Роберт Балакшин - Юбка или брюки?

Трудно дать категоричный ответ на вопрос, почему женщине нельзя носить брюки. Нельзя, потому Бог создал мужчину и женщину, и людям одного пола нельзя полагать на себя образы и привычки другого пола.

Всё должно быть чинно, а изменения в одежде ведут к тяжким духовным последствиям. Да и сама эта мода является следствием духовного оскудения людей. Женщины, одеваясь в мужскую одежду, невольно порой принимают не лучшие качества сильного пола – развязность в поведении, резкость, грубость и т.п. Одежда человека влияет на его внутренний мир. Православный во всём должен быть в послушании Матери Церкви, в том числе касается это и внешнего вида. Вот почему никакая мода не сможет сделать «нормальным» приход женщины в храм в брюках. То, что стало нормой в миру, в Церкви – неприемлемо.

В наше время на дверях многих православных храмов не редкость встретить обращения такого рода: «Дорогие женщины! Убедительная просьба: без головного убора и в брюках в храм не входить!» или «Женщины, приходящие в храм в брюках, до Таинства причащения не допускаются».
И вот подходит к церковным вратам женщина, одетая в брюки. Как вы думаете, замедлит она шаги, прочитав объявление, подумает смятенно: «Боже мой, ведь я в церковь иду, а как одета?».
Ничего подобного, она смело, без малейшей заминки отворяет дверь и входит в храм так же, как люди заходят в магазин за продуктами.
Отчего нынче так растёт преступность, по улицам слоняются ватаги безнадзорных детей, процветают пороки, а в обществе наблюдается полнейший разброд в мыслях и делах? Оттого, что нет послушания, сверху до низу вся наша общественная жизнь, как ствол дерева жуками-древоточцами, источена непослушанием. Упрямство или своеволие – один из самых распространённых грехов. Противоположная ему добродетель – послушание.
Послушание сохраняется только в Церкви, самой надёжной опоре общества. В ней всё построено на послушании. Говорят, что Церковь «стоит» на мощах святых угодников, но кроме того, она стоит и на послушании. Пример его показал Сам Иисус Христос, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8.).
Верующие приходят в храм не к священнику, не к женщинам, стоящим за свечными ящиками, а к Богу. Так как же назвать тех людей, которые свой первый шаг в храм начинают с непослушания? Написано «в брюках не входить», а они идут.
Ведь священник не по своему произволу поместил такое объявление. Не потому, что ему так не нравится, это не прихоть батюшки.
Всё в жизни воцерковлённого человека – церковной и бытовой – имеет свой порядок, следует своим чином. Нарушить заведённый порядок – дело неблагочестивое, непотребное.
Если вас приглашают на торжественный приём, посвящённый юбилею города или фирмы, вы не надеваете обычный костюм, стараетесь принарядиться. Да и на праздничный ужин к знакомому или другу вы вряд ли пойдёте в домашнем халате и тапках-шлёпанцах.
А на встречу с Богом идём в одежде, которую носить не благословили ни святые угодники, ни настоятель храма.
Самое распространённое возражение: некоторые женщины приходят в храм по пути с работы домой. Им некогда переодеться. С трудом могу согласиться только в отношении вечерних служб, всенощного бдения. В воскресенье на Литургию все идут из дома, и тем не менее надевают брюки.
Часто слышу вопрос: «Где это написано, что нельзя брюки носить?». Отвечу: в Священном Писании, в книге Второзакония (глава 22, стих 5) пророк Моисей возвестил: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всяк делающий сие». На VI Вселенском соборе Святые отцы в 62-м правиле определили: «Никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную...
Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, аще суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, аще же миряне, отлучать от общения церковного».
Есть понятие «форма одежды» – негласное, регламентированное, принятое одной частью общества, например, армией. Не может ни один командир полка прийти в часть в штатской одежде и отдавать приказы. Это противоречит воинскому Уставу и дисциплине. Есть определённая форма одежды (мундир) у железнодорожников, лётчиков; врач, придя в больницу, надевает белый халат; дирижёр надевает фрак, готовясь выступать в концерте; во многих школах и колледжах носят форменные костюмы и платья.
