Чему учат в школе??

С началом СВО все искренне любящие Родину люди вздохнули с облегчением: вот сейчас уж начнём строить страну без ненавидящих всё русское либералов, займёмся патриотическим воспитанием, обучением без оглядки на Запад. Но если пристально посмотреть на современные учебники в начальной школе, то оптимизма поубавится.

С чего начинается Родина?

Конечно же, с картинки в букваре, только это не просто картинка, а фонетическая схема. Да и букварь теперь справедливее называть звукарь, потому что детей с первого класса начинают знакомить не с буквами, а со звуками. Ребёнок ещё и алфавит не освоил, а ему втолковывают, что есть буквы, а есть звуки. Гласные звуки обозначают красными квадратиками, согласные – синими или зелёными, в зависимости от того, твёрдые они или мягкие. Дети на слух должны воспринимать слово, соображать, где гласные, где твёрдые согласные, где мягкие, и выложить схемку из разноцветных квадратиков. Замечу, что читать их пока ещё даже не учили.
Зато объяснили, что в слове «язык» четыре буквы, но пять звуков, поскольку звук «я» это сочетание Й+А. У семилеток в головах полная путаница, как же правильно: «язык» или «йазык», «ёлка» или «йолка». Вместо того, чтобы читать и запоминать классическое «Мама мыла раму», первоклашки спешно пытаются сообразить, глядя на картинку с изображением осла, какую же схемку к слову «осёл» подобрать.
Позже это выливается в ошибочное написание слов по принципу: как слышим, так и пишем, ведь начали осваивать грамоту именно с фонетического восприятия слов.
Учебник, в котором предлагается такой подход к обучению чтению, не является экспериментальным. Это знаменитая азбука Горецкого, замечательного учёного. Букварь, по которому учились ещё в 70-80-е годы. Тогда никаких фонетических схем в нём не было. Что же случилось?

Чуть помедленней, Эльконин!

Благодарить за инновационный метод следует группу исследователей под руководством Д.Б. Эльконина. Ещё в 60-х годах XX в. он вместе с В.В. Давыдовым в Институте психологии разработал метод обучения чтению, основанный на фонематическом слухе. На Западе в ту пору были очень популярны подобные изыскания, и Даниил Борисович хотел внедрить зарубежный мейнстрим у нас. Суть метода в том, чтобы обучить чтению и письму на основе слухового восприятия, то есть сначала учить не буквы, как мы привыкли, а звуки. Эльконин даже написал свой букварь. В качестве эксперимента попробовали обучить детей по-эльконински, но оказалось, что метод не только не работает, но даже замедляет обучение и чтению, и грамотному письму. Дети стали писать так, как слышат. Но это не остановило прогрессивных учёных, и они стали терпеливо ждать. В восьмидесятые годы, почуяв «ветер перемен», фонетический букварь Эльконина удалось внедрить в общую систему образования. Сначала не везде, потом уже шире (учителя активно противились), а уж в девяностые вообще никто не имел сил сопротивляться. Правда, говорят, Горецкий в своём букваре запретил портить детей фонетическим разбором, но тоже не смог противостоять мощному либеральному натиску и сдался. «Азбука», которую я цитирую, издана в 2019 году (авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина), но фонетика там, к сожалению, есть. Прямо на первых страницах.
Сколько копий было сломано, сколько детских слёз пролито, из шкафов доставались старые учебники, потому что учить детей по ним легче. Старая система буквенного, а не звукового восприятия слова зарекомендовала себя веками, но кому-то нужно ломать все традиционные схемы, а заодно и детские мозги. Мамы будущих первоклассников ещё в детсаду советуют друг другу учить детей читать обычным способом, чтобы в первом классе фонетическая премудрость не так сильно ударяла по головам. Многие хорошие учителя пытаются спустить на тормозах эти звуковые схемы, пытаясь обучать детей по-старому. И если в первом классе это возможно, то далее начинаются ВПР – Всероссийские проверочные работы, в которых уже есть задание «Сделайте фонетический разбор слова». А ведь раньше эта тема появлялась только в средней школе, и то мимоходом.
Сейчас, после победы эльконинской фонетической школы, ребёнку волей-неволей приходится это осваивать.

