Протоиерей Артемий Владимиров - "Явился еси днесь вселенней..."

19 января  —  Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.  Почему всякий раз замирает сердце и обдаётся непонятной радостью, как будто от омовения ключевой водой или от лёгкого дыхания воздуха, при мысли о приближающемся двунадесятом церковном празднестве? Что предчувствует оно, верующее сердце, при приближении к храму Божию, при вступлении под его таинственные своды?

 Оно чует и чает благодати Духа Святого! Того Духа, Которого увидел Иоанн сходящим, как голубь, и ниспускавшимся на Иисуса... ( Мф. 3, 16). А в это время глас с небес свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

Действительно, праздничные дни, по словам святого Иоанна Лествичника, ознаменовываются особым излиянием благодати Божией на Мать-Церковь и на жаждущие её сердца. Так бывает и на Рождество Христово, когда во вселенную входит Единородный Сын Божий; так бывает и на Крещение Господне, в день установления Господом спасительной для рода человеческого купели Крещения. Вы помните, как смиреннейший из смиренных пророк Иоанн Предтеча удерживал Господа при Иордане со словами: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). Видя пред собой Бога во плоти, Бога Крепкого, Живого, душа Предтечи трепетала от благоговейного ужаса, как это свойственно твари, предстоящей своему Творцу... Мог ли он, Предтеча, который сам нуждался в Искупителе, дерзнуть возложить руку на главу Господа, погружавшегося во Иордан? Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Только тогда пророк Иоанн, не посмевший не послушаться Законодателя, «допускает Его»...

Чуждый грехов Господь (а потому не имеющий нужды исповедовать их), крестившись, тотчас выходит из воды — «и се, отверзлись Ему небеса...» (Мф. 3, 16). Святой Предтеча, как мы уже слышали, видит Духа Божия и слышит глас Отца Небесного, удостоверяющий Иисуса Христа в Богосыновстве...

Крещение Господне с глубокой древности называлось ещё Просвещением, или днём Светов. Ему же усваивается наименование Богоявления. Именно так! Изумленному взору человечества в лице святого Иоанна Предтечи впервые открылась надмирная Троица, Сущий над всеми Бог в трёх Своих Божественных Ипостасях! Слышится глас Божественного Отца, входит и выходит из Иордана Единородный Сын Божий во плоти, а Дух Святый, в Нём почивающий и от Отца исходящий, явлен в виде голубя, который опускается над Христом Спасителем! Вот почему Церковь, празднующая ныне обновление во Иордане человеческой природы, радостно воспевает Своей Главе, Христу Господу: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас... пришел еси и явился еси, Свет неприступный» (кондак праздника)!

Издревле на Руси существовал обычай в Сочельник, или Навечерие Богоявления, освящать по чину великого освящения воду, именуемую по-гречески агиасмой. Для этого обыкновенно выходили «на Иордань», то есть к естественному водоёму, где заранее приготовлена была прорубь в образе креста. Зажигали свечи, служили молебен, и под пение крещенского тропаря епископ или иерей погружал в ледяную воду крест, освящая её крестовидно, то есть двумя движениями, продольным и поперечным. То же и так же в начале III тысячелетия совершается и у нас, на всех необъятных просторах Руси Великой! Испив святой воды, которая, будучи пронизана благодатью, имеет свойство врачевать душевные и телесные недуги, народ Божий, начиная с духовенства и кончая детьми, невзирая на самые лютые морозы, стремится принять символическое троекратное погружение «в водах Иорданских».

«Днесь освящается естество вод», — так поют в храме на праздник Богоявления... Церковь свидетельствует, что Сам Творец видимого и невидимого мира прикосновением Своего нетленного перста освящает всю целокупность вселенских вод, изгоняя из этой стихии демонические силы...

Многие говорят, что в ночь под Крещение Господне видят в природных водоёмах необъяснимое естественными причинами «движение воды», продольное и поперечное, в образе креста... Как будто Ангел Божий снисходит с неба (как это было в библейской Силоамской купели) и производит «взыграние» водной стихии. Заслуживает внимания благочестивое поверие русского народа, что мужественно погрузившиеся в полынью или прорубь (а мы добавим — и в собственную ванну) со словами: «Господи, прости мою душу грешную! Во имя Отца — аминь! (первое погружение). И Сына — аминь! (второе). И Святого Духа — аминь! (третье)» — выходят из-под влияния, освобождаются от всех пут и козней злого духа. Он, по пятам преследующий человеческую душу в течение всего года, без устали плетущий вокруг неё свои погибельные сети, теряет из виду «опекаемого» в момент его троекратного погружения. Божественная благодать этой неповторимой Богоявленской ночи, пронизывая собою водное естество, пожигает лукавого, упраздняет «сатанину детель» и облекает христианина в светлые одежды Христовых
добродетелей... Как бы то ни было, но все, «яко елени», стремящиеся в эту ночь или в самый день Просвещения «на источники водныя», признаются в живительной силе святого омовения. Никто не простужается и не заболевает, ибо, по выражению псалмопевца Давида, «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28,11)!

Завершая своё повествование, я рискну сказать, что Святая Русь давно готова дать свой компетентный ответ тем, кто по разным побуждениям пугает общественность то «птичьим», то «свиным» или иного рода гриппом. И сами бесы, и болезнетворные вирусы, порождённые мефистофелианским искусством тех, в ком, как ни прискорбно, совмещаются «гений и злодейство», — бегут прочь, безследно исчезают при сиянии в купели креста Господня! Солнце правды Христос, воздух благодати Божией и вода Крещенская — вот Кто и что уврачует нас, маловерных потомков великого христианского народа, от виртуальных страхов и призраков северо-атлантического безбожия! Прощаясь с вами, дорогие читатели, я зажигаю свечу веры и, при сгустившихся сумерках Навечерия Богоявления Христова, исхожу «на Иордань» с пением праздничного тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение...».

Вера познаётся от дел, а достоинство христианина — в испытаниях... Кто жаждет избавления от томящего сердце злого духа, чает духовной свободы во Христе, хочет обрести по выходе из Иорданской купели благодатные крылья молитвенной радости, — следуйте за мной!

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