ЗОДЧИЙ как призвание

Первый в России памятник, посвящённый нашим бабушкам-христианкам, – новая работа известного скульптора Виталия Шанова в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

Эта скульптура не вызывает впечатления статичного памятника. Она настолько живая, что поначалу даже не понимаешь, что за материал применил скульптор, ведь ситцевая блуза героини как будто колышется лёгким ветерком, и с трудом понимаешь, что это не ткань, а бронза. Не за этим следишь, когда видишь эту устремлённую вперёд женскую фигуру с поднятой в крестном знамении рукой…
Бабушка! Простая русская женщина в платочке шагнула на мостовую, чтобы помолиться в храме. За нею внук, привычно торопящийся за быстрым шагом своей бабушки.
И кот, который вьётся за своими хозяевами, чтобы не отстать…
Сценка как будто сошла со страниц книги в то время главы Псковской митрополии, а теперь Крымского митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
«Белые платочки спасли Русскую Церковь», – когда-то сказал Патриарх Алексий I о русских православных бабушках, которые своей верой спасли Церковь в нашей стране в годы безверия и сплошного атеизма.
Картинка, знакомая всем, кто ходит в наши православные церкви, будь это в городе или в деревне. Увидишь эту бронзовую бабушку, и в душе просыпается что-то личное, глубоко спрятанное в тайниках детства. Вот и я вспомнила свою бабушку Василису. Она была из тех – белых платочков.
Православная, она ходила в московские церкви, которые чудом не были закрыты в то непростое для Православия время. А в летние каникулы тайно от родителей окрестила меня в сельской церкви.
Как жаль, что позже я не ходила вместе с ней в церковь, как этот внук, изображённый в скульптуре. Но много лет спустя, когда я привычно шла домой мимо храма в родных Хамовниках, моя рука вдруг неожиданно для меня сама потянулась перекреститься. И этот жест был так органичен и, главное, необходим для меня в ту минуту, что я сразу вспомнила мою бабушку и мысленно поблагодарила её...
Вот такие личные отношения сложились у меня с «Бабушкой» работы известного московского скульптора Виталия Дмитриевича Шанова. Интересно, что это первый в России памятник всем нашим бабушкам, женщинам-христианкам.
Изваян он в честь 550-летия Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который обитель отметила в 2023 году, поставлен там же.
Не знаю, как задумывался образ «Бабушки» – лирическим или как обобщённый, но он получился у скульптора надмирным, когда бытовой сюжет талантом и вдохновением художника вырастает в одухотворённый гимн православной веры.
Этот памятник стал сейчас таким же «жителем» Печор, как и другие обитатели города. И ясно, куда идут бабушка с внуком – в церковь Сорока мучеников Севастийских.
А там, на Соборной площади, их встречает у ворот, ведущих в храм, группа людей в монашеских рясах. Это собор Псково-Печерских святых – девять старцев-подвижников ХХ столетия. 28 августа в дни праздника обители оба памятника – и Печерских святых, и «Бабушку» – освятил владыка Тихон.
Печерская братия, подвижники и молитвенники нашего времени. На памятнике лики архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Алипия (Воронова), Серафима (Розенберга), Нафанаила (Поспелова), Феофана (Молявко), Адриана (Кирсанова), архимандритов Михаила, Симеона и Саввы. Они тоже крепко стоят на земле, хотя давно уже небесные жители. Но они с нами, и хочется обратиться к ним, как к живым людям, потому что они рядом, и они такие же реальные, как бабушка с внуком.
Прозорливо смотрит на пришедших людей старец Иоанн (Крестьянкин) – наш современник, ушедший от нас в 2005 году. Черты его лица узнаваемы, и те, кто когда-то окормлялся возле него, говорят, что лик точно повторяет характерные черты старца. И потому возникает ощущение непосредственного общения, ведь его монастырская келья, как и раньше при его земной жизни, всегда открыта для всех, кто нуждается в благодатной молитве старца.
Вглядываюсь в святые лики на скульптуре и узнаю архимандрита Алипия. Нет, я не была с ним знакома, но о нём когда-то много рассказывал отец Николай (Соколов), настоятель московского храма святителя Николая в Толмачах. И в соборе Псковского кремля я видела икону св. Ольги, которую написал, создал, сотворил отец Алипий.
Теперь во Пскове и вообще в православной иконографии образ св. Ольги сочетается именно с иконой кисти архимандрита Алипия.
В память о нём усилиями владыки Тихона в Печорах создана галерея, объединившая богатое художественное наследие отца Алипия. А ведь он был ещё и коллекционером, в его собрании – полотна замечательных русских мастеров.
Картинами первого ряда назвали эту коллекцию специалисты Русского музея, филиалом которого стала художественная галерея в Печорах.
