Галина Резапкина - Простые истины

Архив: 

  Помните сказку братьев Гримм про волшебный горшочек? Полезная в хозяйстве вещь, пока не забудешь инструкцию, а то беда: затопит горячей кашей сначала кухню, потом прихожую, двор, город, страну...

 

Каждую минуту в мiре производятся тонны продуктов питания и предметов потребления, одежды, косметики, лекарств, посуды, игрушек, бытовой техники, автомобилей — ассортимент растёт в геометрической прогрессии. Покруче будет, чем дармовая каша, — всё это ещё нужно продать тем, кто прекрасно обходился без большинства товаров, пока не узнал об их существовании.

И тут на помощь производителям приходит реклама. Её назначение — заставить покупателя оплатить ненужный ему товар или услугу (то, что нужно, он купит и так). В нашей стране реклама, особенно телевизионная, всё ещё является серьёзным раздражителем для населения. Но так будет не всегда — первое поколение, выросшее под уговоры «изменить жизнь к лучшему», «брать от жизни всё», «потому что мы этого достойны», уже неплатёжеспособно.

Сказка, как ей положено, закончилась хорошо: пришла хозяйка горшка и остановила процесс, сказав волшебные слова: «Горшочек, не вари!». Реальность не оставляет надежды: в гонке потребления победителей не будет. Истощение природных ресурсов и осквернение планеты отходами — ещё не самые страшные её последствия. В погоне за новыми средствами развлечения, омоложения, питания, связи, передвижения некогда думать о цели и смысле жизни. Растление души и тела, оскудение душевных и духовных ресурсов — финал для самих участников «забега» неочевидный, но логичный и прогнозируемый.

В сытой Германии рядом с мусорными баками теперь устанавливают контейнеры с подогревом для брошенных младенцев, да ещё оставляют «поддерживающее» письмо: мол, понимаем ваши проблемы, пустяки, дело житейское, спасибо, что не в бак мусорный бросили...

Потребности человека могут быть разумными и неразумными. Разумные потребности — то, что необходимо, неразумные — это сверхпотребности, удовлетворение которых отнимает здоровье и укорачивает жизнь. Отдых сладок после тяжёлой работы. Пища вкусна и полезна, если ты голоден. Римские патриции жрали часами, периодические вызывая у себя рвоту при помощи павлиньих перьев. Когда их потребности превысили все мыслимые и немыслимые пределы, Римская империя пала. Самое распространённое сегодня заболевание — ожирение, вызвано неразумным отношением людей к еде. Едят не для того, чтобы насытиться, а для того, чтобы получить удовольствие, придумывая всё новые способы улучшения вкуса продуктов.

Так формируется пищевая зависимость, в основе которой — те же механизмы, что и при любой другой.

Идеальный потребитель товаров и услуг — толстый, лысый импотент с прыщами, перхотью, кариесом, простатитом, диареей и постоянной головной болью. Человек, способный контролировать свои потребности, — это головная боль для рыночного общества, которому нужен не просто потребитель, а жадный, завистливый и не очень разборчивый покупатель.

Опасность для экономики потребления представляет собой также человек, мыслящий самостоятельно и критично, не подверженный гипнозу «общественного мнения», которое формируется целенаправленно. Ему невозможно навязать то, что в его глазах не имеет ценности: копию престижной модели мобильного телефона по цене десяти обычных, «авторские» джинсы, отличающиеся от неавторских дырой на колене и лишним нулём в ценнике. Чтобы люди «не парились» над вопросами «иметь или не иметь?», «быть или казаться?», им подсовывается универсальный ответ: «иметь, чтобы казаться».

В основе наших потребностей лежат пороки или добродетели, последствия которых проявляются в физическом, душевном и духовном состоянии.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что «единственная цель нашей жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями». Это сложный, но единственно возможный выход из заколдованного круга.

Человеческие страсти — опора экономики потребления. Сколько страстей, столько целевых групп потребителей, которые легко выявляет простой анализ. Одни потребители откликаются на секс, другие — на престиж и власть, третьи — на еду и алкоголь. Многие — на всё сразу.

Стимуляция «нужных» страстей порождает «нужные» для производителя (но не для потребителя!) потребности. Обычный аргумент производителей: «Не нравится — не бери (не ешь, не смотри и т. д.)». Это могло бы быть личным делом каждого, если бы не касалось всех. Никто из нас не застрахован от разбойного нападения или кражи, которые совершают наркоманы и алкоголики, одержимые своими страстями. Подавляющее число преступлений на сексуальной почве происходит под влиянием эротических и порнографических изданий, программ и сайтов. Агрессия всё чаще заканчивается стрельбой на поражение.

Сегодня на одной чаше весов — прибыль производителей товаров и услуг, а на другой — физическое, душевное и духовное здоровье всех и каждого. Проблема в том, что в этом прямо или косвенно участвуем мы все. И если завтра найдётся предприниматель, который вдруг осознает, что его товар (пиво или сигареты) губит людей, и перейдет на производство, например, молока и конфет, его сотрудники останутся без средств к существованию.

Повышение ВВП и создание рабочих мест, независимо от характера этих «мест», стало самоцелью, критерием эффективности экономики. Кто запустил это чудовищное колесо, превратив людей в белок? И можно ли из колеса выскочить?

Если такие атрибуты успешности, как дорогие автомобили, одежда престижных марок и еда в изысканных ресторанах, перестают быть смыслом жизни, то уход с должности, позволяющей жить красиво, но требующей взамен полной самоотдачи, не будет тяжёлым ударом.

Сказал гениальный Пушкин:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Чем выше интеллектуальный и духовный уровень человека, тем быстрее он способен понять простые истины: с помощью денег можно повысить качество жизни, питаясь деликатесами, отдыхая на фешенебельных курортах и получая дорогое медицинское обслуживание, но нельзя купить здоровье и продлить жизнь.

Можно купить дорогие автомобили, дома, яхты, самолёты, добиться славы или власти, но нельзя купить счастье.

Галина Николаевна РЕЗАПКИНА