Ответы протоиерея Александра Шаргунова

Архив: 

Светлана Власова, г. Серпухов  Дорогой отец Александр! Простите, что я снова искушаю Вас вопросом, на который Вы столько раз уже давали ответ другим читателям. Но глядя на то, что пережила в последние годы моя семья, и на то, что происходит с нашим народом, я не могу не повторять: «А где же Бог?»

Всякое несчастье, каким бы ни было оно глубоким, – лишь явление Божия милосердия. Как узнать это милосердие? Чем больше человек сопротивляется злу, тем более даётся ему узнать, что он любим Богом. Разве напрасно Церковь поёт: «Ты еси Бог, творяй чудеса»? Бог слишком любит Своё создание, чтобы оставить его в руках диавола. Дух Святой бодрствует день и ночь над нами. Он требует от нас только веры и большого мужества.

Екатерина Зверева, г. Красноярск

Не кажется ли Вам, что Евангельская заповедь «блаженны нищии», мягко говоря, должна звучать странно, если не дико, в нашем отечестве сегодня?

Эта заповедь звучит так: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». А в самых древних рукописях Евангелия от Луки действительно сказано: «Блаженны нищие». Мы должны это хорошо понять. Не страдание хорошо, а то, к чему оно ведёт. Не имея опоры в богатствах мира сего, нищие опираются на Бога. Нищие счастливы не потому, что у них нет ничего. Быть нищим – неинтересно. Все нищие знают это. Интересно другое – обладать Царством Небесным. Нищета – это не благо. Было бы страшно так понять мысль Господа. Тогда надо было бы воздерживаться от помощи нищим и не бороться с нищетой. Но Христос никогда не переставал облегчать участь страждущих, больных, скорбящих, голодных, отвергнутых, грешников. И Христос говорит: «Блаженны, безмерно счастливы вы, – не потому что вы нищие и несчастные, а потому что Бог любит вас».
Эта первая заповедь блаженства включает в себя все остальные. Святые отцы понимали духовным разумом, что «нищета духа» это то, что должно лежать в основании христианской жизни. Речь идёт не просто об отношении к деньгам, но о фундаментальном условии для принятия Царства Божия.
Издревле слово «нищий» приобрело религиозный смысл. Нищие – те, кто в печали своей обращены к Богу, потому что у них нет здесь иной поддержки. В этом значении слово «нищий» часто созвучно у пророков со словом «праведник». Нищий духом – тот, кто не может удовлетвориться самим собой. Тот, кто ищет совершенства, полноты, кто жаждет святости. Тот, кто сознает свое недостоинство и кто знает, что по непостижимому дару Господню ему всё будет дано. Тот, для кого всё, что есть на земле, недостаточно, и потому он устремляется к Богу. Тот, кто понимает, что на самом деле в его беде никто не может ему помочь, только один Бог. Тот, кто в глубине своей сознаёт себя бесконечно нищим, пока не обретёт Бога.

Д. Паршин, г. Санкт-Петербург

Кажется, Маркс в своё время сказал: «Чем большее место занимает в жизни Бог, тем меньше соблюдаются права человека». Цитирую по памяти, неточно. Вряд ли у Маркса есть такое выражение «права человека». Эта формула – уже из нашего времени. Но мысль о свободе и независимости человека и взаимосвязанности их с религией в том и другом случае тождественна. Единственная разница в том, что человек сегодня требует себе всё больше прав. Что по этому поводу думает Церковь?

«Права человека» не могут быть отделены от «прав Божиих». Где Бог и Его законы не почитаются, там человек уже не заслуживает почтительного к себе отношения. Подлинная свобода человека не может быть достигнута без христианской нравственности. Однако Вы правы, жизнь не стоит на месте. Так, начиная с Фрейда стали говорить об опасности подавления пола. К чему это привело, все видят. Говоря о подавлении пола, не заметили, что есть более серьёзное подавление, которое стараются обойти молчанием, – подавление нравственного сознания. А это есть не что иное, как уничтожение человека.
Существует индивидуалистическая концепция «прав человека», идущая от известной декларации 1789 года. Как будто до этого человека не существовало. Мораль же, предлагаемая Церковью, – универсальна и безусловна. Она не зависит ни от каких обстоятельств. Она исходит из высших и постоянных ценностей. Устремлённость к абсолютному означает устремлённость ко всем людям. Христианство антропоцентрично именно потому, что оно теоцентрично. И в то же время оно теоцентрично благодаря своей антропоцентричности. На двуединой заповеди о любви к Богу и к человеку висит мир. Уберите её – и мира не станет.

