Александр Крутов - Слово редактора - Радуйтесь!

                      Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Эта победная весть исходит из катакомб первых христианских мучеников. Ранее передаваемая шёпотом, сегодня она звучит громогласным гимном в церквах и соборах, в домах и на улицах.

 Этой вестью приветствуют христиане друг друга от светлой Пасхальной ночи до дня Вознесения, троекратно целуясь при встрече. Этой вестью: «Христос Воскресе, радость моя!» — преподобный Серафим Саровский в любое время года приветствовал каждого встречного: грешного, праведного, доброго, злого, верующего, неверующего, друга, врага, — ибо в Воскресшем Христе всякий человек становится радостью.

Рассказывают, что в безбожные времена советской власти лектор-атеист долго и убедительно объяснял собравшимся, что Бога нет, а Христос — выдумка церковников. Речь его произвела сильное впечатление на слушателей. После лектора попросил слова старый священник. Он поднялся на трибуну и громко воскликнул: «Братья и сестры! Христос Воскресе!» и в ответ ему прогремело единогласное: «Воистину Воскресе!»

Воскресение Христово! Вся последующая неделя называется Светлой седмицей. Всю неделю будут открыты Царские врата в храмах. А по древнему поверью — раскрыты будут и небеса для восходящих ко Господу душ, и сама преисподняя не посмеет удержать их.

Всю Светлую седмицу будут совершаться крестные ходы вокруг храма с иконой Воскресения Христова, Евангелием и артосом, большим хлебом, общей просфорой. В субботу Светлой седмицы артос разделят между пришедшими в храм.

Всю Светлую седмицу будут открыты двери на колокольни: влезай и звони, благовести, кто пожелает.

И обязательно совершаются на Светлой седмице (как и Великим постом, как на Страстной седмице) дела милосердия. Навестить больных, дать милостыню, послать продукты и подарки в приюты, больницы, богадельни, тюрьмы — давний православный обычай.

А ещё в старину говорили, что от Пасхи до Вознесения Господня, все сорок дней, каждую весну, Христос с апостолами под видом нищих ходят по земле, испытуя души человеческие.

Пасха — праздник неугасимой надежды, праздник чуда, вечно спасающего,  даже когда уже кажется, что он находится на краю гибели...

Россия вошла в новый век, поражённая язвами нестроений и проблем, разъедающих государственное устройство, национальное хозяйство и, самое главное, душу народа. Бедность, коррупция, жестокое расслоение общества, рост преступности и абортов, пьянство, наркомания, безработица — всё это лежит тяжёлым грузом не только на экономике, но и на совести власть предержащих.

Стало привычным говорить, что все причины российских бед не в экономике и политике, а в нравственном оскудении человека, в отсутствии мотивов для честного и плодотворного труда. Кажется, диагноз ясен. Но дальше разговоров дело не движется. Государственная власть продолжает рассматривать духовное и нравственное состояние общества как вторичное, тогда как Церковь неустанно продолжает молиться за спасение человеческих душ, проповедуя, что здание государства не утвердится и не устоит, если будет построено на песке сиюминутных выгод, а не на камне веры, надежды и любви.

И ныне не устарели слова византийского императора Василия Македонянина: «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, они необходимы для государственного устройства, так же, как тело и душа в живом человеке». «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Осмысленная духовная жизнь преображает действительность.

Сегодня поворотный момент, который воспринимается людьми как кризисный. Чтобы иметь успех на земле, нужна устремлённость к небу. Грех рождается в сердце, в душе, в сознании. «Человеком грех вошёл в мiр, а грехом — смерть». По природе наше тело бессмертно, но человек, выбрав грех, подверг его смерти и тлению, лишил его бессмертия.

И через Крестную Свою Жертву Христос примирил Бога с человечеством, вернул нам радостную возможность победы над грехом и смертью. Для этого Христос, Сын Божий, стал человеком. Он принял на Себя грехи мiра и заплатил за них Своей кровью. Разрушил силу ада. Воскрес в человеческой Своей плоти, вознеся её и нас «в первое достоинство», «одесную Бога и Отца». Теперь не только дух, но и плоть наша обрели великий дар Воскресения, который обещан и дарован всем, верующим во Христа, Сына Божиего.

«Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав».

Христос для всех открыл врата Своего Царствия. Вручив человеку дар свободной воли, Господь ждёт от нас свободного прихода к Богу или же свободного ухода от Него. Бог человека не насилует, Он даёт ему свободу выбора между добром и злом, между Богом и противником Его, «духом злобы поднебесной».

Православие — это сознательная жизнь в духе и Истине. В отличие от других религий, в которых проповедуется возможность презирать, ненавидеть иноверца, убить врага, в христианстве исключается возможность не только отомстить врагу, но и желать мщения. Христиане призваны обличать «бесплодные дела тьмы», сатанинскую ложь и насилие, ереси и измены Богу, чтобы возвращать человеческие души Богу.

К концу времён, как мы знаем из Откровения Бога человеку, выбор рая или ада обретает особую определённость. Но сколько же среди нас расслабленных не телом, а душой, для которых Господь как будто и не воскресал. Земные попечения и заботы почти всегда на первом месте. Власти и богатства хотят они здесь, где только короткий временной этап нашего бытия по сравнению с вечной жизнью потом. «Ищите прежде Царства Божия и правды его, а это всё», т.е. земное, «приложится вам» (Мф. 6, 33), т.е. дастся как бы в придачу. Сколько людей живёт вне Церкви Христовой, которая не «по временам», как евангельская купальня, а постоянно, непре¬рывно, вечно бурлит силой и благодатью Святого Духа. Поможем им войти в открытые врата нашей Церкви, чтобы они могли сказать: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Ведь для каждого человека Христос вочеловечился и Воскрес. Да будет радость наша о Воскресении Его разумна, свята и деятельна.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Александр Николаевич КРУТОВ,
"Русский Дом" №4, 2009г