Православие на Сахалине

(Окончание. Начало в № 10-2023)

Отец Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Южно-Сахалинске, развеивает миф о своём острове: Сахалин-де – не более чем место ссылки и каторги. По словам батюшки, у острова богатое христианское наследие, и хорошо, если мы будем в первую очередь помнить именно об этом богатстве. Рассказывает батюшка и о ненависти, с которой ему, как православному священнику, приходится сталкиваться в своём служении.

Отходная молитва самому себе

– В 1861 году, ещё до основания каторги, на Сахалине побывали два выдающихся миссионера. Это Николай Касаткин, будущий равноапостольный просветитель Японии. В 60-м году он отправляется в Японию, но поездка долгая, и он заезжает к владыке Иннокентию (Вениаминову), который был известным миссионером Дальнего Востока. Это московский митрополит в будущем.
Он служил долгое время на острове Уналашка, среди алеутов, а потом стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. То есть Камчатка, Курилы, Сахалин, Приамурье – эта огромная территория – место его апостольских трудов.
Все ли знают, что город Благовещенск был назван в честь храма, в котором он служил? Муравьёв-Амурский, генерал-губернатор, спросил: «Владыка, а как мы этот город назовём?» – «А давайте его назовём в честь праздника Благовещения», – предложил владыка Иннокентий. Авторитет владыки на Дальнем Востоке был непререкаем.
И вот по пути в Японию будущий святитель Николай заезжает к владыке. Тот его принял очень тепло, рясу ему пошил, вроде как едешь к японцам, надо выглядеть прилично. А уже летом, в июне 1861 года, отправляется на корабле из Николаевска-на-Амуре в Хакодате, потому что это единственный город, который был открыт для иностранцев в Японии.
Остановку он делает на Сахалине, в посту Кусунай, а это такой пограничный таможенный российский пост. Сейчас это место называется село Ильинское. Военные узнают, что священник на борту корабля, просят его выйти, он выходит, освящает заставу, закладной камень православной часовни, служит молебны и панихиды и отправляется дальше на Хакодате. А святитель Иннокентий в этом же году из Николаевска отправляется на Камчатку. Судно, на котором плывёт владыка, называется «Гайдамак». И этот корабль попадает в сильный шторм. Сопровождавший владыку Иннокентия чтец, будущий священник на Сахалине, Симеон Казанский, пишет, что во время шторма зашёл в каюту владыки и увидел, что тот стоит на коленях и сам себе читает отходную молитву. В итоге корабль выбрасывает на мель, но все остаются живы и здоровы – напоминает известное путешествие апостола Павла в Рим, описанное в Деяниях. В дневнике святитель Иннокентий пишет, что он разное видел, но такого страшного шторма – никогда… А он действительно разное видел в своей жизни: путешествовал он очень много, многое перенёс. Сам из Иркутска добирался на Алеутские острова с женой, с мамой, с ребёнком, а это год и шесть месяцев пути. То есть он решительный был человек, сибиряк, ростом под два метра. Удивительно само то, что простой сельский парень, молодой священник, каким он был изначально, в какой-то момент решил поехать на Алеутские острова, изучил язык местного народа, переводил для алеутов Священное Писание. Сохранились его письма и наставления. Одна из его дочерей стала монахиней в Белгородской губернии, он пишет ей: «Что ты стала монахиней, ты, конечно, молодец, но келью, которую тебе дали, ты лучше отдай настоятельнице, чтобы тебе никто не завидовал. Ну и настоятельница будет к тебе хорошо относиться». Такие вот живые беседы были, со знанием дела и человеческой психологии. Или, допустим, он пишет наставление миссионерам: «Сразу людей на долгие службы не зовите, сначала с ними поговорите, расскажите основы веры, Евангелие, больше разговаривайте с людьми». И вот он оказывается на Сахалинской земле. Православные островитяне считают его небесным покровителем Сахалина и Курил. Он был канонизирован в 1977 году, в самые застойные годы.

