Священник Николай Булгаков - Слыши и виждь

Архив: 

Крестный ход - это исповедание веры в силу заступления Царицы Небесной за Землю Русскую, полного нашего человеческого безсилия вывести сегодня Отечество из беды, из затянувшегося смутного времени. Это вопль к Небесам, к Заступнице Усердной: веруем и исповедуем, что без Тебя, Радосте наша, мы не можем никак, только на Тебя вся наша надежда!

Спасёшь - спасёмся. Не примешь наших недостойных молитв - будем ещё и ещё Тебя умолять, но не отступим, Владычице, от Тебе, невозвратную надежду имуще на Тя, избавление всех зол

15 марта - праздник иконы Божией Матери «Державная»

Это событие в жизни нашего Отечества, нашей Церкви произошло в 1020-е лето от Крещения Руси. Всегда, когда русские люди видели, что сами не в силах справиться с бедой, брали кресты и иконы, несли их по нашей земле и со слезами к Царице Небесной взывали: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!». И Матерь Божия спасала.

Но никогда ещё не сходилось в Москве восемь крестных ходов из разных концов нашей земли, как ныне — в Крестном ходе в честь Державной иконы Божией Матери.

В этом Крестном ходе — наша вера, покаяние, надежда. В нём — молитва всей нашей земли, жаждущей единства. Он был устремлён к Москве, к Коломенскому, где царствует Сама Царица Небесная, где пребывает явленная здесь 15 марта 1917 года Державная икона, затем направился к Храму Христа Спасителя, построенному в благодарность Господу за вымоленную победу над супостатами-французами.

Помнится, здесь была маленькая часовенка в честь Державной иконы, просто навесик с Распятием и образами. Рядом был огромный бассейн «Москва», на месте разрушенного Храма. Собиралась здесь горсточка людей в день рождения ещё не прославленного тогда Царя-мученика Николая... Читали акафист Державной. Потом были первые крестные ходы — вокруг бассейна. Потом — дальше, к Красной площади, вокруг неё (на саму площадь не пускали), к строящемуся заново Казанскому собору.

Потом появился деревянный храм-часовня во имя Державной иконы Божией Матери...

И вот — бассейна нет, Храм Христа стоит! И в нём в год 2000-летия христианства прославлен Царь Николай со всеми Новомучениками и исповедниками Российскими.

Чудо? Конечно, Божие чудо и Царицы Небесной.

Так было и с нашим храмом в г.Жуковском. Сначала, десять лет назад, был маленький крестный ход вокруг старого ветхого здания — тогда ещё склада, который нам никак не хотели отдавать, и куда нас добрые сторожа еле-еле пустили помолиться. Ну, кажется, что произошло? Несколько человек, взрослых и детей, прошли с иконками, с молитвой... Неужели что-то будет от этого, какие-то большие события вдруг совершатся? Какие-то серьёзные люди вокруг изменят своё мнение, и всё будет отдано, наконец, Церкви?..

Года не прошло — отдали. И наш храм Державной иконы Божией Матери стоит.

Пока он строился на пустом месте, в ветхом здании служили, и рядом с Державной иконой уже тогда на аналое лежала одной из первых написанная для нового храма икона святых Царственных мучеников. Она и теперь лежит в новом уже храме, но только теперь это уже особая святыня: её пешком пронесла по всей Русской Земле от Владивостока до Коломенского в Крестном ходе «Под звездой Богородицы» Галина. После завершения Крестного хода мы этот образ торжественно встретили в нашем храме, а потом долго расспрашивали Галину и узнали о том, как всё это было, как они шли с Иисусовой молитвой, как икона эта мироточила, благоухала во время Крестного хода, как она спасла ей жизнь.

Когда они шли по Забайкалью, мы получили вдруг весточку из Бурятии, из-под Улан-Удэ, из села Тарбагатай. Позвонила Валентина Сидоровна Константинова, староста будущего храма, а потом и приехала к нам, рассказала. Они хотели там строить храм, но не знали, кому его посвятить. А тут пришёл Крестный ход, и они решили, что храм будет в честь Державной иконы Божией Матери.

Очень много поклонных крестов было установлено на их пути.

Только Матерь Божия может даровать народу нашему, в ответ на этот единый, от всех пределов нашей земли молитвенный покаянный вопль, нечаянную радость веры, укрепление православно-державного духа, избавление от маловерия и неверия, от уныния и равнодушия к страждущей Родине, от разслабляющего нас разделения, радость нелицемерного покаяния, а тогда и соединения на этой единственно прочной основе народа нашего в единую богоугодную силу, без чего не будет Победы.

Великая идея у крестного хода: всё оставить, все земные дела и заботы — и всё упование возложить на Матерь Бога Вышняго. Эта решимость мужчин, женщин, детей, стариков и старух взять кресты и иконы и пойти с молитвой по Матушке-России — это и есть уже, может быть, главная победа. Это исповедание нашим народом (а те, кто идёт ради России, и есть её народ) веры в то, что никакой человеческой силой, разумом, никакими партиями и движениями не сделаешь. Только вопль остался к Матери Божией: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися, погибаем! И этот стон, этот вопль — просим, и молим, и надеемся, — примет Матерь Божия и Сама заступит и спасёт.

Как нам на это не надеяться, когда это уже было не раз в нашей истории? И в 1380-м году, и в 1612-м, и в 1812-м, и в 1941-м, и во все века. Знаем из истории нашей, затвердили главный её урок не имамы иныя помощи, разве Тебе, Владычице!

Этот Крестный ход, может быть, тот поворот к вере, то исповедание нашей человеческой немощи и одновременно надежды на милость Божию, на милость Царицы Небесной, которых давно ждёт от нас Господь и в ответ на который, дай Бог, Господь и преложит суд об Отечестве нашем на милость. Это не значит, что не нужно больше ничего делать. В России сегодня, всегда — дел невпроворот. Но это значит, что мы не можем верить в то, что любые земные труды и усилия могут решить судьбу России, могут её, кажется, погибающую, спасти. Мы, люди, этого недостойны, но Ты, Матерь Божия, нас помилуй и спаси.

Вот это — важнейшая черта крестных ходов: их неотмiрность.

Священник Николай БУЛГАКОВ,
Московская область