Николай Леонов - 4 ноября - День народного единства во сне и наяву

 Всякая новая власть, победившая в результате революционных потрясений, ведёт себя примитивно-однообразно по отношению к политическому наследию прошлого. Она старается выкорчевать память о нём, а то, что не удаётся вырвать с корнем, станет объектом постоянного охаивания.

В этой борьбе с уже поверженным, но всё равно ненавистным противником новая власть использует прежние символы, но начиняет их своим, принципиально новым, содержанием. Эти приёмы стары как мip.

Американские католики и протестанты, как правило, строили свои храмы на месте старых святилищ индейцев, чтобы те по привычке шли туда, где совершали ритуалы их предки, но получали бы новую духовную пищу.

Ничего нового не изобрели большевики в России, когда устраивали в православных храмах клубы, а на месте взорванного Храма Христа Спасителя намеревались возвести Дворец Советов. Подлогом было празднование Первомая вместо Пасхи, Нового года вместо Рождества Христова и т.д.

В нашей стране, пережившей за XX век несколько разрушительных революций, эти войны с символами приобрели характер настоящей эпидемии. Менялись названия городов, площадей и улиц, уродовали фасады зданий, с которых сбивали то двуглавых орлов, то серпы с молотами. Многократно «перелицовывали» у нас государственные гимны, отменяли старые праздничные дни и вводили новые. Всё это делается бездумно, в запале, в спешке, в угоду сиюминутной потребности.

Вот, например, 4 ноября Россия будет отмечать один из таких испечённых на скорую руку праздников, названный Днём народного единства. Главное его политическое предназначение в том, чтобы исключить из календаря старый праздник 7 ноября.

16 декабря 2004 года быстро-быстро, сразу в трёх чтениях, Государственная Дума приняла закон о новом государственном празднике, помпезно названном Днём народного единства. Впервые он отмечался 4 ноября 2005 года. Сразу же высветилось полное несоответствие его названия реальному положению дел в стране и обществе. «Премудрые пескари», жирующие в норках президентской Администрации, полагали, что стоит им придать характер государственной политики популярному призыву кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!», — как всё образуется само собой. Они даже подвели под новый «праздник» историческую базу: дескать, в этот самый день в 1612 году представители всех народов России, без национальных и религиозных различий, объединились в едином патриотическом порыве и штурмом взяли Китай-город, где сидели польские интервенты. Но почему-то исторический пример нашёл отклик только в сердцах русских людей, и в первый день нового праздника в центре Москвы прошёл Русский марш — многотысячное шествие с лозунгами к объединению русского государствообразующего народа.

Уже на другой день начались расследование и поиски тех, кто организовал это шествие и позволил вынести «подрывные» лозунги и плакаты. Русские марши впредь были запрещены, как и вообще всякие политические, по центральным улицам городов. Но поскольку все политические партии хотели провести в этот день какие-либо свои мероприятия, то растерявшаяся власть вынуждена была «развести» по разным концам столицы желающих помитинговать под псевдопатриотическими лозунгами. Так, коммунистам разрешают собираться чаще всего на Театральной площади, ЛДПР скликает своих сторонников на площади Пушкина, «яблочники» и прочие либералы облюбовали Болотную площадь, левым патриотам предоставляют набережные Москвы-реки и т.д.

Так власти спокойнее! Наплевать, что вместо «народного единства» происходит демонстрация раздробленности. По укоренившейся традиции на улицы столицы и других городов в этот день выводят усиленные части милиции, ОМОНа, внутренних войск. Наготове прячутся в укромных улочках цистерны, большегрузные фуры, для того чтобы в считанные минуты перегородить маршруты спонтанных колонн манифестантов. Кстати говоря, опросы общественного мнения показали, что 63% россиян отрицательно отозвались об отмене праздника 7 ноября — привыкли к нему.

Все эти замечания касаются политического содержания мероприятий, проводимых 4 ноября, но у этого дня есть и другие, более глубокие исторические, духовные корни, неразрывно связанные с судьбой России.

22 октября 1649 года (4 ноября по новому стилю) Царь всея Руси Алексей Михайлович подписал Указ о введении нового государственного праздника — Дня Казанской иконы Божией Матери. Этот праздник неукоснительно отмечали до самой революции 1917 года, т.е. на протяжении более двух с половиной столетий. Решение Тишайшего Царя базировалось на более прочном фундаменте, чем потуги нынешних политиков. К этому времени Казанская икона Божией Матери стала одной из главных святынь русского народа, чудодейственным источником духовного возрождения нации.

Икона была обнаружена ровно 430 лет тому назад, 23 июня 1579 года, десятилетней девочкой по имени Матрона, дочерью стрельца Даниила Онучина, на пожарище, в которое была превращена половина города Казани. Ей во сне явилась Божия Матерь, которая указала место, где находился образ. Попытки девочки убедить городские власти провести поиск не дали результата. Тогда она вместе со своей матерью стала сама копать землю на пепелище. На глубине двух локтей они нашли совершенно не повреждённую пожаром, сияющую свежими красками икону Божией Матери. Первым её принял священник ближайшего православного храма Ермоген, который как свидетель и личный участник обретения через 15 лет составил полное описание истории этого события.

