Леонид Ганелин - Как украсть будущее

Архив: 

Что нужно сделать для того, чтобы государственная политика, направленная на оздоровление нации, была реально воплощена в жизнь? Думаю, любой скажет, что это возможно только если, начиная с детского сада, воспитывать детей будут образованные, высоконравственные люди, и если таких детских садов будет достаточно много.

В новостях на канале ТВЦ сообщили, что в Москве каждый год строят 100 детских садов, каждый из них оснащён компьютерами. Показали один такой садик, а в нём небольшой зал с множеством мониторов на столах... И так всегда, мы сначала делаем, а уж потом думаем. Впрочем, мы ли? Но кто «творец» этих нелепостей? Кто решил, что для того, чтобы оздоровить нацию надо приковать младенцев к компьютеру?

В ходу и амбициозные программы ускоренного обучения детей «читать раньше, чем ходить». Между тем в США, Англии и других европейских странах уже имеется подобный опыт «раннего развития», он привёл эти страны к пониманию того, что подобные эксперименты негативно сказываются на здоровье и развитии детей. Было отмечено вредное последствие компьютеро-телевизионных воздействий. Но зачем нам чужой опыт? Мы и сами знаем, что компьютер и телевизор для детей до 12—14 лет — сильнейший яд, парализующий волю, приводящий ребёнка к неспособности реализации своего творческого потенциала, лишающий его здоровья и сил.

Развитие ребёнка происходит строго в соответствии с его индивидуальным ритмом, который проявляется уже в утробе матери. После того, как ребёнок родился, изменил, так сказать, «жилищные условия», он по-прежнему развивается в своём ритме, но в новой среде обитания. Обратите внимание на то, что все дети примерно в одно и то же время начинают ходить и говорить. У всех детей примерно в одно и то же время происходит встреча со своим «я» — они после этого перестают говорить о себе в третьем лице: «Вовочка хочет кушать», «Вовочка пойдёт гулять» и т. д. Все дети заболевают одними и теми же детскими болезнями, у них в одно и то же время прорезываются молочные зубы. Появление вторых, основных зубов говорит нам о важных изменениях в физической организации ребёнка, делающих его способным осваивать новые задачи. Жизненные силы ребёнка, формировавшие его внутренние органы, отныне высвобождаются для внешней деятельности. Теперь он готов учиться в школе. Эта особенность была всеми давно подмечена, потому не случайно у разных народов школьное обучение начинается с семи лет.

А дети до 7 лет? Они же должны как-то развиваться? Должны! И Природа нам подсказывает —как. В эти годы дети язык осваивают сами. Мы для них лишь образец: на каком языке заговорим при них, на таком будут и они говорить. Вставать и ходить они тоже начинают сами, не терпят никаких посягательств на их самостоятельность в осваивании этих навыков, но и здесь они подражают нам, взрослым.

Всё дурное и всё хорошее усваивается детьми через подражание. До 7 лет они способны подражать внешне, впитывать всё в душу внутренне. И уровень культуры окружающих их людей имеет для них громадное значение. Если детей окружают люди с высокими моральными качествами, то таковыми, скорее всего, станут и их дети, ведь главными «воспитателями» в первом семилетии являются подражание и пример.

Физически ребёнок должен в первом семилетии получить достаточно сил для полноценного развития в будущем. Взрослым необходимо это понять и не мешать ему бегать, прыгать итд.

А мы усаживаем его за компьютер, даём в руки мобильник, считая, что способствуем формированию, развитию мозга у ребёнка. И в этом случае грешим против Природы. Обратите внимание на то, как играют дети: они подражают тому, что их окружает. Главное в их играх — творческая фантазия. Она проявляется у них на каждом шагу. Если нет возможности фантазировать, мозг ребёнка бездействует и чахнет. Все завершённые игрушки: кукла Барби, предметы с угловатыми, не имеющими овальной линии формами, обрывающими внутреннее душевное движение ребёнка, — всё то, где ребёнку нечего дофантазировать, где он не имеет свободы, сковывает его внутреннюю инициативу и мешает развитию.

И потому компьютер для ребёнка — это монстр, иссушающий мозг, ибо всё в нём — сплошные правила и ограничения. Главное же в том, что ребёнок лишается живого общения, движения, активности. Взгляд его застыл. Он отстранён от внешнего мiра. Его воля подавлена. Чувства не имеют возможности выражать себя. Он замыкается в своём внутреннем мiре. Такому с подавленной волей ребёнку очень легко стать наркоманом; можно даже сказать, что он прошёл специальную подготовку к этому. Подавленная воля ребёнка говорит и о том, что все его способности могут навсегда остаться в зачаточном состоянии.

