Иван Ильин и политический пейзаж 2008 года

«Родина делает то, что душевное одиночество людей отходит на задний план и уступает первенство духовному единению и единству».
И.А. Ильин (Продолжение. Начало в № 1).

Иван Ильин говорил, что «кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. Трудности хозяйственные и политические могут возникнуть и накопиться везде и могут обрушиться на каждое государство. Но каждому народу даются духовные силы именно для того, чтобы преодолевать эти трудности и творчески справляться с ними, не впадая в разложение и не отдавая себя на соблазн и растерзание силам зла... Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность её гораздо глубже политики и экономики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности, кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русской чести и совести. Кризис русского национального характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры».

Перечисленные Иваном Александровичем Ильиным опасности не только не изжиты нами, но разрослись, духовные силы народа или истощились, или находятся на пределе…

Но, как говорил незадолго до расстрела бывший ректор Самарской Духовной семинарии, священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, хотя и трудно, «тяжело страдать», «по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога».

Конечно, это великое Божие чудо, что столетней годовщиной своего небесного предстояния с молитвой о России Престолу Божию св. Иоанн Кронштадтский является нам в такое непростое для нашей страны время, в год, который, по слухам, «назначен» американским Госдепартаментом для произведения очередного переворота в нашей стране, переворота, который сможет законодательно закрепить её статус – американской колонии!

Всех нас тревожит разобщённость патриотических сил и движений в такой опасный для нашей истории момент, но, может быть, не умея объединиться политическими движениями и партиями, мы сможем объединиться вокруг нашего небесного заступника?

Вспомните, что по его молитвам и по молитвам к нему исцелялись болящие, воздвигались храмы, устанавливался мир. Несть числа этим большим и малым чудесам, но особенно важно вспомнить сейчас, что именно благодаря Иоанну Кронштадтскому было спасено наше Отечество в смуте 1905 года.

Доморощенных врагов России и заграничных любителей кровавой революционной жизни смело тогда мощное движение Союза русского народа, которое благословил Всероссийский батюшка.

Подобно набатному колоколу звучал голос св. Иоанна Кронштадтского, и дух захватывает, когда понимаешь, что его поучения соответствуют реалиям нашей жизни, может быть, ещё точнее, чем той жизни, в которой произносились они… «Отчего ныне многие русские интеллигенты ненавидят Россию и желают ей зла и злорадствуют о её неудачах?», – задавал вопрос Всероссийский пастырь и тут же отвечал на него: «Оттого что они отвергли учение матери своей Церкви… Это – жалкие межеумки, которые отпали от Бога и Церкви и пристали к безбожию и всяким пороками, растлевающим человека до костей и мозгов».

И про закон совести, которому надобно подчиниться, чтобы выбираться из смуты, охватившей нашу страну, тоже сказано нам, живущим уже в третьем тысячелетии: «Наша душа состоит из трёх главных сил – разума, сердца и воли, соединённых единым существом души. Область действия этих трёх сил бесконечна; и для того, чтобы жизнь души текла правильно, благоплодно и с пользою для нас самих, и для окружающих нас людей, – эти силы должны действовать согласно, повинуясь закону совести, вложенному в каждого Творцом… Таким образом искренний человек и истинный христианин весь со своим бесчисленным множеством мыслей, чувств, намерений и деяний подчиняется единодержавно совести своей, и жизнь его идёт правильно. Но, если душа человеческая не захочет подчинить эти три главные силы души – разум, сердце, волю – закону совести или закону Божию, – она в один день, или в продолжение жизни своей, натворит тьму неподобных, самых вредных дел, додумается до ужасных вещей, – до неверия, до безбожия, до анархии, до конституции, до динамитов и казнокрадства и всякого безобразия. Вот до чего может довести внутренняя или внешняя анархия человека, неподчинение, неповиновение закону совести».

Эти поучения Всероссийского пастыря точно перекликаются с мыслями Ивана Александровича Ильина об интеллигенции, возрождение которой, как носителя национального самосознания, может состояться лишь тогда, когда будет преодолено укоренившееся в интеллигентской среде стремление к бездумному экспериментаторству, никак не учитывающему ни исторический опыт России, ни особенности национального русского самосознания. С его мыслями о том, что основа всякого кризиса – духовная смута, которая возникает, когда уменьшается до опасных пределов регулирующее влияние общественных целей и ценностей, ослабевает значение смыслов. Тогда, говорил И.А. Ильин, и начинается чуждая духовная интервенция и духовно-гражданская сумятица…

Но интересно и поучительно не только это совпадение, а ещё и подробности биографии Ивана Александровича Ильина, которые показывают, как совершался его переход на позиции Иоанна Кронштадтского.

