Виктор Тростников - Побеждать у русских означает убеждать

 Памятная дата, связанная с выдающимся русским миссионером свт.Иннокентием, даёт нам хороший повод поразмыслить об очень важных предметах, относящихся к самой сути нашей русской православной цивилизации.

 

Уяснить её специфику, понять, чем она отличается от других великих цивилизаций - значит, познать самих себя, а в этом, как учили ещё древнегреческие мудрецы, ключ к познанию всей нашей истории.

13 апреля - 300 лет со дня кончины святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского

Всякая цивилизация, зародившись, начинает расширяться, стремясь вовлечь в свою орбиту как можно больше людей и занять как можно большую территорию. Это — универсальный закон самоутверждения, и по этому критерию все цивилизации равнозначны. Различия между ними начинают проявляться тогда, когда выясняется: какой людской и пространственный объём удаётся освоить данной цивилизации, и каким способом она осуществляет это освоение. По этим двум признакам давайте сравним нашу цивилизацию с некоторыми другими, сопоставимыми с ней во всемирно-историческом значении.

Начнём с Древнего Рима. Его история даёт нам образец того, как происходит цивилизационная экспансия. Основанный в VIII веке до Рождества Христова Рим поглотил сначала своих соседей этрусков, затем завоевал Карфаген, причерноморское царство Митридата, Балканы, Египет, Галлию и Британию — так образовалась гигантская Империя.

Почему раздвижение её границ происходило столь успешно? Кто-то скажет: причина в том, что армия римлян была самой сильной, поэтому и одерживала она победы над окрестными племенами и царствами. Да, римские легионы не зря называли «железными», они действительно наводили страх на врага. Но было бы большой ошибкой полагать, что можно подчинить полм!ра одной лишь военной силой. Быстрый крах «Третьего рейха», располагавшего не менее «железными» войсками, убеди¬ельно подтверждает это.

В войне побеждает не тот, у кого лучше вооружение и организация войска, а тот, у кого сильнее дух воинов и полководцев, обладающих при этом в большей степени, чем их враг, чувством своей правоты («Не в силе Бог, а в правде», — сказал св. Александр Невский).
Так вот, это самое чувство своей правоты, своей правды, не покидало римлян в течение многих веков, и именно в этом был главный секрет их триумфальной экспансии. Почему же они так непоколебимо ощущали себя правыми, покоряя другие народы?

Причина заключается в специфике духовного ядра древнеримской цивилизации, т.е. её типа верования (термин учёного Арнольда Тойнби). На первый взгляд может показаться, что её верованием была языческая религия. На самом деле она была только частью духовного ядра, притом не самой важной. Главной была вера римлян в своё историческое предназначение, заключающееся в просвещении и окультуривании окружающего мiра, населённого «варварами» (так называли они всех не римлян).

В метафизическом смысле это предназначение заключалось в превращении «хаоса», окружавшего Римскую империю, в «космос» (область порядка, гармонии и красоты). Действительно, римляне учили завоёванные народы чёткой организации общественных работ, прокладывали на их землях дороги, а главное — устанавливали там своё знаменитое «римское право» с его тщательно разработанным законодательством, превращая тем самым «варваров» в граждан самого благоустроенного в мiре государства.

«Раздвижение» территории Римской империи продолжалось до тех пор, пока она не достигла своих естественных пределов, не «упёрлась» в другую цивилизацию, обладающую не меньшей внутренней энергией или «пассионарностью» и не желающую признавать римскую цивилизацию более высокой. Остановилась римская экспансия на восток, «упёршись» в германский мiр. Попытка завоевать его окончилась неудачей, а потом германцы двинулись на запад и разрушили Римскую империю.
 
История Древнего Рима заставляет нас задать себе вопрос о размерах естественных пределов цивилизаций. Чем они определяются? Конечно же, духовностью, лежащей в основе цивилизаций. Именно духовность расширяет пространства империй и втягивает в свою орбиту большее число людей.