Все сторонники ранних компьютерных занятий и прочих экспериментов над детьми, все эти «психомичуринцы» не хотят обратить внимание на одно очень важное обстоятельство: первые три семилетия своей жизни мы накапливаем душевные и физические силы, им предназначено служить нам всю дальнейшую жизнь.

Во втором семилетии, как и в первом, он продолжает.подражать, но теперь уже герою. Им может стать для ребёнка любой человек, в реальной жизни вовсе не «герой». Но разрушать иллюзию нельзя, она развивает сердце как тонко чувствующий внутренний орган, этому очень способствуют и занятия классической музыкой. Ребёнок начинает по-другому воспринимать окружающий мiр. Восторгаться им.

К одной из скрытых опасностей первого семилетия можно отнести наше представление о роли впечатлений в жизни ребёнка и влиянии их на его развитие. Большинство родителей и психологов считают, что ребёнку постоянно нужны свежие впечатления, что его всё время нужно чем-то развлекать. Они возят его в музеи, театры, на пляжи за границу, преследуют его всё новыми и новыми электронными игрушками и развивающими программами.

На первый взгляд, это кажется правомерным, но если подумать, мы и здесь придём к выводу, что любое впечатление для организма — подобие пищи, которую необходимо переварить. Больше впечатлений — больше пищи, но и больше затрат организма на её усвоение. А если пища ещё и искусственная? Чтобы такое обилие впечатления переварить, организм вынужден работать как бы в «аварийном режиме» и всё время отвлекать эфирное, или жизненное тело, от его основной деятельности — от формирования физических органов. Какими в этом случае органы будут в дальнейшем — догадаться не трудно.

Следует отметить, что многие народы в прошлом традиционно защищали ребёнка от избытка впечатлений. Инстинктивно знали, что переедание в любой форме вредно. В наше же время всё это, к сожалению, забыто. Впечатления как бы побуждают ребёнка преждевременно пользоваться своими внутренними органами чувств и нарушать природные ритмы организма. И вскоре у таких детей тело начинает подсыхать, сжиматься. Голова постепенно сплющивается с боков, становясь похожей на птичью. Такие дети подсознательно стремятся найти спасение, убежище внутри себя, как бы «сворачиваются» в линию, в иглу.

Это, конечно, образ, но его суть точна и выражена, прежде всего, в асоциальности этих детей. У «компьютерных детей» и у тех, которые смотрят телевизор, нервная ткань начинает грубеть, ибо от переизбытка непереваренных впечатлений происходит своего рода отравление, а нервная система ребёнка — это молодое, нежное растение. Внутренние органы его недополучают необходимые им силы, а нервная система, чья способность восстанавливать нервные клетки «заработает» лишь после полового созревания, начнёт рано плотнеть, грубеть. Отсюда следует вывод: ничего от «ускорения» развития, кроме невроза, психоза, нежелания учиться и агрессивности (подсознательной формы сопротивления вредным влияниям), мы не получим. Получим ускоренное старение ребёнка.

Сложившаяся мода активно готовить детей к школе постепенно привела родителей и психологов к соблазну добиться от ребёнка 3—4 лет способности к рассуждению, что недопустимо до 12—14 лет.

До 12 лет у ребёнка идёт накопление опыта, на основании которого и созревает способность рассуждения. Она не может стимулироваться искусственно и проявляться до того, как будет накоплен необходимый объём представлений о мiре. И если мы всё же «натренируем» ребёнка судить преждевременно, то из-за отсутствия необходимых сил, участвующих в процессе мышления, мягкая, нежная ткань мозга его начинает уплотняться. Мозг, уплотняясь, рано теряет тонкость восприятия, лишается возможности «ловить» идеи из духовного мiра. Это значит, что ребёнок, став взрослым, будет способен лишь к хозяйственно-земным делам. Но это лишь одна сторона проблемы. Имеется и другая. Представьте, что будет с таким ребёнком в подростковом возрасте. Привыкнув выносить суждения, и, соответственно, держаться за них, подросток будет в постоянном конфликте с жизнью, что может стать даже причиной суицида. Разочарование в жизни — это одно из следствий раннего поумнения, одна из причин значительного увеличения числа самоубийств среди молодёжи.

Если нам небезразлична судьба России, если в нас осталось хоть немного здравого смысла, необходимо им воспользоваться и отказаться от пагубных программ воспитания младенцев. Иначе детские сады будут не очагами здоровья, а очагами заразы

Леонид Максимович ГАНЕЛИН