Артиллеристы уточняют прицел

Я ничего так не боюсь,
как русских пушек.
Фридрих Великий, король Пруссии

 

Специальная военная операция реализует, а вместе с тем дополняет, совершенствует многие принципы и каноны ведения боевых действий Сухопутных войск. В этом плане наши артиллерийские соединения и части приобрели не только уникальный опыт, но и возможность совершенствовать навыки и умения с учётом применения современных средств поражения
противника.

«Огневая карусель»

Начальник ракетных войск и артиллерии ВС России генерал-лейтенант Михаил Матвеевский считает, что сегодня один из самых эффективных способов применения артиллерии – её комплексирование со средствами разведки и управления в составе разведывательно-огневых комплексов.
«Уже имеющийся опыт СВО показывает, что полная реализация боевых возможностей артиллерии невозможна без использования средств разведки на всю полноту выполняемых на поле боя задач. БПЛА как одно из наиболее эффективных средств получения разведывательной информации мы включили в состав разведывательно-огневых комплексов. Это позволяет артиллеристам поражать выявленные цели в режиме времени, близком к реальному.
В этом плане, например, тактика “огневой карусели” даёт возможность нашей армии эффективно уничтожать позиции противника и в тоже время уклоняться от ответных ударов», – утверждает генерал.

«Малка» наносит удар

Две самоходные артиллерийские установки «Малка» вышли из зелёной ложбины и «зацепились» за края скошенного поля.
– Батарея, внимание! – подаёт команду офицер с позывным Рубин.
В это время расчёты уже готовят 110-килограммовые снаряды и пороховые заряды к стрельбе.
– Угломер 38-68.
– Цель 10-11. Навести!
Расчёты докладывают:
– Первый готов! Наведён!
– Второй готов! Наведён!
– Взрыватель осколочный!
Заряжающие со специального подноса перекладывают снаряды на механизм подачи, который досылает снаряды в орудие.
– Будет большой бух, – говорит один из бойцов, кивая на два пороховых заряда.
– Огонь!
Из ствола орудий вылетает большой огненный шар. Грохот раскалывает пространство. Действительно, большой бух.
– Работаем в основном по целям в ближнем и дальнем тылу противника, – рассказывает командир батареи.
– «Малка» бьёт на 47 километров. Бьёт очень точно и сильно. У нас был случай, когда снаряд разорвался в 30 метрах от украинского танка и сразу сдетонировал его боекомплект. От танка ничего не осталось. По опорным пунктам применяем бетонобойные снаряды – от блиндажей тоже ничего не остаётся.

Унесённые «Торнадо»

…Экипаж «Торнадо-С», которым командует старший лейтенант Сергей П., скрытно выдвигается в точку пуска ракет.
С помощью автоматизированной системы управления офицер вводит необходимые координаты. При этом экипаж не выходит из кабины боевой машины, что является новшеством по сравнению с боевой работой на других РСЗО.
Прошла минута – комплекс подготовлен к стрельбе.
И сразу по целям, которые находятся на расстоянии 105 километров, запускаются несколько ракет калибром 300 миллиметров. Их наведение ведётся через спутниковые системы.
Ракеты ушли в небо. А комплекс сразу же переводится в походное положение и покидает точку запуска. На его свёртывание уходит менее минуты.
Вскоре поступает сообщение: «Склад артиллерийского вооружения с боеприпасами к американским системам "Хаймарс" в пригороде Славянска уничтожен».
– К нам приходят координаты, и мы конкретно по этим координатам отрабатываем, – говорит офицер управления дивизиона Никита Н. – Нет у нас пристрелочных. Сразу только в цель.
По движущимся целям тоже работаем.
По колоннам. Слаженные действия расчёта приводят к точному поражению цели. Большую часть работы выполняет компьютер, он отвечает за наводчика.
Машина исправна, работает стабильно.
Для «Торнадо-С» разработана линейка ракет, предназначенных для поражения целей на удалении 120-140 км. Это позволяет наносить удары с использованием навигационной системы ГЛОНАСС по огневым позициям американских HIMARS без входа в радиус поражения последних.

Незаменимая Д-30

…Гаубичная батарея капитана Сергея В. заняла огневую позицию на краю лесопосадки. Бойцы готовят орудия к стрельбе. Командиры расчётов докладывают о готовности к открытию огня.
Проходит несколько секунд и звучит команда:
– Орудия к бою!
– Прицел 224!
– Основное направление правее 1-20.
– Уровень – 30-23.
– Один снаряд зарядить!
– Выстрел!
Грохот разрывает утреннюю тишину.
На позициях клубы дыма.
После пристрелочного выстрела командир батареи вводит корректировку в наведение орудий. И снова звучит, но теперь уже для всей батареи команда:
– Прицел… Уровень… Зарядить…
Огонь!
Через несколько секунд ломаная линия опорного пункта нацистов тонет в разрывах. На левом фланге начинается пожар – горит боевая бронированная машина.
В это время разведка сообщает о выдвижении к переднему краю нескольких американских БМП Брэдли с украинской пехотой. Снова звучит команда:
– Основное направление… Уровень… Орудие… Выстрел!
– Цель поражена!
После третьего залпа батарея спешно покидает огневую позицию и скрытно уходит в зелёнку. И хотя враг успел засечь позиции батареи, он опоздал с контрбатарейным огнём. Его ответный удар пришёлся по пустому месту.
– Д-30 – это настоящее орудие-солдат, – говорит командир расчёта с позывным Следак. – Уничтожаем живую силу противника, бронетехнику, диверсионные группы, взводные опорные пункты. – Работать приходится достаточно много. Поставленные задачи выполняем в полном объёме…
– До СВО я работал на заводе, – продолжает рассказывать боец. – Делал автомобильные колеса. Как только узнал, что началась мобилизация, сразу захотел идти служить. С руководством завода договорились. Отнеслись к моему выбору с пониманием. И вот теперь я в гаубичной батарее.
Когда мы уничтожаем цели, наш командир говорит такие слова: «Пот артиллериста сберегает кровь пехотинца». И показывает нам видео с коптеров, которые наводят наши орудия. Это очень сильно мотивирует. А недавно меня вызывали в штаб и вручили медаль Жукова. Стало ещё больше мотивации, чтобы бить врага.
Мой дед воевал в Великую Отечественную войну. Правда, я его видел только на фотографии. Его медали сохранились. Моя теперь их дополнит, – сказал боец с позывным Следак.

