Сергей Поляков - Почему россияне венчаются в Париже не в храмах РПЦ?

Российские туристические фирмы призывают россиян венчаться в Париже, как первооткрыватели нового и романтического: «Вы здесь — в Париже, вы рядом со своим любимым человеком, держите друг друга за руки в свой самый главный день — день вашего венчания.

Венчание проходит в соборе св. Александра Невского на церковнославянском языке. Нигде в зарубежной Европе нет такого крупного центра православия, такого яркого представителя православных храмов, как собор св. Александра Невского. Храм был построен на народные пожертвования ещё в XIX веке и был единственным оплотом русского православия для первой волны русской эмиграции в начале XX века. Здесь бывали Шаляпин, Кандинский, Тарковский, здесь состоялось венчание Пабло Пикассо и русской танцовщицы Ольги Хохловой. В данный момент собор внесён в список национального достояния Франции...».

И отправляются наши молодые в Париж венчаться... А считающие себя наибольшими, как написано в рекламе «романтиками», очень хотели бы венчаться к тому же в день св. Валентина. Однако у православных почитают за образец христианского супружества других святых: Петра и княгиню Февронию Муромских. На сайтах туристических фирм — целый поток благодарностей им. На православном паломническом сайте читаем: «Лучше венчайтесь в России. После свадьбы можно устроить любое зарубежное свадебное путешествие. Венчаться в Париже без присутствия родных и близких — это не по-христиански. В Париже вам за дополнительную плату предложат двух неизвестных вам свидетелей — сплошная коммерция».

Зачем же венчаться в храме другой поместной церкви, если недалеко от неё есть храм РПЦ. Оказывается, заманивают полётом молодоженов над Парижем на воздушном шаре. Или ужин в ресторане на Эйфелевой башне — проводится после венчания в соборе св. Александра Невского. Впечатляет. Московский священник разъяснил мне: «Канонических запретов на венчания в храме другой Поместной Церкви нет. Каждый делает свой выбор индивидуально». Успенская церковь на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, но особенно Парижский собор святого князя Александра Невского, в своём внешнем и внутреннем убранстве также великолепны, как и наши знаменитые храмы. Выдающиеся российские архитекторы и художники создавали это русское чудо на французской земле. Но храмы давно не являются даже автономной частью Русской Православной Церкви. Эти и другие церковные шедевры принадлежат другой церкви. Они управляются Константинопольской Патриархией.

В этих храмах наши туристы могут увидеть клириков, которые активно участвовали в акциях по отстранению священников, перешедших под юрисдикцию РПЦ. И предположим, один из них будет совершать обряд венчания молодой пары из России, а перед этим, как написано в рекламе, «проведёт с ними духовную беседу», (она также оплачивается, как и подбор двух свидетелей). И о чём они будут говорить? Большинство священников в тех церквях — диссиденты, бежавшие из России при советской власти, когда православные так нуждались в их живом слове...

Святейшего Патриарха Алексия II во время его последнего пребывания в Париже не допустили в собор св. князя Александра Невского по распоряжению правящего архиерея Западноевропейского Экзархата православных приходов русской традиции Константинопольского патриархата архиепископа Гавриила (в мiру бельгийца де Вильде). Митрополита Кирилла, будущего Патриарха Московского и всея Руси, не допустили по такому же распоряжению в храм Успения Богородицы на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. И пришлось владыке служить молебен под дождём, как и представителям местной мэрии зябнуть всё это время.

Молились об упокоении душ наших соотечественников, погребённых на этом и других погостах зарубежного рассеяния русских людей. Кстати, владыка Гавриил называет это кладбище «коммунальным», а не «русским», как общепринято. Но туристические фирмы это не волнует. Неужто равнодушными будут и новобрачные, узнав, что на их венчании не упоминается ни Патриарх Кирилл, ни земля Русская? По достоверным сведениям, большинство прихожан крупных православных храмов русской традиции во Франции желают перейти под омофор Московского Патриархата. Эти попытки пресекаются руководством Западноевропейского экзархата, а также светскими властями, даже с помощью провокаций французских спецслужб.

Вспомним события в Биарицце, где большинство прихожан местного собора и его настоятель перешли под юрисдикцию РПЦ, многое претерпев. А ведь Константинопольский Патриарх в 1931 году в своей грамоте отметил, что переход русских приходов в Западной Европе в юрисдикцию Константинополя носит временный характер и «приходы останутся в нынешнем временном положении до тех пор, пока, с помощью Божией, в своё время воссоздастся единство и единое правительство Святой Сестры Российской Церкви».

Правящий иерарх — основатель Западноевропейского Экзархата русских православных приходов митрополит Евлогий всегда отмечал, что подчинение Константинополю имеет временный характер. «Когда восстановится общепризнанная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернёмся к прежнему положению».

С точки зрения церковного канонического права эти русские приходы не только могут, но и должны вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата. Время для этого действительно наступило. Многие потомки русских эмигрантов первого поколения открыто заявляют: «Настало время покинуть Константинопольскую Церковь, восстановим каноническую связь с Московской Патриархией». В их числе и «старший по роду» представитель семьи Романовых князь Николай Романович Романов. Он открыто заявил: «Если бы ключи от Свято-Никольского собора в Ницце, сооружённого на личные средства Императора Александра II, были переданы мне, то я их отдал бы Российскому государству, чтобы оно, в свою очередь, передало их Московскому Патриархату».

Какие контраргументы у правящего иерарха Западноевропейского Экзархата архиепископа Гавриила? Основной аргумент против восстановления канонического единства с РПЦ в том, что Экзархат должен быть вне национальных границ и под омофором Вселенского Патриарха.

Новые эмигранты в массе своей выступают за восстановление утраченных русских церковных традиций в этих приходах.

Но этому препятствуют прихожане нерусского происхождения. А «венчальным» и прочим специалистам туристических фирм рекомендуется изучить хотя бы в интернете сайт «Православие во Франции». Потому что их рекламная полуправда — не лучше, чем полная ложь!

Сергей Петрович ПОЛЯКОВ