Дух и буква

Что же касается священника Симеона Казанского, сопровождавшего владыку Иннокентия в его миссионерских странствиях, то приход его располагался в двух местах: в Дуэ, там церковь в честь святителя Николая, а другая часть прихода – в Корсакове. Представляете, сейчас доехать на машине до Александровска – это где-то 8 часов пути от Южно-Сахалинска. А сколько нужно было ехать в то время? Есть история про отца Симеона про вечное противостояние духа и буквы: была большая сумма денег, её нужно было доставить в Корсаков, рассчитаться с людьми за работу, но доставить никто не брался. Доверили отцу Симеону, и он эти деньги вёз в Корсаков с разными приключениями, чуть не погиб. В общем, приехал на место, их встречает какой-то чиновник, забирает деньги и говорит: «А чего деньги-то промокшие? Батюшка, плохо старались».
В итоге он здесь семь лет ревностно служит, убивает здоровье, но не на очень хорошем счету у начальства: не вовремя пишет отчёты в епархию, где-то намочил журнал крещений, чего-то потерял… Зато люди его любили! Чехов о нём упоминает как о первом священнике, который здесь потрудился хорошо. С этого, собственно, начинается история Православия на Сахалине. В каком-то смысле – с противостояния духа и буквы. Дух победил, надеюсь.
Потом была Русско-японская война, юг Сахалина оккупирует Япония. На юге Сахалина церковная жизнь сохраняется. Дело в том, что сюда приезжал помощник Николая (Касаткина) епископ Сергий (Тихомиров). Он был следующим предстоятелем Японской Православной Церкви. И первое, что он здесь делает – начинает разыскивать храмы, которые оставались, и церковную утварь. Некоторые храмы были разрушены японцами.
Собралась община из 42 человек в небольшом посёлке, который назывался Наясе, теперь Лесогорск, восстановили там храм, и до 1917 года он действовал, туда направили священника из Москвы. А после революции, когда
финансирование прекратилось, всё свернулось и он уехал.
А гонители-японцы дали владыке Сергию безплатный билет на пароход, он с одним сопровождающим мог ездить. В Корсакове местные буддисты украли колокола, а он приехал и говорит: «Возвращайте!». Они и вернули: владыка Сергий позвонил генерал-губернатору японскому и сказал, что творится беззаконие – тот сразу принял меры. На севере Сахалина церковь существовала где-то до 30-х годов. Последний священник – Александр Гневушев, он был семейный, служил в селе Рыковское, которое потом переименовали в село Кировское. Именно в этом храме в конце XIX века, отбывая каторгу на Сахалине, был старостой известный духовный писатель Иван Ювачёв.
Сейчас, когда мы вновь признаём необходимость христианской миссии и миссионерства в родной стране, казалось бы, православной, опыт святителя Иннокентия очень востребован. Речь идёт об истинной, не «дежурно -отчётной» проповеди христианства. И святитель знал, что лучшая проповедь Православия – собственная жизнь, что в Православии важнее содержание, чем форма, по слову блаженного Августина: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы спросили».
Мы идём – или должны идти – навстречу людям, и самое главное, я думаю, не в том, чтобы спорить до хрипоты о соблюдении Устава, а чтобы разговаривать с людьми. Главное, чтобы стены между клиром и мирянами не было. Чтобы иконостас не воспринимался как граница. Чтобы был прямой честный разговор с людьми и чтобы этот диалог касался не только каких-то общих фраз, но и практически имел применение в жизни. То есть, с одной стороны, чтобы священник не воспринимал паству как стадо, а паства не воспринимала священника как «попа, который должен делать своё дело – махать кадилом, читать молитвы, и хватит с него». Потому что Церковь – она ещё и учительствует. А как можно учительствовать, если всё сводится только к формальностям?!