«НОНА» и «Василёк»

Название самоходной артиллерийской установки «НОНА» – это не женское имя, а аббревиатурное сокращение названия – «Новое Орудие Наземной Артиллерии». На вооружение ВДВ самоходку приняли в 1981 году.
Она очень хорошо зарекомендовала себя сначала в Афганистане, потом в Сирии.
…Расчёты самоходных артиллерийских орудий батареи старшего лейтенанта Сергея В. совершили марш на огневые позиции. Началась боевая работа.
– Записываю… Прицел… Угломер…
– Выстрел!
Цель – взводный опорный пункт в лесу – уничтожен.
– Разведку, корректирование огня и контроль поражения целей мы осуществляем с квадрокоптера, – рассказывает командир расчёта с позывным Сёма.
– В основном работаем по пехоте. Но бывают и другие цели. Недавно, например, уничтожили сразу три пикапа «натовского» производства.
Выстрелили по ним несколько раз, их зацепило осколками, они не смогли двигаться. Мы сразу внесли корректировку и попали точно в цель.
«НОНА» – орудие универсальное.
Она совмещает в себе функции пушки, гаубицы и миномёта. Где трудно – туда выезжает «НОНА».
Иначе работает автоматический миномёт «Василёк». Он сразу даёт залп четырьмя минами.
– Наш миномёт установлен на МТЛБ, – говорит старший наводчик с позывным Тоха. – Получив задачу, мы выезжаем и сами выбираем место, где нам удобно встать и развернуться.
После этого расставляем свои приборы, быстро наводимся, отрабатываем цели. В это время наши «птички» илиразведчики-наблюдатели корректируют наш огонь в режиме реального времени. После поражения целей быстро меняем огневую позицию.
«Василёк», которого называют кочующим орудием, наносит удары неожиданно и точно. Его очень уважает наша пехота на переднем крае.

Контрбатарейная борьба

Практически все артиллерийские системы, о которых мы рассказали, участвуют в контрбатарейной борьбе.
Также на ближних дистанциях по врагу ведут огонь 120-мм миномёты, гаубицы «Гвоздика» и М-46. Дальние цели поражают РСЗО «Смерч», «Град», САУ «Малка», «Мста-С», «Тюльпан» и «Гиацинт».
– Мы получаем целеуказание от дозиметрической разведки или от оптической, – говорит командир батареи САУ «Гиацинт-С» с позывным «Байкал».
– Разведка находит стреляющие орудия нацистов, передаёт нам координаты, а мы по ним отрабатываем. После наших ударов натовская техника горит хорошо.
В одном из таких боёв артиллеристы совместными усилиями уничтожили две буксируемые гаубицы М777 американского производства, боевую машину реактивной системы залпового огня «Ураган», две РСЗО «Град», четыре самоходные установки «Гвоздика», четыре гаубицы «Мста-Б» и 2 гаубицы Д-20.
А недавно российские артиллеристы приняли в свою большую «семью» дальнобойные САУ «Мальва» и «Коалиция-СВ». Они ведут стрельбу на удаление до 60-70 километров.
Как говорят специалисты, «Коалиция-СВ» вообще вне конкуренции. Она превосходит по своим параметрам почти все аналогичные системы США и НАТО. Завязанная в единый ударный контур с отлично зарекомендовавшими себя ударными БПЛА «Ланцет» и новейшими РЛС и АСУ, эта система уже меняет ситуацию в контрбатарейной борьбе.

Строки из боевых донесений:

…Реактивный дивизион под командованием подполковника Эдуарда Усова в ходе наступления уничтожил восемь опорных пунктов и большое количество националистов.
…Дивизиону подполковника Юрия Рогожникова была поставлена задача создать огневыми ударами бреши в оборонительных рубежах боевиков.
В ходе артиллерийских ударов было уничтожено несколько опорных пунктов, 17 единиц бронетехники и до 70 националистов.
…Командир взвода гаубичной батареи лейтенант Сергей Рыдванский, получив целеуказания, произвёл корректировку и открыл по противнику огонь из орудий. Вся бронированная и колёсная техника, а также миномёты и личный состав нацистов были уничтожены.
…В ходе контрбатарейной борьбы расчёт САУ «Гиацинт-С» под командованием сержанта Артёма Родионова уничтожил гаубицу польского производства «Краб».
…Расчёт орудия под командованием старшего сержанта Виталия Сотникова точным огнём уничтожил два бронетранспортёра и до 25 националистов.

Олег Иванович БЕДУЛА,
 полковник в отставке