Она пришла помочь

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил об обнаружении чудотворной Казанской иконы

Обретение Казанской иконы
Божией Матери

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил об обнаружении чудотворной Казанской иконы Богородицы XVI века, долгое время считавшейся утраченной. Такое заявление он сделал перед началом литургии в Успенском соборе Кремля в День народного единства и празднования Казанской иконы, двое священнослужителей держали перед Патриархом святыню в руках.
«Экспертиза вынесла заключение, что этот образ принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. И поскольку эта икона является как бы точной, точнейшей копией той созданной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идёт о чудотворном образе, о том самом образе, перед которым и Минин, и Пожарский молились. Это событие можно отнести к историческим событиям. Я не сразу решился на то, чтобы в храме обо всём этом сказать, но потом понял, что таить эту историю невозможно, о ней должен узнать наш народ и весь мир», – сказал Патриарх.
Патриарх обнаружил образ Казанской иконы Божией Матери, датируемый 1580 годом, случайно, когда пытался в своей резиденции среди хранящихся там икон выбрать образ в качестве подарка одному из приходов. Детали обретения святыни, считавшейся утраченной, он рассказал во время праздничного богослужения в Успенском соборе Кремля.
«Конечно, никто не связывал именно эту икону с первоначальным образом. Находилась она в патриаршей резиденции в Переделкине и была обретена среди других икон, предназначавшихся к тому, чтобы передавать их в храмы, монастыри, куда приезжает Патриарх. <…> И вот в этой комнате мне надо было выбрать какой-то образ для очередного подарка. Я внимательно просматривал иконы и обрёл этот образ», – сказал Патриарх.
По его словам, вначале он подумал, что это очень искусно сделанная подделка, поскольку сейчас так делают иконы «под старину», для чего художники повторяют все изъяны старинных икон.
«У меня была полная уверенность, что это одна из таких копий; я не мог себе представить, что могло быть нечто иное. Но всё-таки я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ», – добавил предстоятель РПЦ.


ТАСС

Чудотворный образ возвращён
на своё историческое место

4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по завершении Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с чудотворной Казанской иконой Божией Матери прибыл в Казанский собор на Красной площади г. Москвы.
Святейший Владыка перенёс святыню в собор и вложил чудотворный образ в уготовленный напольный киот, расположенный справа от алтаря. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил молебен пред чудотворным образом. После молебна Святейший Патриарх Кирилл поклонился чудотворной иконе и обратился к собравшимся в храме с первосвятительским словом:
«Возвратилась Царица Небесная в дом Свой. Выглядит всё как чудо – казалось бы, навсегда утерянный образ, неизвестно где находившийся, о котором уже никто и мечтать не смел, что может он вернуться в град Москву, вернулся и водворился в том месте, откуда и был похищен.
Многие люди не верят в чудеса, потому что в Бога не верят. А что такое чудо? Чудо – это такое действие силы Божией, которое необъяснимо с точки зрения человеческих законов, обычаев, культуры и так далее. Что-то необычное, чудное или чудное, как в народе говорят, то, что не умещается в сознании. Вот в каком-то смысле возвращение Казанской иконы Божией Матери в дом свой, в этот храм, воссозданный после полного уничтожения, несомненно, является знаком милости Божией для всех нас.
А значит, чудом Божиим и для народа нашего, для страны нашей, для властей и воинства, для духовенства нашего – для всех тех, кто сохранил веру в сердце и способен обращаться к Богу с молитвой.
Очень важно, чтобы здесь, в этом храме, бережно сохранялась сложившаяся традиция совершения акафиста, особых молитв пред пречистым сим образом. Чтобы храм наполнялся благочестивыми паломниками. Чтобы клир нёс особую ответственность за служение здесь – особую, хотел бы подчеркнуть! Потому что вы рядом с этой святыней, через вас будут проходить тысячи и тысячи людей, и от вашего слова – доброго, пастырского, сердечного, – от вашей мудрости, от вашей способности быть терпеливыми зависит, с каким чувством люди подойдут к этому образу и, приложившись к нему, выйдут в мир.
Верим и надеемся, что под Покровом Пречистой Царицы Небесной будет пребывать и сей исторический, некогда разрушенный, а затем восстановленный храм. Будет и образ сей источать благодать и силу на каждого, кто
с верой и молитвой к нему прибегает. И, конечно, особая ответственность ложится на клир, зде пребывающий, чтобы перед этим образом постоянно совершались молитвы – за страну нашу, за Президента нашего, за Патриарха, за властей, за воинство, за духовенство, за народ наш. Потому что милость Божия через Деву Марию, Царицу Небесную, через святых угодников простирается к нам в ответ на нашу веру и на нашу молитву. Под лежачий камень вода не течёт, и если у нас нет внутреннего движения сердечного, если ослабляется наша вера, если возникает кощунственное привыкание к святыне, то и благодать не действует.
Вот дай Бог, чтобы ток благодати был сильным, исцеляющим и укрепляющим нас. Источником этого тока является Сам Бог, через Его Пречистую Матерь, через святых угодников, через святыни, а на конце провода – мы.
Каждый сегодня знаком с тем, как осуществляется электрическая связь, и все знают, что должен быть источник и должен быть приёмник. Если приёмник выключен, то и тока нет. Господь не прекращает быть Источником даже по нашей греховности, а вот мы свой приёмник часто отключаем – как я говорю, по неведению, по забвению, по окамененному нечувствию или по непонятному, иррациональному неверию в Бога, когда Господа отрицают лишь потому, что человек не может умишком всё это охватить: если не понимаю, значит, и нет Его…
Пусть приход Божией Матери через Её чудотворный образ в самый центр Москвы служит укреплению веры и благочестия нашего народа. И дай Бог, чтобы в этом святом храме возгревались особые молитвы, как я уже сказал, за народ наш, за власти, за воинство, за Церковь и за всех тех, кто с верой и любовью хранит в сердце почитание Пресвятой Богородицы».

