Александр Крутов - Слово редактора - Крещение Руси

Архив: 

Может ли Россия убежать от самой себя? Убежать от своей русскости, от Православия? Нет. Как бы ни старались воинствующие русофобы и безбожники. Несмотря на активное противодействие, современный российский календарь пополнился ещё одним государственным праздником — Днём Крещения Руси — 28 июля. Наконец-то власть предержащие признали духовную связь прошлого и настоящего России, а значит и будущего её.

Тысячелетняя история Православия на Руси наложила неповторимый отпечаток на наш национальный характер и образ мыслей. И не учитывать этого, даже в светской стране, в которой мы живём сегодня, непростительно.

Немногие из нас, наверное, обратили внимание на то, что принятие при Великом князе Владимире в 988 году веры Христовой называется не крещением русского народа, но — Крещением Руси. Этим духовным актом, великим Таинством, освящалась вся Русская земля — Божественный удел наших предков. Когда мы говорим «окрестность», это означает — крещёная земля.

Русский человек после Крещения Руси воспринимал землю, на которой родился и вырос, из которой вышел и в которую уйдёт, как святой образ, данный Богом, который надо любить и лелеять, обихаживать и защищать. Вся земля освящалась поклонными крестами, и даже есть молитва с обращением: «О, Земле Русская!»

Наши предки, получив это святое наследие, веками приумножали его и воинской силой, и дипломатической смекалкой. Но чаще по доброй воле соседские племена и народы шли «под руку Руси», т.е. под её мощную защиту.

Из древнейшего летописного свода, «Повести временных лет», известно, что святой равноапостольный князь Владимир шёл к Православию через множество искушений. Несмотря на то, что его бабушка — святая благоверная княгиня Ольга была христианкой, сам Владимир в юности был ярым язычником. Вначале единство своей державы он решил строить на создании общего государственного культа языческих идолов различных славянских племён, даже установил их деревянные статуи в Киеве. Но спустя всего 8 лет он сбросил их в Днепр. Божий Промысл раскрыл ему ложность этого пути, и из четырёх предложенных ему вер: ислама, иудаизма, католицизма и Православия, он выбрал ту, которая сплотила Русь и подарила ей вечность.

Историческая память связывает образ князя Владимира не с его личными качествами или политическими успехами, а с его главным деянием — выбором веры. Выбор веры лёгким не назовёшь. Принятие определённого вероисповедания автоматически приводило и к ориентации на те или иные страны, или иные группы людей внутри государства.

Сами обстоятельства выбора веры Великим князем Владимиром широко известны и изложены в «Повести временных лет». Как пишет летописец Нестор, желая лучше понять суть разных вероисповеданий, князь отправил своих посланцев в разные земли, а затем выслушал представителей всех тогдашних религий.

Мусульманским муллам князь сказал известные слова: «Руси есть веселие пити...» Выдающийся русский историк Лев Николаевич Гумилёв писал: «Кроме догматов, в любой религии существуют обычаи, традиционно передаваемые из поколения в поколение. Такие обычаи для новообращённых порой значат больше, чем священные книги, особенно если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама — Коран — написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, например, не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было ещё одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, по строгий ритуал пиров не допускал «буйства во хмелю». Конечно, и арабы, приняв ислам, не переставали пить вино, но делали это в узком кругу родных и близких, в публичные места являясь трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения».

Немцам-католикам Владимир сказал: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого», т.е. их веры.

Хазарских евреев, как сообщает летопись, князь Владимир не приглашал, а только принял иудеев, чтобы прогнать их: «Как вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны: если Бог любит вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того хотите?»

Греческие богословы не сдабривали проповедь Православия лукавыми политическими хитросплетениями. Сила их проповеди была и в политической умеренности Византийской империи, и в искренности константинопольских патриархов, и в величии греческой Литургии.

«Были, как в раю, — рассказывали князю его посланники о своём пребывании на богослужении в Софийском соборе Константинополя. — И не знали — на небе или на земле мы: ибо пет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом... И не можем мы забыть красоты той...» Так по-детски, искренне воспринял русский человек Православие.

Выбором веры человек свидетельствует о себе, кто он есть и кем хочет стать. «Человек, ты живёшь один раз, и тебя ожидает вечность. Поэтому избери сейчас, свободно и сознательно, совесть и правду нормой твоей жизни!» — эту суть христианского учения русский человек воспринял всем своим существом. Славянам было попятно, что ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложится на грешника, и нет предопределения загробной участи человека. Христианские нормы морали не были для наших предков психологическим насилием, так как «душа по природе христианка», то в своей жизни русский человек искони различал добро и зло.

Поразительно для нас, сегодняшних, как быстро шла христианизация Русской земли. Летопись свидетельствует, что в начале XI в., ещё при святом Владимире, в Киеве было более 400 церквей! Такого их количества здесь не было даже в более поздние времена.

Обратим внимание: Русь выбрала Православие, несмотря на то, что в дотоле едином христианском мiре тогда нарастали грозные признаки раскола. Борьба между католичеством и Православием переходила от теологических споров в область политики.

Крещение дало нашим предкам высшую свободу — выбора между Добром и злом. Вспыхнувшая в его сердце любовь к Православию определила путь русского человека, нашей державы на тысячелетия. Многочисленные попытки извне и изнутри повредить чистоте веры воспринимались русским народом как покушение на само его бытие.

Именно Православие выстроило Российскую державу и по праву было не только первенствующим учением в нашей многоплеменной стране, но и господствующим. После Крещения Руси русский народ в свете Христовой истины стал по-новому осознавать сакральное значение своей земли. называя её Домом Пресвятой Богородицы, Святой Русью.

В наши дни понимание Русской земли как драгоценнейшей святыни утрачено. Уже в начале XX века величайший молитвенник св. Иоанн Кронштадтский с болью говорил: «Русские люди забыли, что есть Русская земля — подножие Божия Престола...»

Сегодня многое разрушено, многое сделано, чтобы разрушить великое православное государство. Но, пока мы живы, пока храним и защищаем православную веру, верны Русской Православной Церкви, ещё есть надежда, что Господь нас услышит, поможет всё привести в порядок и великое православное государство восстановится.

О, Святая Русь, прости нас, неразумных!

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №7, 2010г.