В детстве Петерсон, в старости Паркинсон

Теперь откроем учебник по математике для 1-го класса.
Автор – Л.Г. Петерсон. Бывалые родители с ужасом говорят: «Не дай Бог вам учиться по петерсоновской методике». Неужели всё так плохо? Открываем учебник. Если в букваре теперь не занимаются буквами, а только звуками, то этот пробел ребёнок восполнит на уроке математики. Ему предлагают складывать и вычитать буквы. Например: балкон - бал = кон.
Или: пол + день = полдень. На основе этой логики дети влёгкую начинают складывать 2+1 как 21, а 10 – 0 получается 1.
Далее изучают теорию множеств!
Может быть, мы зря бьём в колокола, а надо идти в ногу со временем, растить гениев с пелёнок? Ответ дал знаменитый академик В.И. Арнольд, сказав, что дети, которым в 1-2 классах давали понятие множеств, в старших классах математику понимали хуже, чем “незанаученные”. Это говорит крупнейший математик XX века, знаменитый на весь мир учёный, в то время как Людмила Петерсон даже не имеет математического образования, она педагог-методист!
Кроме того, в её учебнике даётся много абстрактных понятий, поощряются нестандартные задачи (на одной ветке яблони три груши, на другой две. Сколько всего растёт груш?
Ответ: нисколько, груши на яблонях не растут). Справедливости ради скажем, что подобные задачи очень хороши как факультатив. Склонные к точным наукам дети с удовольствием их решают, но зачем внедрять этот метод в общеобразовательные школы?
Ответ есть. Для первого класса на год требуется комплект из трёх учебников, которые одновременно являются рабочими тетрадями. То есть дети пишут прямо в них, поэтому передать комплект следующим классам не получится. Стоимость комплекта – от полутора до двух тысяч рублей. Умножаем на количество учеников в классе, получается неплохая сумма ежегодно. А закупает петерсоновские комплекты для школ государство на бюджетные деньги. Остановить такое прибыльное предприятие чрезвычайно сложно. Если учебники Петерсон приносят прибыль большим дядям, то всё равно, что и как там написано. Либеральное образовательное лобби напишет множество статей с хвалебными одами, приведёт кучу статистических данных, в соответствии с которыми окажется, что все дети, учившиеся по этой программе, побеждают на олимпиадах и поступают в престижные вузы.
Лучик солнца пробился на волне Русской весны, в 2014-м.
То было прекрасное время надежд на русское возрождение и попытка вернуть приверженцев сомнительных педагогических теорий на место. Тогда удалось выдавить учебники Петерсон из перечня рекомендованных Минобрнауки для закупки школам, тем самым перекрыв денежный вентиль для всех заинтересованных. Но мафия не сдаётся. Как и в случае с Элькониным, авторы уникальных методик приложили все силы, чтобы вернуть свои приносящие доход учебники в госзакупки. И вернули. Ничего личного, просто бизнес.

Два сапога пара

Что объединяет методики «фонетического» букваря и петерсоновской математики? Истоки. Людмила Петерсон начинала работать в Институте психологии, где и познакомилась с Давыдовым – учеником Эльконина. Здесь же узнала о работах сподвижников Эльконина и Давыдова: Гальперина и Занкова. Все эти люди занимались развитием учебной деятельности младших школьников.
Современные продолжатели их дела отмечают, что Эльконину-Давыдову приходилось работать в жёстких условиях тоталитарного режима, который воспитывал послушных винтиков системы, преданных целям коллектива, неспособных критиковать лидеров. Видимо, всё это тяготило авторов, и они решили подспудными путями, под эгидой обучения личностному и профессиональному росту продвигать новую образовательную систему. Подавалось это под соусом обучения самостоятельности суждений, способности ставить и решать сложные задачи – не придерёшься. А по сути дела, педагогическая система Эльконина-Давыдова вырабатывала в детях диссидентские качества: непризнание авторитетов, неприятие чужого мнения, критику традиционных подходов.
Конечно, такую методику просто обязаны были подхватить свободно мыслящие люди 90-х и их кураторы из-за рубежа.
Получилось, как с цветными революциями. Активное пробивное меньшинство продавливает свою систему обучения, а молчаливое большинство слепо подчиняется. Сейчас не 90-е годы, да и либеральная часть общества, недовольная современной политикой России, ещё в начале СВО спешно уехала. Почему же такой не соответствующий духу времени подход к обучению до сих пор не замечен в высших эшелонах власти? Неужели чиновники из Минобрнауки являются тайными последователями этой непобедимой школы развития личности? Остаётся стойкое ощущение, что там, наверху, о проблеме либо не знают, либо намеренно терроризируют школу. Получается, что антитеррористическая операция нужна не только на территории Украины.

Елена Александровна КРАСАВИНА