А. Игнатьева, г. Нижний Новгород

Как Бог, Воплощённая Любовь, может допустить существование ада – вечных, никогда не кончающихся мук? Я не в состоянии этого постигнуть. Может быть, правы современные западные богословы, которые всё решительнее отказываются от учения о вечных муках?

Христос, Воплощённая Любовь, не может быть безжалостным Судией живых и мёртвых. Ужас ада – не дело отношения Бога к человечеству, созданному Его любовью по образу Своему и подобию. Ад – создание человека, его злобы и греха. Долгая история человечества показывает нам, на какой ад способен человек. Достаточно одного XX века с его войнами и революциями, печами крематориев и ГУЛАГами. Вот где раскрытие греха человека, способного превратить землю в ад.
Мы должны обратиться не против «злого Бога», но обратиться к Богу страдающему. Ад – пересечение двух тайн. Тайны Бога в бесконечной Его любви к людям и тайны человека с его способностью отказаться от этой любви. Бог по естеству Своему – только любовь. Человек же может восхотеть не любить. Человек свободен отказаться от того, что Бог ждёт от него. Подобно тому, как он может отвергнуть любовь родителей, даровавших ему жизнь, Господь ждёт свободного согласия человека, Он знает, как серьёзен наш выбор, и даёт жизни вечное измерение. Потому возможность ада не исключается, и спасительным является страх его. Чтобы человек мог услышать своего Бога, предавая себя Его любви – ради блаженства быть вечно с Ним. Сам я отказываюсь от Бога, а Бог любит меня до Крестных Страданий. Не Бог осуждает и мучает меня, но я – Бога. Ад – самое великое мучение для Бога прежде моего мучения. Бог претерпел ад ради моего избавления от ада. И всё же я отвергаю Его. Потому ад – самая жгучая рана в сердце Бога, доныне распинаемого и отвергаемого миром.
Ад – абсолютное несчастье. Это состояние грешника, упорствующего в своём отказе покаяться и принять прощение и любовь Господа, «во ад сошедшего и с Собою вся воскресившего». Страх ада спасителен как страх Божий. Но где нет ответной любви к Богу, там страх ада, по слову одного проповедника, – яд, который в течение веков вызывал бесчисленные отравления. От отсутствия внутреннего мира до духовных неврозов, порой до самоубийственного отчаяния. До того ада, который мы наблюдаем сегодня всюду. «Соедините тысячу геенн, –
говорит святой Иоанн Златоуст, – это ничто по сравнению с тем, когда человек оказывается лишённым любви Божией».

В. Сенцов, г. Владимир

Судя по тому, как государственная власть относится сегодня к Церкви, можно сделать вывод, что гонения, которые пережила наша страна, – далёкое прошлое, которое никогда больше не повторится. Один мой знакомый, проживший несколько лет в Америке, прочитав книгу о страданиях новых мучеников, сказал: «В Америке такого никогда не было. И никогда такого быть не может». А Вы в своих книгах часто повторяете, что вследствие умножения в мире греха, нам не избежать новых испытаний.

Преподобный Силуан Афонский в середине прошлого века писал: «Судя по Писаниям и по характеру нынешнего народа, конец близ, при дверех». Крестный путь нашей Церкви в минувшем столетии – напоминание и предупреждение нам, что и мы тоже однажды можем оказаться призванными свидетельствовать о Христе. Старец Игнатий Харбинский (†1958), живший в России во времена, когда были явлены миллионы мучеников, пророчествовал: «То, что началось в России, закончится в Америке». Но в этой стране «свободы», где христианские храмы продаются под ночные клубы, где обществом правит «политкорректность», гонения будут в совершенно иной форме. Святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «Кто не принял Царство Божие внутри себя, не сможет распознать антихриста». Святые отцы говорят, что нам даются мученические венцы каждый день, если все скорби, переживаемые нами сегодня, мы предаём Господу.

