Октябрь – один из любимых моих месяцев. И не потому, что в этом месяце мой день рождения, родных и близких, но и потому, что на этот месяц приходится ласковый материнский праздник – Покров Пресвятой Богородицы.
В октябре в ненастье неожиданно появляется солнышко, чтобы мы не забывали о лете; выпадает первый снег, покрывая землю девственной чистотой.
Богат октябрь и судьбоносными событиями: от Октябрьской революции 1917 года до ельцинского государственного переворота в 1993 году. В нынешнем октябре радикальная палестинская группировка ХАМАС совершила крупномасштабное вторжение в Израиль из сектора Газа. Около 2000 израильтян были убиты. Сотни гражданских и солдат взяты в заложники. Полный провал разрекламированной оборонной системы Израиля и массовые жертвы.
В ответ Израиль отменил все правила ведения войны. Израильский министр обороны Йоав Галант заявил: «Я отдал приказ о полной блокаде Газы. Там не будет никакого электричества.
Никакой еды. Никакого топлива. Никакой воды. Всё закрыто. Мы боремся с человекоподобными животными и будем действовать соответственно». По его словам, «ХАМАС открыл врата ада в секторе Газа»; «Мы отменили все правила ведения войны. Наши солдаты ни за что не будут нести ответственность. Военных судов не будет». Эти слова будто повторяют слова Адольфа Гитлера, который, посылая войска на восток против СССР, напутствовал их: «Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью».
И начались массированные бомбардировки сектора Газа.
Там сейчас стоит кромешный ужас. Счёт погибших от авиаударов идёт на тысячи, бушует ужасная гуманитарная катастрофа: мирное население не может покинуть территорию анклава и остаётся заблокированным без электричества, воды и медикаментов.
Полтора миллиона палестинцев изгнано из своих домов, которые сровняли с землёй. Ракетный удар по больнице унёс жизни более 500 женщин, детей, стариков. Число погибших и раненых в секторе Газа растёт с каждым днём. Современный Израиль живёт по древнему еврейскому закону «око за око, зуб за зуб». Но то, что сегодня он делает в Газе, – это просто геноцид палестинского народа. Ведь ответственность за преступления несут только те, кто их совершил, а не их семьи, тем более – не их народы.
И нас уже не удивляет, что такие действия находят широкую поддержку у руководителей западных стран, давно уже забывших заповеди Христа и ведущих свои страны путём антихриста. Представитель ЕК Эрик Мамер сообщил, что «Еврокомиссия не может осуждать полную блокаду Израилем сектора Газа, включая прекращение поставок воды, электричества и топлива всем жителям анклава, и лишь призывает Тель-Авив соблюдать международное право».
Сегодня западные политики усиленно пытаются освободить человека от совести. Вводят двойные стандарты. Смерть русских и палестинских детей – нормально, своих – нет. Если часто заглушать голос совести, то она умирает.
Совесть... Удивительное чувство, присущее человеку. Забыть о совести предлагает и немец Гитлер, и еврей Галант, и евробюрократ Мамер. Все они толкают человека на путь безсовестности и расчеловечивания. Изгони совесть – и совершай любые преступления. Так что безполезно спрашивать, есть ли у них совесть.
Совесть... Казалось бы, никто ей человека не учит, а она откуда-то берётся. Воспитание? Оно разное бывает. Всех воспитывают, а совесть не у всех. Человека не учат, но он каким-то внутренним чутьём понимает, что это хорошо, а это плохо.
Жертвует собой ради жизни другого, даже незнакомого человека. Кто-то идёт воевать за деньги, а кто-то добровольно: совесть не позволяет отсиживаться за спинами, когда Родина в опасности. Инстинкты говорят: бери, отними, становись сильнее, богаче. А совесть говорит: отдай, поделись, защити слабого, помоги... Великий русский мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский сказал примечательные слова, что если Бога нет, то всё дозволено.
В «Толковом словаре» Даля совесть определена как «внутреннее сознание добра и зла», «нравственное чутьё». В английском ничего подобного нет. Английское слово «стыд» («shame») также далеко от «совести». Правда, существует английское слово «conscience» – «принципы», «убеждения».
Однако принципы и убеждения разных людей порой серьёзно отличаются. И всё же независимо от расы, воспитания, образования, возраста, культуры, социальной среды, уклада жизни, национальности, цивилизационной основы совесть действует во всех людях. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, совесть требует нравственной однозначности и нравственного выбора. Все, кто принял Христа, сделали свой выбор. В Священном Писании совесть ещё называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил «оку» (глазу), посредством которого человек видит своё нравственное состояние (Мф. 6, 22). Господь ещё совесть уподобил «сопернику», с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьёй (Мф. 5, 25). Совесть – это часть личности человека, которая помогает ему делать нравственный выбор между добром и злом, правильным и неправильным, хорошим и плохим.
Прислушайтесь к словам наших старцев. Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (свт. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума богоугодной жизни (прп. Авва Дорофей). В слове «со-весть» корень «весть» вместе с приставкой «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим.
Мы часто говорим о Суде Божием и забываем, что Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господь включил суд в саму природу человека. Человек – это единственное живое существо, способное судить самого себя. Не по законам государства, а по закону своей совести. И очень часто суд совести оказывается для нас самым суровым и самым безпристрастным.
Я как-то прочитал, что русская совесть связывает нас с Богом, европейская совесть связывает человека с природой и социумом. С таким утверждением можно соглашаться или не соглашаться. Но то, что именно на Руси появилась известная пословица «Как судить будем, по закону али по совести?», говорит о многом.
По закону али по совести?
Архив: