Призвание на Божию службу

Русская Православная Церковь принимает необычное пополнение – офицеры, прапорщики и мичманы запаса, сменив военную форму на священническую рясу, а боевое оружие на всепобеждающий крест Христов, присягают Господу Иисусу Христу, утверждая на Российской земле добро, мир и любовь.

15 лет назад в редакцию газеты Приволжского военного округа «Солдат Отечества» зашёл высокий статный мужчина в чёрном монашеском облачении и со священническим крестом на груди. В ответ на наш вопрос: «Как могло случиться, что Вы, офицер-журналист, стали священником-монахом?», – мы услышали такую историю.

После окончания Высшего военного училища капитан-лейтенант Сергей Перепёлкин стал сотрудником корабельной газеты Северного флота. Служба нравилась, писалось легко... Однажды в кубрике он застал матроса за чтением «неуставной» книги. Сделал ему замечание, книгу отобрал. У себя в каюте Перепёлкин посмотрел название книги – Библия! Пожал плечами и положил Книгу на полку. Но через месяц на досуге взял её в руки, прочитал первые две главы... Ещё через несколько месяцев капитан-лейтенант Перепёлкин написал рапорт об увольнении из военно-морского флота. «Библия открыла мне мир и самого себя, – сказал иеромонах Савватий. – Я понял, что моя жизненная задача – служить Богу и людям в духовном звании».

Об этом я написал в газету «Красная звезда». Материал не опубликовали. Главный редактор объяснил: «А вдруг после публикации кому-то ещё захочется поменять офицерский мундир на поповскую рясу?».

И он оказался прав. 90-е годы прошлого века стали началом призвания Божия отставных офицеров и прапорщиков на службу в Русскую Православную Церковь. Для уволенных в запас офицеров и прапорщиков открывались пути в крупный бизнес, на административное поприще, в партийное руководство, однако многие решили посвятить себя служению Матери-Церкви.

Тогда же в Свято-Никольский Шартомский мужской монастырь, где подвизался иеромонах Савватий, были приняты в число насельников ещё несколько флотских офицеров и мичманов. Все они позже приняли священнический сан.

В те же годы священники с военной выправкой появились и в Самарской епархии. Командир отличного танкового взвода из Тоцкого гарнизона лейтенант Игорь Макаров, сын полковника, неожиданно для многих, вместо блестящей карьеры в армии выбрал священнический крест. Сын старшего офицера – выпускник Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища лейтенант Алексей Хотеев – штабной непыльной работе в отдельном батальоне аэродромно-технического обеспечения предпочёл монашескую стезю.

После учёбы в Санкт-Петербургской Духовной академии он был пострижен в иноки, и ныне он иеромонах Никифор, служит в Иверском женском монастыре Самары. Прапорщик Андрей Федосов после увольнения из вооружённых сил возглавил приход в райцентре Красноармейское Самарской области.
– В дьяконы архиепископ Самарский и Сызранский Сергий меня рукоположил, когда я ещё служил в батальоне, – рассказывал мне отец Андрей. – Приходилось совмещать: с понедельника по пятницу – служба в части, а в субботу и воскресенье – служба дьяконом в храме Духовной семинарии. Командование к этому относилось с пониманием. После увольнения из армии состоялось моё рукоположение во иерея.

Кстати, родители отца Андрея, военнослужащие, выбор сына – служение Богу – одобрили.

В Тольятти настоятелем храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона в 1993 году стал специалист авиационной радиоразведки капитан запаса Андрей Геннадьевич Гриев. Промыслом Божиим прервалась военная биография курсанта Черниговского высшего военного училища Виктора Ивановича Ушатова – сегодня он протоиерей. Газета «Красная звезда» в августе 2003 года опубликовала об отце Викторе большой очерк под заголовком «Небо – наша обитель».

Когда в 2004 году в Рязани проходили первые сборы военного духовенства РПЦ, организаторы решили сосчитать тех священников, которые раньше служили в армии и на флоте. Их оказалось более 100 человек.

Для российского государства в подобном факте нет ничего необычного. Церковь во все времена пополнялась достойными представителями армии и флота. Об этом свидетельствует недавняя история.

Святитель Игнатий Брянчанинов, любимец Царя Николая Александровича, оставил блестящую карьеру офицера-инженера в Динабургской крепости и званию поручика предпочёл звание монаха.

Полковник гвардейского Преображенского полка Леонид Михайлович Чичагов в зрелом возрасте стал иноком.

