишут художники-блокадники в своём обращении к руководству.

Художник Дмитрий Петрович Бучкин помнит, как в блокадную зиму выстаивали огромные очереди к проруби на Неве, как обшивали досками сфинксов возле Академии художеств, дежурили на крыше, уничтожая зажигательные бомбы.

«900-дневная блокада многомиллионного города, это невиданное за всю мiровую историю испытание, было выдержано нами ценою огромных жертв, — говорит Дмитрий Петрович. — Та трагедия ещё не получила должного изучения и оценки. Почему немцы не вошли тогда в город?

Он выстоял благодаря неимоверным усилиям простых горожан — их всё меньше и меньше остаётся сегодня. А государственные чиновники уже давно высказывают намерение закрыть Музей блокады. Ещё при Анатолии Собчаке чуть было не закрыли, но блокадники тогда его дружно отстояли. И вот снова обсуждается этот же вопрос. Городской Совет ветеранов уже утратил помещение на набережной Кутузова, где благополучно существовал до этого долгие годы. Трудно представить, что стало бы с нашей страной и нашим городом, случись военное лихолетье сегодня. Чувство Родины атрофировано, совесть потеряна, господствует жажда наживы, стремление добыть деньги любой ценой. Сегодня противостоять серьёзному врагу не смогли бы. Предано и продано всё, имеющее хоть какую-то ценность».
 
То, что происходит сегодня, ощущается многими художниками как экономическая и психологическая блокада. У многих пенсии реально не обеспечивают даже минимальные потребности в оплате жилья, питании, лечении...

Мальчиком Дмитрий Петрович как мог — с помощью карандаша, фотообъектива — фиксировал всё, чтобы сохранить увиденное и пережитое для потомков. Так ему советовал отец.

Несколько лет подряд именно Дмитрию Петровичу доверяют взыскательные и требовательные ветераны-художники ответственную работу по созданию общей экспозиции традиционной выставки ко Дню Победы в залах Союза художников Петербурга.

Что заставляет перешагнувшего восьмой десяток человека браться за кисть и карандаш, работать над картинами, рассказами, которые потом издаются в небольших книгах? Чувство долга. Всё тот же воинский долг призывает защищать подлинное, истинное, чистое от опошления, обмана.

Заботливое и мудрое старшее поколение стремится оберегать наши души от растления, многоликого зла. И это поколение настоятельно требует от правительства России вернуть подлинное искусство в лучшие музеи страны, вернуть подлинную красоту в нашу жизнь. Они ратуют за срочное принятие правительством России программы по сбережению и охране творческого наследия отечественных мастеров, спасению исторической памяти народа. И эти обращения как никогда своевременны. Судите сами: блокадный мартиролог вышел тиражом всего 150 экземпляров в скромном чёрно-белом варианте в оформлении народного художника России Владимира Георгиевича Старова.

Думается, что в Петербурге, буквально в каждом районе, должны сохранять и доносить до зрителя творческое наследие художников-блокадников, выдающихся мастеров фронтового поколения.

Елена Владимировна ЗАХАРЧЕНКО