Патриархия.ru

Последний шанс

То, что произошло 4 ноября в главном русском храме – Успенском соборе Кремля, – это ни в голову, ни в тесное сердце не вмещается.
Великое чудо, которое на жизнь целого поколения выпадает едва ли один раз.
Состоялось Второе Обретение Казанской иконы Богородицы.
Сейчас попробую пояснить, что случилось и что это значит для каждого из нас.
Казанская икона была чудом – по откровению во сне одной девочке – найдена под пепелищем сгоревшей Казани в XVI веке.
С той поры эта икона – в узлах всей русской истории. Один из самых известных узлов: со списком с этой иконы и молитвой в Смутное время на Москву идёт ополчение и восстанавливает рухнувшее русское государство. Икона была с нами и с русским воинством во многих наших военных и гражданских вызовах.
В 1904 году икону украли из собора в Казани.
Воров быстро нашли – это был запойный крестьянин-рецидивист и его любовница. Они дали показания, что драгоценную ризу содрали, а икону сожгли.
Обретённая на пепелище, в огне она и погибла. Хотя верили в это не все.
Это страшное событие, святыми и духовно чуткими людьми той поры считанное правильно: Богородица за отступление от Бога оставляла Свой народ.
Следом сразу же началась хроника русской катастрофы: сперва Русско-японская война и первая русская революция.
Тогда Бог дал ещё время на покаяние. Но народ мало вразумился.
И после случилась трагедия 1917 года – крушение страны и десятилетия гонений.
С Россией происходило то же самое, что произошло с Казанской иконой: с неё обдирали драгоценную ризу и сжигали.
В следующем, 1918 году, из Казанского собора на Красной площади исчез и список с Казанской иконы, с которым в Смуту в Москву пришли Минин и Пожарский, освобождая её.
Казанский собор большевики разрушили. А на его месте построили туалет.
И вот спустя 105 лет этот самый список чудом снова обретается. И снова, как и первая Казанская икона, – из пепелища.
Из пепелища нашей истории и всего пожара гонений и богоборчества ХХ века.
Значит это только одно: Матерь Божья нам снова сегодня даёт шанс.
Она оставила нас тогда, когда наши предки сами стали Её гнать – в предреволюционном охлаждении к вере и к духовному сокровищу Церкви, которым мы владеем.
Мы еле-еле через поколения атеистического плена, безумия, безбожия и колоссальную страшную жертву святых мучеников, убитых в этих гонениях на русской земле, обрели – точнее, ещё обретаем, – снова Бога.
И Его Мама снова пришла.
По молитвам святых – убитых за веру и ещё живых и снова Её славящих.
Она пришла в пору очередного страшного потрясения для нас всех сказать: «Аз есмь с вами. И никтож на вы».
Она снова даёт нам шанс.
И у меня почему-то нет сомнения в том, что на этот раз он – последний.

Борис Вячеславович
КОРЧЕВНИКОВ