Полковник Павел Иванович Плиханков был старшим адъютантом в Окружном штабе в Казани, но неожиданно оставил военную службу и уехал в Оптину пустынь.

В списке насельников русского Пантелеимонова монастыря на Горе Афон значатся имена многих иноков, которые в миру были гусарскими поручиками, офицерами артиллерии. Особенно часто, как свидетельствует история, становились священниками и монахами офицеры российского флота.

А вот примеры из истории современной. Советский офицер-десантник Скворцов после подписания Беловежских соглашений ушёл в монастырь. В 1995 году игумен Киприан, сохранивший десантскую выправку и бесстрашие, был в чеченской мясорубке. Пересвет-батяня – так называли его наши бойцы. Четырежды в плену, шесть раз его выводили на расстрел. Вынес с поля боя десятки раненых солдат и офицеров. Даже бандиты уважали его за беспримерное мужество и за отказ под страхом пыток и смерти отречься от своей веры. В 2000 году игумен Киприан снова оказался на передовой в Чечне. Не раз был контужен и ранен. Благословение его, проникновенное слово вселяли бесстрашие и мужество в наших воинов.

Другой пример. Майор Анатолий Чистоусов уволился из армии в 1993 году. В 1994-м был рукоположен во священника. Перед хиротонией его спросили: «Анатолий! А если пошлют туда, где стреляют, где опасно – пойдёшь?». Он спокойно ответил: «Куда благословит владыка, туда и пойду. Никакие земные обстоятельства мне не страшны. В армии я привык к послушанию, бесстрашию и верю, что благодать Божия укрепит меня, а благословение владыки защитит от врагов видимых и невидимых».

Отец Анатолий вместе со священником Сергием Жигулиным был захвачен чеченскими бандитами в плен. «Слушай, брат, ведь это счастье – пострадать за Христа, умереть с Его именем на устах», – сказал он о. Сергию. И он сподобился мученической кончины, стал подвижником православной веры XX века.

Доблестное служение Отечеству офицеров запаса в священническом сане способствовало коренному изменению отношения Министерства обороны к Церкви. Помню, как «ввиду особых обстоятельств» командование Приволжского военного округа обратилось к архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию с просьбой «помочь поднять дух личного состава ремонтно-восстановительного батальона, убывающего в Чечню». Перед солдатами и офицерами с проповедью выступил иерей Игорь Макаров, лейтенант запаса. Слушали батюшку, затаив дыхание. Благословив каждого воина, священник предложил крещёным взять нательные крестики.

Что же побуждает образованных, перспективных офицеров идти служить в Церковь? Иерей Георгий Ломако, старший лейтенант запаса из с. Тимашево Самарской области ответил так: «Господь призывает – человек откликается. В нашей семье очень верующей была бабушка. Мама, Екатерина Павловна, организовывала церковный хор. Я закончил сельхозинститут, музыкальное училище, потом стал офицером. Но призвание служить Богу и Отечеству в священническом сане было сильнее всех стремлений в моей жизни».

К отцу Георгию в с. Тимашево на воскресные службы из Самары стал приезжать его брат Сергей – старший лейтенант медицинской службы. Сначала он только наблюдал за церковной жизнью, затем стал помогать в решении церковно-хозяйственных задач, а сегодня иерей Сергий Ломако – настоятель храма в с. Кротовка в той же епархии.
– Помогает ли священникам армейская выучка? – спросил я священника Андрея Гриева.
– Безусловно. В армии – служба, и в церкви – служба. В прошлом я служил Отечеству в армии, а сегодня в Церкви – Богу, Отечеству и всему народу. Духовный труд несоизмеримо выше и труднее. Но я благодарен армии за привычку к дисциплине, исполнительности, точности. «Присущая военному конкретность и последовательность мысли позволяют правильно входить в духовную сферу жизни», – ответил мне на мой вопрос в письме иеромонах Савватий.

К этому добавлю: священники с армейским прошлым легко находят общий язык с молодёжью призывного возраста, им удаётся воспитательная работа с подростками. Ныне уже генералы даже просят владыку направлять священников на войсковые учения, потому что с батюшкой солдаты действуют более мужественно, самоотверженно.

Священники с армейским прошлым в Самарской епархии служат очень добросовестно. Это отмечают не только церковные, но и светские власти. И награждают батюшек: отец Константин Сибряев является Почётным гражданином г. Новокуйбышевска, иерей Игорь Макаров награждён Почётной грамотой и нагрудным знаком «За заслуги перед г. Самара».

Олег Иванович БЕДУЛА,
   г. Самара