Александр Сегень - Радетель о русском книгопечатании

13 января - 445 лет со дня кончины святителя Макария, митрополита Московского. Ущедрена Русская земля плодами духовными. Со времён Крещения родятся в ней святые Божии люди, подвигами и благочестием стяжавшие благодать Духа Святого. По окончании земного пути они, предстоя Престолу Божию, молитвенно ходатайствуют о своём Отечестве.

Это светильники земли Русской, возжегшиеся на церковном небосводе. В год празднования 1000-летия Крещения Руси на Поместном Соборе Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм святых угодников Божиих, деятельность которых охватывает около шести веков церковной истории. И среди них – слава Русской Церкви XVI века, святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. 
 
В начале августа 1552 года вся Москва с великой печалью прощалась со своим любимцем – юродивым Василием Блаженным, прожившим ни много ни мало 88 лет. Хоронили его на кладбище Троицкой церкви на рву, возле стен Кремля. Ещё никто не знал тогда, что молодой царь Иван Васильевич вскоре покорит Казань, и в честь сей славной победы здесь, на рву, будет воздвигнут знаменитейший собор Покрова Богородицы, который москвичи, в память о любимом юродивом назовут храмом Василия Блаженного.

Погребение совершал 70-летний митрополит Московский и всея Руси Макарий. В своё время именно он, прослышав о чудесах, совершаемых Василием, рассказал о них царю, и с той поры оба они, митрополит и царь, привечали юродивого.

И вот сподобился Василий, что на похоронах его сам царь нёс гроб и сам митрополит совершал чин погребения.

Да какой митрополит!

С юных лет Макарий подвизался в Боровском монастыре, том самом, где Великий князь Иван III разорвал ханскую басму. Здесь молодой монах, имея перед глазами иконы, писанные самим Дионисием, учился искусству иконописи, которому будет посвящать себя во все дни будущей жизни. Он впитал в себя идеи прп. Иосифа Волоцкого о воинствующей Церкви и о сильной государственной власти в России.

К 40 годам он прошёл все ступени монашества – иеродиакона, иеромонаха, игумена, и был поставлен в архимандриты Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. В 44 года Макарий становится архиепископом Великого Новгорода и Пскова. Это было труднейшее испытание, так как доселе архиепископская кафедра 17 лет пребывала здесь без пастыря. Он восстанавливает монастыри, устраивает единообразный общежительный устав по примеру Иосифа Волоцкого. Будучи «иконником искусным», Макарий поновляет иконы, в том числе излюбленную святыню новгородской земли – икону Знамения

Божией Матери. Здесь же, в Новгороде, святитель принимает решение начать систематизацию всей библейской, новозаветной и житийной литературы на основе календаря. Так начался его великий 12-летний труд по созданию «Великих Четий-Миней». 

 Слово «четьи-минеи» происходит из двух языков – «четьи» означает «чтение», «минеи» – «по месяцам», от греческого – «месяц». Составленные Макарием «Великие Четьи-Минеи» содержат в себе более 27 тысяч страниц большого формата. Все они красиво переписаны и обильно изукрашены миниатюрами и узорчатыми заставками. Это – календарь ежедневных чтений, разбитый по месяцам на 12 томов. На каждый день выпадает определённое чтение из ветхозаветных или евангельских текстов, из житий святых, с толкованиями и с отрывками из сочинений отцов Церкви и русских церковных писателей.
 

толь великий труд, подобный подвигу, был под силу только великому человеку, истинному подвижнику. Естественно, что когда митрополит Иоасаф испросил себе милость оставить Московскую митрополичью кафедру, его преемником единодушно был признан Новгородский архиепископ. Тогда ещё на Руси не было патриаршества, и сан митрополита считался наивысшим. В год принятия этого сана Макарию исполнилось 60 лет.

Поселившись в Москве, Макарий взялся за одно из главнейших дел – учреждение в нашем Отечестве царского титула. Именно под его влиянием в 1547 году 17-летний великий князь Иоанн Васильевич стал первым русским Царём. Россия стала Царством. И венчал её на Царство митрополит Макарий.

Сразу после этого началась пятилетняя война с Казанью, окончившаяся присоединением Казанского ханства к Московскому царству. Макарий благословил Царя на это деяние и предрёк ему блестящую победу, которая была одержана через два месяца после погребения в Москве Василия Блаженного. Именно по мысли и по благословению святителя зодчими Постником и Бармой был воздвигнут Покровский собор, храм Василия Блаженного, один из самых знаменитых храмов не только на Святой Руси, но и во всём мире.