Ненормальная
нормальность

Приходилось ли мне, священнику, встречаться с откровенной ненавистью? – Конечно.
Звучит, может, страшно, но это нормально в таком обществе, которое выросло на западных ценностях секуляризма, отрицания религиозности, агрессивного гедонизма, плюрализма, нигилизма. Естественно, часто можно встретить среди молодёжи людей, которые наслушались ненавидящих Христа модных «блогеров» и рассказывают какие-нибудь байки. Понятно, что ненависть эта основана на лжи. Возьмём тех же неоязычников. В чём их проблема в моём понимании? Прежде всего, это отсутствие систематических исторических знаний, государственная русофобия 90-х годов, потому что отрицалось всё русское, а молодые люди искали выход. И то, что их роднит с либералами: ненависть к Православной Церкви. Как любая секта, которая всегда враждует с традиционной религией. И неоязычники – это люди, которые отрекаются от нашей тысячелетней культуры. Они – «вырусь». Неоязычество – это идеологическая основа гражданской войны. Этот проект направлен на то, чтобы расколоть русский народ, одну часть натравить на другую. Неоязычество даёт право на насилие, на ненависть именно по отношению к своему народу. Помните, как в нашем Сахалинском Воскресенском храме такой язычник убил двух человек в 2014 году? Кого он убил? Простого человека, мужчину, прихожанина, и монахиню, пожилую русскую женщину, которая помогала своему сыну-священнику. Никакой практической целесообразности в этом не было. Она не представляла никакой угрозы, кроме того, что просто была христианкой – вот вся угроза. Я думаю, что обвинять во всём молодёжь неправильно, потому что мировоззрение формируется в студенческих аудиториях, в школьных классах. Здесь системная проблема. Понятно, что идёт реальная информационная война. И как в любой борьбе, как в любом конфликте, есть победы и поражения. Но мы с Божьей помощью справимся. Знаете, вот я на Сахалине родился, в 90-е годы тут жил. Тут каждый день выключали свет на несколько часов. Квартиры продавались за безценок, люди отсюда бежали, была полная безнадёга. За знакомой моих родителей один американец ухаживал и говорил: «Уезжай отсюда, вы здесь будете жить в резервации, мы вам оставим только деревянные ложки и платки». Это цитата. То есть он так за ней ухаживал, переживал за судьбу любимой.

Надежда и труд всё перетрут

Какой скандалище был, когда строили кафедральный собор в Южно-Сахалинске, сколько было протестов! Сколько людей возмущались: «Попы-ортодоксы покушаются на нашу свободу!» А сейчас те же люди, которые возмущались, ходят в храм. И не просто ставят свечи – молятся. Встречаемся с ними, разговариваем.
Теперь Южно-Сахалинск – чудесный город, на остров люди охотно едут, остаются здесь, смеются над «благами евроцивилизации». «Не торопи грядущего, глупец. Терпенья от нас требует Творец» – дадим Богу разобраться в наших трудностях, а заодно и сами поработаем. Ведь настоящее чудо без Бога и без нашего с Ним соработничества невозможно.
Кто мог поверить в недалёкие 90-е годы, что хоть что-то изменится к лучшему… Да и не только в 90-е: ещё лет шесть назад за песню «Я русский» легко можно было 282-ю статью отхватить. А сейчас – другое дело.
Мы должны уповать на помощь Божию, но мы не должны оправдывать своё бездействие. Второе – есть святые, которые молятся за нас. И наша национальная история поможет нам преодолеть с достоинством те испытания, которые нам посланы, но только в том случае, если мы будем вместе с Христом и Его святыми. Унывать нельзя, уныние – штука гибельная. Я считаю, что Господь нас ведёт, не оставляет – это не прекраснодушные словеса в стиле «всё будет хорошо», а твёрдое убеждение.
Я видел научные работы, которые проводились на японские гранты, и там говорили о том, что Сахалинская область – это «поликонфессиональная и полинациональная территория, которая не имеет каких-то исторических привязок к каким-либо странам». Неплохо, да? Впрочем, такие же работы проводились и в Мурманске, Питере, Архангельске и других частях России – все мы кто угодно, только не русские и, не дай Бог, православные. И после этого мы поняли, что надо что-то делать – должны же люди понимать, что у Сахалинской области история начинается не в 45-м году, не в 90-е годы, не в 1917 году, а намного раньше. Как и у всей России. Так что не будем отчаиваться – давайте просто работать. Спокойно и с верой в помощь Христа – уж Он-то не оставит точно. Нам бы только быть Ему верными.

Протоиерей Виктор Горбач
Записал Пётр Михайлович ДАВЫДОВ
РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ

P.S. Дорогие братья и сестры, если у вас есть возможность и желание помочь миссионерской и просветительской деятельности на Сахалине или поддержать реконструкцию лектория при храме святителя Иннокентия Московского, вы можете перечислить посильную сумму на карту Сбербанка:
2202 2032 3998 7078
(Получатель: Виктор Викторович Г.)
Также вы можете направить перевод на счёт прихода:
Получатель: МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЮЖНО-САХАЛИНСКОЙ И КУРИЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН 6501084309 КПП 650101001
ОГРН 1026500005465
Расчётный счёт: 40703810208560000046 в Филиал «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» Банка ВТБ ПАО Г. МОСКВА
Корреспондентский счёт:
30101810145250000411 БИК: 044525411
Просим указать имена жертвователей – на Сахалине будем молиться о вашем здравии и спасении.