Ответы протоиерея Александра Шаргунова

С приближением Нового года особенно остро чувствуешь, как быстро проходит жизнь, и «как много сделано ошибок». Мне всегда были дороги слова апостола Павла из Послания к Филиппийцам, понятные, наверное, совести всякого, не только верующего, человека: «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Кажется, я так и старался жить, но увы!

И у меня вопрос относительно одного из самых, наверное, трудных мест Евангелия, вызывающего протест. Человек решил следовать за Христом и сказал: «Господи, позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего»; услышал в ответ: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Почему те, кто, естественно, хочет проводить в последний путь своих родителей, названы мёртвыми? Разве погребение наших близких – не наш священный долг? Разве может быть отменена святая наша обязанность, основанная на заповеди «чти отца и матерь твою»?
А другой также сделал выбор быть со Христом и попросил: «Но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Что же он услышал? «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». И снова рождается недоумение: для чего требовать, чтобы человек внезапно совершил такой крутой поворот?

В. Белоусов, г. Петрозаводск
Нет сомнения, что жить по совести – это действительно то, что определяет достоинство всякого, в том числе верующего, человека. И другой апостол об этом прямо говорит: «Крещение есть обещание Богу доброй совести». Но обратите внимание, что он добавляет: «которое спасает нас воскресением Христовым» (1 Петр. 3, 21). Это значит, от нас зависит только избрать правильное направление и следовать ему. Веровать в победу Христову и жить по этой вере. Всё остальное совершит Бог. Сами мы не можем победить ни грех, ни смерть. А теперь о Ваших недоумениях по поводу трудных мест Евангелия, вызывающих у Вас протест. В первом случае нам даётся откровение единственно истинной жизни, жизни с Богом, жизни Царства Божия. Господь говорит, что кто не узнал ещё Царства Божия, тот – мёртвый. Совершенно ясно, что в одной фразе слово «мёртвый» имеет двойной смысл. Обычный, когда говорят об усопших. И иной, когда речь идет о тех, кто не встретил в своей жизни Христа. Потому Христос Бог называет их мёртвыми. С точки зрения Евангелия, кто не заботится о вещах Божественных, тот не живёт.
И во втором случае Господь, разумеется, не отменяет заповеди о почитании наших родителей. Достаточно вспомнить, что Сам Он дал у Креста вечный пример бережной заботы о них, предавая Свою Пречистую Матерь любимому ученику. Но служение Царства Божия требует всего и сразу. Бог отвергает наши приоритеты. «Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», «прежде позволь мне проститься с домашними моими» – это очень законные требования. И высказывают их очень серьёзные, разумные люди. У них свой порядок: вначале – личные дела, потом – Божии. «Я должен закончить учебный год. Потом будут каникулы, и во время отдыха в деревне я буду заходить в восстанавливающийся храм». Или: «Я
должен позаботиться о семье, о работе. Выйду на пенсию, тогда буду посвящать должное время молитве». Или: «Воскресенье – долгожданный день отдыха после трудной недели. Если будут силы, пойду на воскресную службу».
На пороге Нового года Христос предлагает нам иное распределение времени. Какова у нас шкала ценностей? Что на первом месте? Прежде всего успех? Прежде всего здоровье? То, чего, естественно, всегда и особенно накануне Нового года, все желают друг другу. Или самое существенное прежде всего? Конечно, мы свободны поступать, как хотим. Но апостол Павел говорит: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1).

Апостол Иаков пишет: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». А Христос учит нас молиться в главной нашей молитве «Отче наш»: «не введи нас во искушение». Как объяснить это противоречие?

О. Скворцова, г. Калуга
«Неискушен неискусен», – говорят святые отцы. Искушения даются не для того, чтобы сокрушить нас, а для того, чтобы пройдя через них, мы стали сильнее. Теми, кто, увидев бездну зла, всю свою надежду возлагает на Господа. И, приобщаясь Его Искушению, Его Кресту, соединяются с Ним. Но в молитве Господней мы молимся: «не введи нас во искушение».
Святые отцы говорят, что речь здесь идёт о великом искушении. Самом страшном искушении – потерять веру, оставить Христа. Ради этого великого испытания Господь сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). В повествовании о Гефсимании мы дважды слышим слово Господне: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22, 40 и 22, 46). Поистине великое искушение – оставить Господа. Но и все наши искушения, все наши поражения, даже самые незначительные, означают, что мы оставляем Его. В притче о сеятеле Господь предостерегает нас: «Есть те, которые временами веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8, 13). Потому необходимо каждый день сражаться против зла и побеждать нашу свободу и смиренно просить у Бога благодати не быть «введенными во искушение», не оказаться связанными цепями греха. Чтобы с великой радостью войти в крестную пасхальную победу – Христову и нашу.