Он же стал и первым преобразившимся под чудодейственной силой иконы человеком. К началу Смутного времени (1605 г.) был уже митрополитом Казанским и Астраханским. В Смутное время Ермоген был избран Патриархом всея Руси и с самого начала своей пастырской деятельности в новом сане занял решительную позицию защиты Православия и Отечества от нашествия супостатов-латинян. Он категорически воспротивился браку Лжедмитрия I и Марины Мнишек, которая не желала принимать Православие, использовал всё своё влияние, чтобы не допустить строительства католических костёлов в Москве. За это сначала был сослан в Казань, а затем возвращён в Москву и заточён в тюрьме, в подземелье Чудова монастыря в Кремле, где его уморили голодом поляки в феврале 1612 года. Он до последнего вздоха посылал свои благословения народному ополчению Минина и Пожарского.

Вторым чудом стало духовное предводительство Казанской иконы Божией Матери при штурме Китай-города 22 октября 1612 года. Именно её появление в рядах народного ополчения было решающим фактором успеха штурма. И поэтому после освобождения Москвы от интервентов на личные средства князя Пожарского на Красной площади был возведён храм Казанской иконы Божией Матери, разрушенный при советской власти и восстановленный в 90-х годах по сохранившимся чертежам и фотографиям.

Никаких серьёзных исторических свидетельств об участии в освободительной войне против поляков иных народов, населявших Россию, кроме самих русских и казаков, нет, как нет и доказательств присутствия на полях брани иных духовных лиц, кроме православных священников. Зачем же насиловать историю и делать из чисто русского, православного подвига некий «День народного единства»?

Кстати, и никакого единства в дни взятия Москвы даже среди русских продемонстрировано не было. Как известно, поляки, решившие капитулировать, открыли Троицкие ворота Кремля и первыми выпустили на мост через реку Неглинку тех русских бояр, купцов и всех наших соотечественников, которые были сторонниками воцарения на русском престоле польского королевича Владислава и сидели в осаде вместе с поляками. Поляки же, получившие от Минина и Пожарского гарантии личной безопасности в случае капитуляции, с любопытством и страхом смотрели с Троицкой башни, как поступят русские со своими собственными предателями.

Тяжёлая, зловещая тишина повисла тогда над мостом, заполненным окаменевшими от страха людьми. Казаки требовали немедленной и кровавой расправы. Но Минин и Пожарский окружили пленников своими ратными людьми и спасли их от неминуемой смерти. Впоследствии их разослали по разным дальним городам России, где они под стражей провели по нескольку лет ссылки. Так Казанская икона Божией Матери оказалась милостивой даже к предателям.

Тем временем в далёкой Казани на месте обретения образа был построен Богородичный женский монастырь, и одними из первых насельниц его стали Матрона и её мать, нашедшие чудотворный образ. Сама икона, хранившаяся в этом монастыре, стала с той поры покровительницей русского воинства. В решающие моменты противостояний с внешними врагами её обязательно привозили в армию и она вдохновляла воинов на подвиги во славу Отечества.

В ночь перед Полтавской битвой Пётр I — далеко не самый ревностный православный христианин — долго молился, не вставая с колен, перед образом Матери Божией, прося Её даровать победу русскому воинству.

Шли годы, а вместе с ними росли слава и духовное могущество Казанской иконы Божией Матери. Она укрепляла боевой дух русской армии в походах А.В.Суворова, сопровождала наши полки в сражениях Отечественной войны 1812 года и в последовавшем за ней заграничном походе. А вся страна каждый год 22 октября (4 ноября) торжественными богослужениями отмечала день обретения иконы, который стал одним из самых главных праздников нашего народа.

Но вместе с наступлением трагического XX века пришли другие времена, не пощадившие даже чудотворную икону. В 1904 году её украли из Богородичного женского монастыря в Казани. Вся полиция была поднята на ноги; вскоре преступники были найдены — ими оказались воры и проститутки, польстившиеся на драгоценности, которые по воле жертвователей обрамляли икону. Арестованная содержательница притона призналась на суде, что она расколола образ и сожгла в печи. Так погибла величайшая святыня России, а на страну с тех пор посыпались несчастья одно горше другого. Уже в 1905 году грянула первая революция. Потом поражение в Русско-японской войне, потом...

Вот такие у нас чудотворные духовные символы народа, и такими бедами грозит их утрата. А весь этот разговор мы ведём для того, чтобы ещё раз напомнить власти: никакими искусственными праздниками, под какими бы благозвучными названиями их ни учреждали, нельзя помочь делу создания и укрепления народного единства. Единство куётся в истории только великими свершениями, подлинными творцами которых является народ. Вот если бы нынешние олигархи и олигархята были способны пожертвовать одной пятой частью своих состояний по призыву Президента и Премьера, как русские люди во времена Козьмы Минина в 1612 году, тогда и все народы России расправили бы свою уставшую грудь. И не надо было бы каждый раз твердить нам о том, что все наши безконечные беды идут от не нами придуманной глобализации и от лукавого.

История учит только тех, кто хочет учиться. Самодовольным она прописывает розгами ижицу там, где положено.

Николай Сергеевич ЛЕОНОВ