А. Иванов, г. Москва

Святые отцы говорят, что власть – это служение. И что мы должны различать власть по благословению Божию и власть по попущению Божию. Мы знаем слова Господа, сказанные Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». До каких пределов должно простираться наше послушание земной власти последнего рода? Увы, человеческое лукавство не имеет границ. И под маской законопослушного смирения может скрываться самый низкий расчёт и раболепство. Известные нам со школьных лет слова поэта обращены не только к его современникам: «К добру и злу постыдно равнодушны, и перед властию презренные рабы». Эти «презренные рабы» – хорошо узнаваемые всеми персонажи сегодняшней политической жизни. Я имею в виду не только тех, чья единственная забота – быть вновь переизбранными во власть, но и слишком многих из тех, кто участвует в их избрании. Однако дело вовсе не в политике. Здесь великий духовный смысл. Апостол Павел говорит: «Не делайтесь рабами человеков».

Оттого что Бог всесилен, Он не только уважает человеческую свободу, Он создаёт её. Всесильный Бог приходит к нам во Христе Иисусе в зраке раба – в образе Слуги и Нищего, являя в полноте эту свободу – вольное послушание земной власти даже до смерти. Но, определяя власть как вид служения, христианство не делает из нас слуг власти. Искушения сиюминутной выгодой, конечно же, очевидны. Иногда эти искушения могут быть достаточно тонки, но непреложно правило: «Подобает слушаться Бога более, чем человеков».
Игнорирование этого правила ведёт человечество в конечном счёте к принятию власти антихриста. Всё, что вступает в противоречие с христианской совестью, должно быть безусловно отвергнуто. Чтобы избежать самообмана, требуется, по крайней мере, неравнодушие к добру и злу в окружающей нас жизни. Только так обретается подлинная свобода и достоинство человека. Как сказал другой поэт: «Дай мне, Господи, силу никогда не уничижить нищего и не преклонить колена перед надменной властью».

Б. Осорьев, г. Челябинск

Иногда в жизни бывают такие важные повороты, от которых зависит всё. Если бы знать волю Божию, то так бы и поступил. Но вот вопрос: как узнать эту волю?

Всё зависит от того, что мы ищем. Царство Божие – это не то, что даётся сразу. Мы должны всегда следовать за Христом, не зная заранее дороги. Мы должны всегда различать, что Бог ждёт сейчас от нас. Это значит, мы должны быть – особенно на перекрёстках – в молитвенном бодрствовании, в состоянии постепенного и постоянного восхождения. Требования Бога к нам могут расти. Может случиться так, что завтра Он потребует от нас то, чего не требовал сегодня. Это не имеет конца, и мы должны быть готовы начать все сначала. В этом заключается подлинная верность Христу. Она проистекает из любви к Нему. В решимости не предать Его, что бы нам это ни стоило. Ибо единственный способ узнать волю Божию о себе – любить Его, предпочитать волю Божию своей воле. Тому, кто хочет творить волю Божию, будет дано увидеть её.
Нашу жизнь в этом смысле можно сравнить с Великим постом. Всё определяется тем, куда мы идём. Христос говорит на Тайной Вечери: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Что может быть сравнимо с этим «как», в котором – новизна ни с чем не сравнимого совершенства, сила неисчерпаемая, пасхальная заповедь! «Пребудьте в любви Моей...» В любви крепкой и искренней, живой, избыточествующей жизнью – в этом сокровище Пасхи. Это и есть пасхальный переход. Это и есть пасхальное наследие. Всё заключается в одном – быть Ему верными, чтобы оно стало нашим. Сие есть воля Божия!

В издательстве Троице-Сергиевой лавры, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, вышла книга протоиерея Александра Шаргунова «Двунадесятые праздники». Книга – плод многолетнего труда известного всей России пастыря содержит более 300 проповедей. Она предназначена для проповедников, богословов и для всех христиан, стремящихся глубже приобщиться главным тайнам нашего спасения, возвещаемым Церковью.
Эту книгу можно приобрести в магазине «Русского Дома», в храме святителя Николая в Пыжах (Москва, ул. Большая Ордынка 27-а/8). А также получить по почте: 107031, Москва, Малый Кисельный пер., д. 4, к. 1.
Тел.: (495) 621-46-18, 621-43-53.