Дорогой отец Александр! Спасибо Вам за слова утешения, которые Вы даёте в своих ответах. Но всётаки, признаюсь Вам как на исповеди, меня охватывает порой отчаяние. Невозможно нормальному человеку видеть вокруг такое торжество бесстыдства. Такое предательство и лицемерие слуг маммоны и содома. Такое унижение нашего народа. И всё убивающее равнодушие большинства. Самое ужасное, что не видно никакого просвета. Невольно повторяешь слова поэта, сказанные среди революционной катастрофы прошлого века: «Как жизнь страшна». Снова и снова я думаю о том, как выжить в этих обстоятельствах тому, кто хочет жить по-христиански, о пути Церкви в новых условиях, об искушении её мудростью по стихиям мiра сего. Как сказано в одной Вашей проповеди: «Даже будучи на кресте, подобно Христу, искушается она сатаною». «Сойди, сойди со креста, – как некогда Христу говорят ей враги её. – Отступи немного от тех требований величия человека, о которых говорит Твое Евангелие, стань доступнее всем, и мы поверим в Тебя!». Бывают обстоятельства, когда это необходимо сделать: «сойди со креста, и дела Церкви пойдут лучше». Помогите мне, пожалуйста, вместить слова Писания: «Любящему Бога всё содействует во
благо».

Николай Филимонов, г. Пермь
Дорогой Николай! Вопрос в том, как нам стать любящими Бога. Тогда всё встанет на свои места.
Несмотря на торжество нечестивых, на все скорбные события, мы должны сохранять спокойствие духа и ясное видение сути происходящего. Всё зло, которое сегодня в мире, Бог, придя со Своей метлой, выметет вон – одному Ему известным образом. Не бойтесь. Будем предавать себя и друг друга, наши жизни Христу Богу. Это главное. Святые Царственные мученики и все новые мученики и исповедники Российские, все святые говорят, чтобы мы не боялись никаких скорбей, ни даже смерти. Не потому, что мы надеемся на нашу праведность, на наше мужество, но потому что верим в милосердие Божие. Верим мы или не верим? – вот единственное, о чём спрашивает нас Господь.
То, что теперь кажется несчастьем, в скором времени откроется как Божие благословение. Но ради принятия этого благословения мы никогда не должны идти ни на какое соглашение со злом, помня, что из всякого компромисса со злом, – снова и снова повторим, – победителем выходит диавол. Мы ни в коем случае не должны примиряться с тем, что по отношению к Церкви является непримиримым, стараясь избежать креста и обеспечить свою безопасность. Господь посылает испытания – жив ты ещё или уже нет, христианин или нет? Бог не избавит нас от тяжкого суда на земле и не даст награды на небесах, как это было с обновленцами, которые хотели угодить большевикам, и не избежали, в конце концов, концлагерей. Многие из них лишились и земного, и Небесного.
В великих скорбях только Бог может утешить. Поэтому будем прежде всего молиться. Но молитва наша должна быть нелицемерной. Во время скорбей надо взирать на распятого Господа и на святых мучеников. Бог попускает быть торжеству зла и многим скорбям для верных. Но Бог не совершает ошибок. Наша вечная участь неразрывно связана с тем, что мы сделали в этой жизни. Страшное значение земной жизни – не в тех скорбях и испытаниях, которые порой могут казаться непереносимыми. А в том, что земная наша жизнь определяет вечность. В течение всей нашей земной жизни мы оказываемся годными или негодными для жизни будущего века, достойными или недостойными присутствия Христа Распятого и Воскресшего. Мы либо избираем путь, который ведет к жизни, либо путь, который ведёт к смерти. Благословение Нового года – Рождество Христово, знамение, что с нами Бог. Смирение и нищета Бога, явившегося плотию, не соответствует как будто бы величию Божию. Но это Бог. И мы также, в нашей мере и в наших обстоятельствах, продолжим наше земное странствование в Новом году, чтобы дано нам было вместе с Господом, восходящим ко Кресту и Воскресению, на каждый день молиться Его молитвой: «Да будет воля Твоя».

Кто будет спорить с тем, что сегодня у нас несопоставимая ни с какими, даже самыми худшими временами, пропаганда греха. То есть, идёт уничтожение человека. Но также ведь бесспорны и преимущества, которые получила Церковь. Не кажется ли Вам, что многие из нас привыкли к этому, и думают, что то, что мы имеем, от нас уже никогда не отнимется.

А. Васильев, г. Санкт-Петербург
Дар Божий и ответственность за него неотделимы друг от друга. Некоторые из нас, наверное, помнят, как трудно у нас было для верующих достать Священное Писание в 60-70-е годы прошлого века. А еще раньше, в 20-30-е годы можно было поплатиться свободой и даже жизнью за распространение слова Божия. А сегодня – пожалуйста, читай сколько хочешь, молись в храме сколько хочешь – никого это не интересует.
Нет на свете книги дороже Святой Библии. А сегодня всё чаще о ней могут цинично говорить как о «классике» – т.е. как о книге, о которой всякий слышал и которую мало кому интересно читать.
Нам дан дар слышать слово Божие. И за этот дар мы ответим перед Богом. Мы
свободны ходить в храм Божий и молиться в храме сколько кто хочет. И это – тоже дар, который стоил кому-то жизни. Беда в том, что многие пользуются нынешней свободой, чтобы не молиться вообще. И за этот дар мы тоже ответим перед Богом. Если нам дан Христос и Христово Евангелие, и Христова Церковь, если мы наследники даров Божиих, но ни во что не ставим их или отвергаем их, мы уподобляемся иудеям времён земной жизни Спасителя, обладавших исключительными духовными дарами по сравнению с другими народами. И мы подвергнемся такому же, как они, и горшему осуждению.