Александр Крутов - Слово редактора - ТОСКА ПО СВЯТОЙ РУСИ

Пора всем нам от слов, про объединяющую роль Православия, которое может превратить наше общество в дееспособную нацию, перейти к делу — воспитанию граждан в духе христианской морали и нравственности. Тем более что Русская Православная Церковь как организация в последнее время демонстрирует активность, которой могут позавидовать другие общественные институты российского государства.

 

В недавней поездке из Москвы в Санкт-Петербург довелось мне разговориться с образованным молодым человеком. Вид, манера поведения свидетельствовали о его успешности. Да он и не скрывал этого: «Мне 25 лет, а я уже многого добился. И всё потому, что понял: главное в жизни — уметь зарабатывать деньги. Будут деньги — остальное приложится. И духовность, и мораль. Вот мы, русские, жалуемся на инородцев, на мiровой заговор, мол, все беды от них, а на самом деле народ наш сам является источником собственных бед. Если бы меньше пили, а больше работали, то скорее бы освободились от своего варварства и приобщились к ценностям западной цивилизации, прониклись духом предпринимательства».

Говорил он уверенно, не сомневаясь в своей правоте: «Все ваши рассуждения о том, что для русского человека важно не материальное преуспеяние, не карьера, а жизнь по правде и справедливости, что русский человек стремится делать добро не только для себя, а для всего человечества, — не более, чем красивые слова. Вот вы говорите, что Православие спасёт мiр. А я утверждаю, что форма веры не столь важна. Поезд давно ушёл. И никогда уже мы не вернёмся к патриархальному образу жизни, земледелию, многодетным семьям, православной духовности и соборности. Для этих ценностей места в России нет. Она уже безповоротно порвала со своими традициями и историей. А Церковь должна заниматься только своими прихожанами, не вмешиваясь в политику и повседневную жизнь общества. Для большинства моих сверстников единой правды вообще не существует, у каждого она своя».

«Сапсан» — поезд быстрый, вот уже и Санкт-Петербург. Прощаясь, молодой человек немного помедлил и сказал: «А всё-таки тоска по Святой Руси есть» и, резко повернувшись, зашагал по перрону.

Эта встреча вспомнилась мне, когда я прочитал последние социологические исследования. По данным ВЦИОМа, в 2008 году представление о себе у русских остаётся прежним. Среди положительных качеств, присущих русскому народу, отмечают доброту, честность — 40,6% опрошенных; душевность, благородство, порядочность — 26,1%; взаимовыручку, товарищество — 13,1%; терпимость, безотказность — 12,4 %; трудолюбие — 12,1 %; гостеприимство — 10,2%. Среди отрицательных — пристрастие к алкоголю, наркотикам — 43,2 %; надежда на «авось», лень, безынициативность, вялость — 23,2%; безкультурье-10,9%.

Однако, как пишет известный социолог Леонтий Бызин, исследование реальных ценностей, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, даёт совсем другую картину. Ни коллективизма, ни духовности, ни безкорыстия на этой картине нет. Более того, на первом плане там оказываются противоположные качества: «Опрошенные отмечают доминирование в окружающих их людях таких качеств, как чёрствость, жадность, хамство и цинизм, готовность ради денег перешагнуть через нормы морали. Те, кто занимаются сравнительными социологическими исследованиями России и стран Европы, говорят, что более индивидуалистического общества, чем современная Россия, в Европе просто не существует, — пишет социолог. — Сегодня наше общество продолжает находиться в фазе трансформации, и куда она приведёт нас, остаётся непонятным. Возможно, ценности «идеальной России», духовной России, России великих писателей и философов продолжают существовать как некий недостижимый идеал. В практической жизни люди руководствуются совершенно иным моральным кодексом. Можно предположить, что такое рассогласование ведёт к тяжёлым моральным и культурным травмам. «Русский мiр» разрушен если не до основания, то настолько сильно, что от него остались одни фрагменты».

Социологи отмечают, что сегодня «духовное» воспринимается не как альтернатива высоким жизненным стандартам, а как их следствие. «Духовность» перестала быть монополией народа как целостной общности, а стала исключительным правом личности. Произошла девальвация таких ценностей, как долготерпение и непритязательность, они стали восприниматься современным обществом со знаком минус. Образ воина как собирательный образ народа заменился образом работника и в ещё большей степени — частного потребителя.