Опыт Древнего Рима открывает для нас и некий смешанный способ распространения цивилизации вширь: внутренний импульс экспансии порождается повышенной пассионарностью, а возможность произвести экспансию обеспечивается военной мощью. Варвары не хотели быть завоёванными, но когда их силой заставляли стать подданными Империи, они обнаруживали, что это даёт им многие преимущества, и освободиться уже не пытались.

Подобное мы встречаем в истории человечества и при распространении цивилизаций, называющих себя христианскими. Их три: православная, католическая и протестантская. Распространение их на земли, населённые нехристианами, именуется миссионерством. Соответственно, существует три вида миссионерства, и нас интересует: чем они между собой различаются? Лучше всего это можно почувствовать, изучив миссионерство католиков (испанцев) в Южной Америке в XVI веке, протестантов (англо-саксов) в Северной Америке в XVII веке и православных (русских) в восточной Азии и в районе Тихого океана начиная с XVI века.

Испанские каравеллы с крестами на своих парусах, принесли в Новый Свет не Слово Божие, а реки крови. В нынешней Мексике и вокруг неё они столкнулись с высокоразвитой языческой цивилизацией и, не долго думая, разрушили её до основания, истребив практически всю верхушку общества. После этого они стали проповедовать населению Евангелие и крестить туземцев. Постепенно туземные племена приняли католичество и, смешавшись с завоевателями, образовали уникальный этнос латиноамериканцев.

Совершенно иначе вели себя протестанты в нынешней Новой Англии в Северной Америке: «Отсюда Европа рвалась на Запад, пустив по ветру индейские перья», — писал Маяковский. Надо только добавить: протестантская Европа. Проповеди вообще не было, осуществлялся невиданный по своим масштабам геноцид индейцев — это нельзя назвать не только миссионерством, но даже колонизацией.

Какой контраст представляет собой по сравнению со всем этим распространение на восток русской православной цивилизации. Оно началось при Иване Грозном с исторических событий, вошедших в литературу под неудачным названием «Завоевание Ермаком Сибири». Как всё-таки мы бываем небрежны в словах, как часто сами себя принижаем этой небрежностью!

Протестанты уничтожили целую расу, а подают это в своих «вестернах» как героическую романтику, а мы, просветившие восточные племена и содействовавшие их развитию, навешиваем на это деяние ярлык «завоевания».

Да, нашим казакам-первопроходцам пришлось и сражаться, но с кем? С местными князьками, державшими в рабстве подданных, и своими победами казаки освобождали их. Ни в одном источнике вы не найдёте свидетельства о том, что при продвижении на восток русские убили простого бурята, якута или гольда.

Русские совершили подлинное окультуривание дикой земли и диких племён, которые, в отличие от римлян, мы никогда не называли «варварами». И совершенно естественно, что при этом сибирские племена одно за другим стали добровольно с радостью принимать Православие.

Церковь живо откликнулась на это движение народных душ. Продолжая дело святителя Стефана Пермского, в Сибирь и к Тихому океану пришли наши замечательные миссионеры, руки которых никогда не касались меча, только высоко поднимали крест.

В XIX веке это самоотверженное служение увенчал своим апостольским подвигом святитель Иннокентий. В нём соединились лучшие черты православного святителя, настоящего миссионера, главной из которых была любовь к своей пастве — та самая христианская любовь, выше которой нет ничего, ибо она готова положить душу свою за друга своя.

Великий просветитель начал свои труды с самого края земли, с «естественных пределов» Руси: в 1823 году крестил и исповедовал жителей Алеутских островов, с 1834-го племена острова Ситху, с 1853-го воцерковлял жителей отдалённейших районов громадной Камчатки, в 1857-м проповедовал в Северной Америке, а с 1860-го — в Амурском и Уссурийском крае. Для этого ему пришлось освоить язык туземцев, на который он перевёл Катехизис и Евангелие. На алеутском языке им написано одно из лучших творений православного миссионерства — «Указание пути в Царство Небесное». Как он справлялся со всем этим? Святитель сам дал ответ: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».

Святитель Иннокентий, возведённый в конце жизни на престол Московских митрополитов, освятил весь восток нашей страны, сделал его окончательно и бесповоротно русским.

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