Покуда шла война с Казанью, митрополит Макарий осуществил ещё одно свое важнейшее и славнейшее деяние. Под его руководством и его мощной волею в 1547 и 1549 годах были созваны два церковных Собора, имевшие целью канонизировать многих русских святых, которых доселе почитали лишь как местночтимых. Предварительно Макарий сам собрал и своею рукой написал их жития, объединив их в «Книгу новых чудотворцев». Эти Соборы так и остались в русской истории под наименованием «Макарьевских».

Всего на обоих Макарьевских Соборах было причислено к лику святых 39 человек. Среди них – благоверный князь Александр Невский, князь-мученик Михаил Тверской, основатели Соловецкого монастыря Зосима и Савватий, наставник и покровитель Ивана III митрополит Московский Иона, епископ Стефаний Пермский, Муромские князь и княгиня Петр и Феврония, Сербский архиепископ Арсений, преподобный Пафнутий Боровский, юродивый Максим Московский и многие другие. Из самых близких по времени был канонизирован преподобный Александр Свирский, современник и близкий друг митрополита Макария, творивший чудеса и на Свири, и на Валааме. Вот какие светочи русского Православия ждали своего часа, покуда стараниями митрополита Макария их имена воссияли во всецерковном прославлении!

Третий Макарьевский – Собор 1551 года. Его ещё называют «Стоглавом». На нём обсуждалось устройство церковных дел. Итогом «Стоглава» стали многотомный «Лицевой летописный свод» и «Степенная книга царского родословия». Здесь же, на «Стоглаве» встал вопрос о печальном положении, в котором находились тогда церковные книги. Было принято решение не только совершить тщательный пересмотр книг, но и заняться обустройством в России книгопечатания по примеру южной русской митрополии. И именно Макарий добился принятия этого важнейшего постановления.

И снова мы возвращаемся в 1552 год, когда умер Василий Блаженный и была взята Казань. Именно с этого года на Москве завертелось типографское дело. Царь Иоанн, которого еще не успели прозвать Грозным, выписал из Дании типографа Ганса. Но святитель Макарий отказался от услуг датчанина, найдя таланты, как говорится, у себя под боком. Создать первую московскую типографию взялись Иван Фёдоров (точнее – Иван Фёдорович Москвитин) и Пётр Тимофеев. Из Новгорода прибыл замечательный резчик букв Василий Никифоров. Работа оказалась нелёгкой и потребовала многих лет. Макарий постоянно следил за тем, как идёт дело. В 1555 году он освятил новую кремлёвскую церковь Святителя Николая Голстунского и поставил там Ивана Фёдорова диаконом. Лишь в последний год жизни святителя ему посчастливилось увидеть, как в основанной им типографии стала печататься первая русская книга – «Деяния Святых Апостолов». Но подержать её в руках ему уже было не суждено – «Апостол» вышел в свет 1 марта 1564 года. Макария уже два месяца как не было в живых!

Он, чьими стараниями были канонизированы Александр Невский, Александр Свирский, Михаил Тверской и другие русские святые, тоже дождался своего часа спустя несколько столетий после кончины. В 1988 году Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых девять подвижников, без коих немыслима вся наша история. Это – Димитрий Донской, Андрей Рублёв, Максим Грек, Паисий Величковский, Ксения Петербургская, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник и – святитель Макарий, митрополит Московский.

Когда же следом за «Апостолом» в 1565 году Иван Фёдоров выпустил «Часослов», в нём было указано: «Благословением преосвященного Макария Митрополита всея Руси составися сия штанба – сиречь, печатных книг дело, во царствующем граде Москве».

В годы советской власти роль митрополита Макария в учреждении русского книгопечатания намеренно замалчивалась. Первопечатником объявлялся Иван Фёдоров. И не мудрено, разве можно было при большевиках почитать первоиерарха Православной Церкви! Слава Богу, те времена канули в лету, и сегодня, всюду восстанавливая историческую справедливость, мы должны и тут воздать должное святому человеку. И пусть впредь принято будет говорить не «первопечатник Иван Фёдоров», а «первопечатники Иван Фёдоров и митрополит Макарий».

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