23 февраля – праздник или день поражения?

Архив: 

Столкновения революционных солдат и матросов с наступавшими на Ревель, Псков и Минск немцами закончились крахом революционной армии, разложенной самими же большевиками. Никакой манифест «Социалистическое отечество в опасности», опубликованный 23 февраля 1918 г., не помог, так как перед этим именно большевики год приучали солдат и матросов к мысли, что никакого Отечества нет, а кто говорит, что есть, и призывает его защищать, – контрик. 3 марта 1918 большевики подписали «похабный» Брестский мир, акт национальной измены, отдавший в руки врага значительную часть России.
Учреждение праздника именно 23 февраля было связано с тем, что именно 23 февраля по старому стилю (8 марта по-новому) в 1917 году в Петрограде начались волнения, приведшие в итоге к свержению монархии и падению Российской империи. Такую важную дату, конечно, нельзя было не отметить.
Начавшийся 22 февраля 1918 г. трудный Ледяной поход белых на Екатеринодар, символом которого, знаком первопоходника не случайно стал терновый венец с мечом, закончился гибелью генерала Корнилова и не менее
трудным отступлением. Белое дело вообще могло в этот момент закончиться: у станицы Медведовской отступление белых блокировал красный бронепоезд, наперерез которому бросился генерал Марков, идеальный русский герой, остановил его и разгромил. Однако уже в июне белые снова вернулись на Кубань, а в августе 1918 взяли Екатеринодар.
Белое движение было во многом удивительным феноменом. Это был пример самоорганизации с нуля патриотов единой и неделимой России, которые не хотели ни капитуляции перед немцами, ни сжигания России в пожаре мировой революции. В составе белого движения не было ни единой части старой императорской армии. Генерал Алексеев, бывший в 1915–1917 гг. и начальником штаба, и главкомом русской армии, не смог или не сумел передать от этой армии белому движению ничего. Новая армия начиналась с блокнота со списком добровольцев.
Это катастрофично и позорно – старая система империи оказалась неспособна к сопротивлению. Но это и героично – русские люди создали новую армию и государственность из ничего и при явном неравенстве сил, географических позиций, вооружения, наконец, допустимых методов, сражались за единую и неделимую Россию три года. Причём в некоторые моменты были близки к победе. Этому можно и нужно поучиться у героев Ледяного похода и их соратников на других фронтах каждому из нас. Я считаю, что каждый русский мальчик должен знать эту дату.
Каждый русский мальчик должен знать наизусть символику четырёх цветных частей Добровольческой армии: корниловцы – чёрное с красным, марковцы – чёрное с белым, дроздовцы – малиновое с белым, алексеевцы – голубое
с белым. Я бы ввёл четыре эти группы как четыре сообщества в наших военных академиях, как своего рода Гриффиндор и Слизерин.
Но у большевиков тоже есть чему поучиться. 23 февраля 1918 гг.
было дном дна. Но большевики проявили нечеловеческую, в чём-то, пожалуй, сатанинскую организационную силу в том, чтобы создать огромную и эффективную по крайней мере для ставившихся ими целей армию. Они строили
эту армию жестоко, кроваво, вели свою дипломатию коварно – и всё-таки добились своего.
И добровольческий благородный порыв, и угрюмая жестокая целерациональность одинаково нужны нам в сегодняшней борьбе. И в этой борьбе, пожалуй, только и может произойти пресловутое «примирение красных и белых». Не в целях, не в ценностях, но в свойствах, нужных для достижения результата, – благородный героический порыв, устремлённый за Россию, и методическое умение выстраивать систему и добиваться результата. Единственное, чему нет и не может быть места в этом синтезе, – бюрократическая расхлябанность, трусость, двоедушие, очковтирательство и продажность. Это тот внутренний враг, который не менее опасен, чем внешний. Победим его – победим и вообще. И тогда наш военный праздник 22/23 февраля приобретёт новый смысл.

Егор Станиславович ХОЛМОГОРОВ