Изменилось отношение русских и к государству. По мнению большинства, «государство существует ради своих граждан; оно должно быть сильным, чтобы эффективно защищать их интересы» (68%), а с традиционным взглядом на государство («государство олицетворяет высший смысл деятельности отдельных граждан; жить ради государства, самозабвенно служить ему — нравственный идеал русского человека») соглашаются только 9,5 % опрошенных.

Несмотря на общую социально-политическую стабильность в стране, по данным ВЦИОМа, в 2008 году только 17,1%, т. е. меньшинство, признавали справедливость и эффективность нынешнего социального строя.

В опросах, связанных с поисками новой национальной идеи, на первое место выходит идея возрождения России как великой державы. Но в своей реальной жизни гражданин, воспитанный либерально-демократической властью, ничем не готов поступиться — не то что проливать кровь за «великую Россию», но даже самым малым.

Социолог Леонтий Зыбин считает, что современное российское общество (как и общество 90-х) антимобилизационно, оно поддерживает власть ровно до того момента, пока та лишь рассуждает о величии, но не требует от граждан никаких активных действий. Мы сами по себе — вы сами по себе.

В то же время стремление общества к национальному единству, запрос на формирование дееспособной нации, безусловно, существует. Это некий идеал, который пока только греет, но ни на что не мотивирует. Идёт попытка формирования современной нации в России, поиск её базового смысла, но попытка эта сопряжена с большими сложностями и проблемами.

Однако сами социологи признают, что сохранились какие-то таинственные «основы русской цивилизации», и это не может не радовать. Если есть основы, то почему же многие так боятся за судьбу русской цивилизации и русского народа? Важно понять, что это за основы. А это и есть те духовные ценности, на которых созидались русское государство, русский народ, русская культура -Православная вера. Именно Православие становилось ключевым ядром возрождения в трагические моменты русской истории.

Пора всем нам от слов, про объединяющую роль Православия, которое может превратить наше общество в дееспособную нацию, перейти к делу — воспитанию граждан в духе христианской морали и нравственности. Тем более что Русская Православная Церковь как организация в последнее время демонстрирует активность, которой могут позавидовать другие общественные институты российского государства.

Как руководство к действию звучат слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Есть только одно исцеление для человеческих душ — и многие из нас знают, как оно совершалось даже в жизни людей тяжко заблудившихся. Воры становились честными людьми, разбойники — законопослушными гражданами; люди, страдавшие от пьянства, освобождались от своего порока; блудники становились верными и заботливыми отцами семейств. Это исцеление приносилось в их жизнь покаянием, верой и силой благодати Божией.

Господь являет Своё живое, действенное, спасительное присутствие в мiре. И ныне звучат Его слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). И ныне мы молимся словами ветхозаветного пророка: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6,16).

Я уверен, что пока у русского человека есть тоска по Святой Руси, у нашего народа великое будущее.
 
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом" №2, 2010г.