Так что теперь многочисленные паломники, которые приезжают сюда в Печерскую обитель вдохнуть живительного воздуха молитвенного общения, смогут ещё и прикоснуться к образцам высокого искусства в художественной галерее.
А потом подойти к памятникам скульптора Виталия Шанова, постоять-помолчать и обратиться к святым ликам с такой же молитвой, с какой мы обращаемся к иконам.
Работы в Печерской обители – это новый шаг скульптора Виталия Шанова в своём творческом развитии. А до этого были другие, может быть, даже более масштабные проекты.
Какой главный из них, знает, наверное, только автор. Но для нас, его современников, и Александр Невский с дружиной, и старцы-подвижники, и бабушка в платочке – это высокое творчество одного порядка. В основополагающем смысле которого лежит глубокая христианская вера и вдохновенный талант автора.
...Александр Невский с дружиной стоит у Чудского озера, а точнее – у деревни Самолва Гдовского района Псковской области, в предполагаемом месте решающей битвы с тевтонцами. Скульптор изображает не просто эпизод какого-то удачного сражения, а само торжество Русской Победы – ратники после трудной работы защиты Отечества. И как завершающий аккорд – в руках их полководца реет стяг с изображением христианского креста как символа этой великой Победы.
Такое высокое чувство гордости за наше историческое прошлое вызывает эта многофигурная сложная по построению скульптурная композиция. Памятник был открыт в 2021 году и сразу стал местом особого притяжения в Псковской области. Люди едут сюда со всей нашей страны, особенно много их в теперешние тревожные дни. И не каждый человек сможет разобраться в своих чувствах и сформулировать, зачем нужно сегодня видеть этот памятник. Наверное, тут всё вместе – и наследие героических предков, и генетическая память своего национального кода, и гордость за прошлые исторические победы, и ожидание этой победы в будущем…
Согласна, что в этих определениях есть пафос, но иначе не назовёшь громко звучащий набат этого памятника – «Отечество в опасности!»
Ещё упомяну, может быть, «технический» момент, но для скульптора это важно. Автор умеет очень тонко управлять пространством, будь это монументальный холм, на котором возвышается Александр Невский с дружиной, или монастырские врата, в арке которых стоят старцы-молитвенники, или бегущие по булыжниковой мостовой на службу в храм бабушка с внуком. Связь с пространством всегда органична, и авторская творческая идея так же гармонично поддерживается и в ландшафтном решении.
Виталий Шанов принял участие в грандиозном проекте века: создании и оформлении Главного храма Вооружённых Сил РФ в подмосковном парке «Патриот». Раньше мне приходилось видеть мемориалы советским воинам в Берлине, Братиславе, Будапеште. Не знаю, сохранены ли они до сих пор, а в то время Европа была ещё нормальной – с благодарной памятью советскому солдату-освободителю. Но то, что создано нашими зодчими-творцами в память о войне – лучшее, на мой взгляд, воплощение правды Великой Отечественной войны.
Надо просто увидеть глаза людей после посещения этого мемориального комплекса.
Такой шанс судьбы выпал молодому скульптору Виталию Шанову – мастеру было чуть больше 40 лет! Но с каким пониманием взялся он за работу. А работа была большая и очень ответственная. Теперь, входя в храм, мы пройдём через врата, которые «сработал» скульптор Виталий Шанов. Там же в храме и барельефы с изображением главных битв Великой Отечественной войны, выполненные его рукой.
Участие в этом проекте само по себе может составить мастеру-художнику имя всей жизни. А после такого успеха у Виталия Дмитриевича Шанова были работы самой разной тематики. Это и эпические скульптурные композиции, и памятники лирического свойства (та же «Бабушка»), и барельефы, и клеймы. Словом, все жанры скульптуры как искусства. И везде – ни на кого не похожий талант художника-ваятеля. Важно, что его творчество не оставляет нас равнодушными – посмотрел, отошёл, забыл, – нет, здесь всё по-другому. Рядом с его памятниками люди подолгу стоят, вглядываются, думают. Иногда и молятся…
Скульптор – это название профессии, а зодчий – призвания. Про скульптора Виталия Шанова хочется сказать – зодчий.
Что впереди – мы узнаем, как только очередная работа мастера будет закончена, а мы воочию увидим его творение. Ждём его нового авторского высказывания. А то, что оно будет ярким, незабываемым, оригинальным, – сомнений нет. Даст Бог, у зодчего Виталия Шанова впереди ещё много творческих задач, которые он блистательно решает. Пожелать можно только одного – пусть высказывается и дальше. Очень хорошо у него это получается.

Надежда Валентиновна
ПАВЛОВА