В 1905 году, когда Всероссийским батюшкой были озвучены процитированные нами мысли, Ильин находился отнюдь не с ним. По воспоминаниям Евгении Герцык, Ильин в молодости был революционером-эсдеком, а Николай Николаевич Алексеев запомнил, как споткнулся он в квартире Ильина о корзинку с бомбами.

Правда, сейчас многие исследователи творчества И.А. Ильина и литературоведы не считают эти воспоминания надёжными источниками, но участие Ивана Александровича в демонстрации московских студентов 5 декабря 1904 года, проходившей под эсеровским лозунгом «В борьбе обретёшь ты право своё!», сомнению не подлежит.

В дальнейшем сам Иван Александрович, перейдя на позиции трансцендентального идеализма, отрицал свою принадлежность к политическим партиям, если он и не принадлежал к открытым противникам движения, возглавляемого Иоанном Кронштадтским, то всё равно находился рядом с этими противниками. Поучительно проследить, как происходило распространение идей Всероссийского батюшки, как усваивались они людьми, которые были очень уж европейски образованы, чтобы принять их сразу.

В Иоанне Кронштадтском было необыкновенно сильно развито Соборное ощущение и, когда он благословил движение Союза русского народа, то превратил это движение в Собор, и сам стал его голосом.

Сколь дивным был воздвигнутый Собор, свидетельствует очевидец – Павел Александрович Крушеван. «Помню первый митинг Союза Русского Народа, – вспоминал он. – Он состоялся в Михайловском манеже. Собралось тысяч двадцать народа... Это были величественные и потрясающие минуты народного объединения. Все грани, все сословные и социальные перегородки исчезли; русский князь, носящий историческую старинную фамилию, стоял бок о бок с простолюдином и, беседуя с ним, волновался общими чувствами; тут же в толпе был и известный государственный деятель, были генералы, офицеры, дамы... Но над этой пёстрой массой, сливая её в одно существо, властно царила одна общая душа, душа народа, создавшего одно из величайших государств в мире...». Слово «Собор» от частого употребления несколько затёрлось. Мы обозначаем этим словом не просто разношёрстную толпу, собравшуюся на то или иное мероприятие, а духовное собрание, людей, объединённых или стремящихся объединиться в православной и патриотической идеологии. Эта соборная общность обладает качествами, значительно превосходящими качества отдельных людей, какими бы замечательными и православными они не были, этому Собору сообщается молитвенная сила, которая значительно превосходит совокупную силу самых сильных наших молитвенников – сила, способная преображать историю.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, – один из членов великого Собора новомучеников Российских, Собора, который в страшные годы удержал и вознёс на ещё большую высоту в нашей стране православную веру… В фундамент этого Собора немалую лепту внёс святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Посмотрите дневниковые записи последнего года его жизни – никто так полно и глубоко не прозревал, что такое этот Собор и в чём сила его и могущество.

Иван Александрович Ильин тоже стал после совершившихся в нем в годы революции и Гражданской войны перемен непосредственным участником Собора, воздвигнутого Всероссийским батюшкой.

«Когда мы говорим о Родине, мы говорим о духовном единстве своего народа, – писал он. – Творческое единение людей в общем и сообща творимом лоне – в национальной духовной культуре, где все мы одно, где всё достояние нашей родины (и духовное, и материальное, и человеческое, и природное, и религиозное, и хозяйственное) – едино для всех нас и обще всем нам: и творцы духа, и «труженики культуры», и создания искусства, и жилища, и песни, и храмы, и язык, и лаборатории, и законы, и территория... Каждый из нас живёт всем этим, физически питаясь и душевно воспитываясь, ограждённый другими и обороняя других, получая и принимая дары во всеобщем взаимном обмене. В жизни и в ткани нашего общества мы все – одно, а в её духовной сокровищнице объективировано то лучшее, что есть в каждом из нас. Её созданиями заселяется и обогащается, и творчески пробуждается личный дух каждого из нас.

Такова идея родной нации. И при таком понимании обнаруживается воочию, что человек, лишённый её, будет действительно обречён на духовное сиротство или безродность; что обретение её есть поистине акт жизненного самоопределения; что иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь есть великое горе; что тоска по ней естественна, а отчаяние в своем народе противоестественно; и что, наконец, человеку подобает блюсти на всех путях достоинство своего народа, гордиться его призванием, его величием и его успехами».

Николай Михайлович КОНЯЕВ

Окончание в №3