Комментарии

Уважаемый Александр Николаевич!
После кончины Патриарха Алексия II я задумался, а какой сейчас нужен Патриарх РПЦ. Ведь на покойном патриархе Алексии II лежала тяжелая задача – восстановления порушенных храмов, строительство новых и основания церкви в полном смысле этого слова. И пришел к выводу, что нужен Патриарх – Просветитель, народа православного. И по воле Божьей становиться Патриархом РПЦ – Кирилл. Именно тот Патриарх который так сейчас необходим православному христианскому миру. Ведь в жестоком ХХ веке многие отошли от церкви и не знают, что такое православие. И сейчас миссионерская роль РПЦ, как никогда необходима. Поэтому активизация деятельности РПЦ – нормальный, здоровый процесс, правда, немного запоздавший. В перестроечные годы очень хорошо поработали на нашей духовной ниве сектанты разных мастей, многих совратили с пути истинного. Ведь их миссионеры не стесняясь возомнили себя «апостолами» ходят по квартирам и как мантру цитируют Библию правда сами не понимают, что они говорят. Я им показываю направление где находиться Храм, рекомендую бежать к нему и раскаяться в совершенном грехе. Потому, что как учил Свт. Тихон Задонский, вам на Страшном суде будет гораздо хуже чем иноверцам. Через 3 года они перестали меня посещать. Может раскаялись или я их сильно огорчал неверием в их «истинного бога».Не знаю. Надеюсь на их раскаяние. Но наши батюшки такую работу не проводят в Москве. И от знакомых я не слышал, чтобы на Крещение у кого-то Батюшка посетил дом и освятил.
Года три назад я попал на Рождество и Крещение в небольшой городок(более 60 000чел.населения) на Украине. В этом городе на сегодняшний день 10 православных храмов, 3 раскольнических и 27 сект. На Рождество Церковный хор разделяется и половина хора идет по домам колядовать с ними бывает и батюшка свободный от службы в храме. Становятся на перекрестке и начинают петь. Жители выходят с домов и приглашают посетить их дом с песнями славящими Господа Бога. Чтобы эти песни звучали в их доме. Угощают хористов, жертвуют на Храм Божий. Надо видеть реакцию 5-6 летних детей от того, что батюшка с хором посетил их дом. У них тут же появляется желание выучить колядки. Вот брошено первое зерно веры. На Крещение батюшка с помощником ходят по домам и конкретно освящают все. Вот Вам с начала года и второе зерно брошено на почву.
В Москве этого нет. И понятно, что не хватает церквей. Но ведь для точечной застройки под коммерческое жилье землю находят. Не пора ли в законодательном порядке ввести в градостроительные нормы, кроме возведения объектов для удовлетворения наших бытовых и физиологических потребностей, обязательное строительство храмов, для спасения вечных душ человеческих, на определенное количество населения микрорайона. Деньги? Не надо кредитовать американцев на программы ПРО и строительство баз, направленных против нас. Кто в доме может воспитать детей в «духе христианской морали и нравственности»? При условии, что у ребенка предки махровый продукт коммунистического воспитания. Только школа. Наряду с преподаванием ОБЖ в обязательном порядке общество должно обучить и правилам безопасности души человеческой, она не тленная, дальше как в притче о сеятеле на какую почву упало зерно. Вводить в школьную программу Закон Божий. Для детей другой веры, а их меньшинство, тоже можно на государственном уровне организовать. И не надо прислушиваться к горлопанам, которые возражают против обязательного обучения православия. Поселки обустроенные могут сносить не прислушиваясь к мнению жильцов, а тут испугались. О душах человеческих думать не хотят или так задумано изначально.
Формировать современную нацию в России можно только на православных принципах, прозападные не пройдут. У нас славян/русские, украинцы, белорусы/ больше чем у западных европейцев сохранилось духовное начало, про американцев - вообще без комментариев.
Без возрождения многовековых православных традиций и обычаев в быту православного христианина все вышеизложенное не даст нужного эффекта. Православный христианин должен жить в Боге, а это значит в гармонии с окружающим миром. Что в этом направлении делать я изложил на своем сайте, повторяться не буду.
Результаты этих конкретных мероприятий проявятся естественно не завтра, но наши дети и внуки ощутят результаты нашей, уже запоздавшей, работы, когда будут жить в духовном мире и нормальном государстве. Ведь в России так и нет национальной объединяющей идеи. И только церковь всегда могла объединить народ русский вокруг Православия. И данный нам Богом Патриарх Кирилл в состоянии это воплотить.

Славянин55.

Славянин

Зря вы так, патриарх всегда нужен.

Я извиняюсь, что плохо изложил свою мысль, коль Вы так поставили вопрос. Я имел ввиду, что сейчас наш Святейший Патриарх Кирилл Богом дан для России.И надеюсь, что со временем войдет в историю РПЦ как Просветитель. В любой организации должен быть руководитель/читайте - лидер, вождь и т.д./ Это первое. И вторая моя мысль сводилась к тому, что за 70 лет государство со страшной бесовской силой разрушило нашу церковь, которая строилась не одно столетие. А церковь имеет две составные части:
-храмы;
-люди/священнослужители и миряне/.
Поэтому государство обязано оказать всестороннюю помощь РПЦ в восстановлении того, что разрушало. И строительству храмов, и православному образованию населения.
Это конкретные шаги по восстановлению Святой Руси.
С уважением!
Славянин.

Славянин