Елена Ичетовкина - Время молитв, смирения, покаяния

Архив: 

 

Идея мученичества, лежащая в основе христианской религии, приобретает на Руси особое значение. Идея божественного начала глубоко проникает в самую суть русского национального самосознания.

 

Постижение духовной жизни становится характерной чертой православного люда Руси, для которого Пасха становится праздником   праздников -  «...смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Перед Пасхой в России наступал Великий многодневный пост — время молитв, смирения, покаяния и воздержания от услад житейских и трапез скоромных, о чём напоминал специальный великопостный звон церковных колоколов.

Менялся ритм жизни, появлялась особая атмосфера всеобщего самопожертвования. По словам святителя Феофана Затворника, пост был «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытая всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Закрывались театры, балаганы, питейные заведения.

Прекращались великосветские приёмы, балы, увеселения, даже детям запрещались шумные игры. В первые три дня поста магазины не работали. Люди облачались в скромные одежды и без нужды старались из дому не выходить. В первую неделю Великого поста и Страстную седмицу занятия в учебных заведениях отменялись, государственные учреждения закрывались. Но жизнь не прекращалась, она просто становилась спокойной, размеренной, располагающей к размышлениям о Боге, жизни и своём предназначении на земле. Даже суровые ограничения в еде люди воспринимали спокойно, без раздражения, осознавая, что это их воля в проявлении любви к Богу. А значит, как учил Христос «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим» (Мф. 6,16—18).

Православный человек осознавал, что пост это не столько ограничение в еде, сколько время для добрых дел. Поэтому во время поста особенно благим делом считалось проявление милосердия к нищим и обездоленным. В народе говорили: «Пост на небо ведет, а милостыня в Царство вселяет».

Павел Алеппский, живший в России в XVII веке, отмечал, что в Москве было мало бедных, просящих милостыню, так как «-...было много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни».

В православной России пост соблюдали и её правители. Так, первый Патриарх Московский и всея Руси Иов писал о Царе Фёдоре Иоанновиче: «Тело же своё всегда изнурял церковными службами, повседневными молитвами и поклонами, всенощными бдениями, воздержанием и постом, душу же свою царскую врачевал чтением и слушанием божественных словес, прилежно пестуя и украшая благие нравы».

Императрица Елизавета, Пётр II, Екатерина II, Павел I в дни поста совершали паломничество в монастыри, где проводили время в усердной молитве. Особенно этим отличалась Елизавета Петровна. Очень набожная была Императрица, правда, это не мешало ей совершать безрассудные поступки, осуждаемые Церковью.

Сегодня Россия оказалась на новом витке своего развития. Пройдя сложный путь исторических перипетий, пережив много трудностей, разочарований, страстей, боль потерь и утрат, окунувшись в духовную нишу опустошённости, Русь Православная ищет пути возрождения. Переосмыслив прошлое, она пытается реконструировать его в деталях, чтобы почувствовать дух, царивший в те далёкие времена, силу которого не удалось сломить ни бедам, ни горе-правителям. Отсюда и особый интерес к быту, обычаям и нравам прошедших поколений. Но возвратиться к Святой Руси — дело непростое. «Распалась связь времён». Уже несколько поколений были воспитаны в духе атеизма, лозунгами которого,можно сказать, были: «Своя рубашка ближе к телу», «Будет хлеб — будет и песня». А вот осознать, что «не хлебом единым жив человек», в наше время не так уж и просто. Уж очень нас манит фальшивый блеск зловещего металла, так что трудно думать о своей душе, творить добро, «бросая его в море», и покаяние нелегко принести.

В современной России духовную ответственность за нацию государство пытается разделить с Православной Церковью. Но «кесарю кесарево, а Богу Божье». Религия ещё не стала государственной, но быть православным сейчас престижно. Оказывается, поститься теперь можно «гламурненью», заказав в ресторане, после спектакля «Монах и бесёнок» по роману Достоевского или концерта Пугачёвой, фетуччини с овощами и трюфельным маслом или салат «Золотая игла» из ростков сои, золотых грибов и зелёного лука, заправленный кунжутным маслом и огуречным кисло-острым соусом, всего от 500 до 1000 рублей за порцию. К этому добавим «пасхальный» макияж, одежду «от кутюр», а затем — на Святую Землю. Вот так «постится» у нас элита. Ну, да Бог им судья. Истинно верующие люди стараются соблюдать пост в полном объёме, носить одежду поскромнее, есть попроще, а главное, молиться, ходить на службу и размышлять: зачем они здесь и что оставят после себя. В церкви милостыню подадут, бедным одежду принесут, пожертвуют на столовую для неимущих, на храм Божий. В молитве, смирении и покаянии они проводят своё время, показывая любовь свою к Всевышнему и уповая на Него. Не остаются безучастными к Великому посту и те, кто плохо знаком с традициями Православной Церкви. Правда, благодаря СМИ, всё сводится к ограничению в еде скоромных продуктов. Многие считают, что время поста, установленное веками, оказывает благотворное влияние на организм. В чём-то они правы. Но ограничение в еде лишь вспомогательное средство. Пост — это не очищение организма. Основная идея поста — возвысить душу над плотью, чтобы почувствовать Божественную любовь, Бога, своё предназначение, покаяться в грехах и постараться их не совершать более, посмотреть на мiр и увидеть, что кому-то нужна помощь.

Об отношении наших правителей к Великому посту говорить пока рано, история сделает это позже. Главное — они не препятствуют воле граждан. Что же касается знаний традиций, по долгу службы они обязаны быть с ними знакомы. Значит, со временем им придётся определить свою позицию к проблеме взаимоотношения гражданского и духовного.

До тех пор, пока Церковь будет отделена от государства и жить своей жизнью, возродить моральные устои наших предков нам не удастся. Соблюдая обычаи, мы будем лишь «символизировать наследие прошлого», а не жить, наполняя его новыми традициями, возникающими в процессе морального и духовного развития нации. Это не значит, что мы должны вернуть отношения государства и церкви на уровень XIX века. Мы должны переосмыслить прошлое, взять из него самое лучшее и подняться на одну ступень вверх.

«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне разрешим всяк союз неправды... дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введём в домы, да приимем от Христа Бога велию милость» (стихира на вечерне в среду 1-й седмицы Великого поста).

Елена Петровна ИЧЕТОВКИНА