Соответственно, есть нормы одежды, приличествующие и христианину. Священник не станет совершать Литургию в тенниске и в кроссовках на босу ногу. Архиерей, прежде чем приступить к совершению Литургии, облачается в особые, святительские одеяния.
Есть нормы одежды и для мирян, согласно которым мужчины носят мужскую одежду, а женщины женскую.
Это церковное установление, правило, и приходить в храм, пренебрегая тем, о чём говорит, чего требует Церковь, для верующего немыслимо, а для человека, почувствовавшего тягу к церковной жизни, потребность к вере, просто невежливо. В гостях мы не ведём себя, как нам вздумается или захочется, из уважения к хозяевам считаемся с заведённым в их доме порядком.
Церковь – дом молитвы, дом послушания, а не дом гордыни и собственных желаний. Приходя к Богу, ведите себя соответственно тому, как заповедал Бог, как учит Церковь.
Бывает, что и к причащению подходят в брюках, накинув поверх их платок. Кого хочет обмануть женщина – себя, священника? Нет, Того, Кого не обманешь.
Стало модно носить брюки. А мода – нечто вроде эпидемии, и женщины не могут противостоять ей. Также покорно подчиняются и нелепой моде на празднование Нового года по восточному календарю. И православный человек со спокойной душой несёт в дом календари, игрушки и сувениры с изображениями драконов, обезьян, собак, змей. Подумаешь, что в том такого, это всего лишь шутка. Далеко не шутка. Это не евангельские мудрые змеи, о которых говорит Спаситель (Мф. 10, 16), это образы «дракона, змея древнего, иже есть диавол и сатана». (Откр. 20, 2). Недаром сувенирные новогодние змеи сплошь и рядом изготавливаются в образе кобры или питона, змей-убийц.
Вот чей образ мы приносим в дом, да ещё помещаем на видном месте. Для православных каждый год – это только год Божий. Мы молимся о том, чтобы Господь даровал нам «лето благоприятно». Как же Господь откликнется на молитву, если в нашем жилище вольготно расположились азиатские идолы в образе петухов, крыс, свиней...
Православный человек должен жить не по моде, а по вере, по обычаям праведной старины, по установлениям церкви.
Не задумываемся мы и о том, что в ношении брюк сильно и мусульманское влияние. На Востоке и в странах Азии брюки – принадлежность женской одежды. Зачем мы бездумно, с охотой перенимаем чуждые нам одежды и обычаи?
Но истоки этой проблемы лежат глубже. В XIX веке возникло движение «феминизм», женщины стали бороться за равноправие с мужчинами. Борьба не имеет смысла, ведь во всём мужчина и женщина различны. Господь создал первых людей именно как мужчину и женщину.
Изначально все равны перед Богом и иного равноправия не может быть. Господь не смотрит на человека, мужчина он или женщина, иудей или эллин, а только на то, как человек жил, творил добро или погряз во зле и пороках.
Однако женщины, считавшие, что по сравнению с мужчинами они ущемлены в своих правах, настойчиво добивались возможности участия в политике, в управлении государством.
Это желание со временем приняло извращённые формы, что особенно заметно в наше время, когда женщины ни в чём не хотят уступать мужчинам. Они одеваются как мужчины, курят, употребляют спиртные напитки, занимаются прежде считавшимися сугубо мужскими видами спорта и даже, благодаря достижениям медицины, могут изменять свой пол.
Для женщины становятся не главным рождение и воспитание детей, укрепление семьи, уход за больными и страждущими. Происходит смещение понятий, соединение несоединимого, смешиваются женское естество с мужским.
Стремление женщины во всём уподобиться мужчине – бунт против Бога, точно такой же, как противоестественные связи между мужчинами и иные извращения.
Неужели ношение брюк – тоже извращение? Всё начинается с мелочей. В Европе женщины начали носить брюки до Второй мировой войны, а сейчас они требуют рукоположения в священнический сан. Женщина не может быть священником, это определено Священным Писанием, закреплено церковной традицией. Но в Европейском Союзе, куда нас всё призывают войти, в т.н. цивилизованную семью народов, требование свободных женщин однозначно: хотим быть священниками. И такие примеры уже есть.
От священства рукой подать и до архиерейства. А там недалеко и до восстания на Божии заповеди.
Если вы уважаете Православную Церковь, если вы уважаете верующих, которым неприятно всякое самочиние и своевольство, то приходите в храм Божий в той одежде, которую издревле носили и носят православные христианки.

Роберт Иванович БАЛАКШИН