Россия которую мы потеряли

Православные арабки – насельницы русских женских монастырей в Святом Граде Иерусалиме – воистину золотой фонд русского Православия на Святой Земле. Их справедливо называют оплотом православного монашества в Палестине. Одна из таких замечательных подвижниц – наместница (заместительница игумении) Гефсиманского русского женского монастыря Марии Магдалины в Иерусалиме монахиня Серафима (Авадд). В феврале этого года мать Серафима отметила своё 75-летие, но настоящие свои именины, как всякая монахиня, она отмечает 1 августа в день ангела-покровителя – преподобного Серафима Саровского.

Как я пришла в монастырь

Я происхожу из потомственной арабской православной семьи. Родилась в арабском палестинском селении Забабде, которое в мои ранние годы было абсолютно православным.
В нашей родовой ветке знаменитого рода Авадд были православные священники.
Отец мой был строгих правил насчёт обязательного посещения всей семьёй в воскресенье нашего православного сельского храма. Когда мне было два года, умерла моя мама. А в восемь отец отдал меня на воспитание в Гефсиманскую женскую русскую обитель Святой Марии Магдалины, которая принимала арабских православных девочек.
Матушка игумения Мария (Робинсон) приняла меня, полусироту, в монастырь.

Белый Ангел Гефсимании

Многие именно так называют матушку Марию, основательницу и нашего монастыря Марии Магдалины, и нашей знаменитой Вифанской школы. «Белым Ангелом Москвы» называли преподобномученицу великую княгиню Елисавету Феодоровну, цельбоносные мощи которой, а также мощи её келейницы преподобномученицы инокини Варвары покоятся в нашем монастырском храме.
В своё домонашеское время матушка Мария прочла маленькую книжечку о мученической судьбе Елисаветы Феодоровны, растерзанной большевиками в Алапаевской шахте вместе с келейницей и родными летом 1918 года. Она настолько прониклась к ней любовью и состраданием, что дала обет посвятить себя служению Богу и людям по образу великой преподобномученицы.
Именно матушка полностью заменила мне родную маму.
Я не помню случая, чтобы она когда-либо и на кого бы то ни было хотя бы повысила голос, в особенности на нас, малышей. Упаси Бог! Матушка Мария содержала основанные ею монастырь и вифанскую школу на свои наследные средства и пожертвования. Её хорошо знали и почитали многие знаменитые ближневосточные православные патриархи и архиереи, короли и другие влиятельные государственные деятели Европы и Ближнего Востока, крупные предприниматели.
Матушка Мария всегда чувствовала молитвенную помощь от своей покровительницы преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и сделала всё, чтобы цельбоносные мощи алапаевских преподобномучениц были сохранены для всего Вселенского Православия. В 1990 году святые мощи были торжественно перенесены в сам храм и помещены на постоянное упокоение уже в мраморные белые раки.
Матушка Мария отошла ко Господу в преддверии Михайлова дня, 20 ноября 1969 года, внезапно, лёжа в кровати и сжимая правую руку для крестного знамения. Её жизнь и труды были святыми, и кончина была также святой. Да ещё и в навечерие Собора Небесных Архангелов. Я уверена, что в будущем Промыслом Господним священноначалие Святой Русской Церкви прославит матушку игумению в лике святой преподобной подвижницы.

Духовники

Господь наградил наши Русские Гефсиманскую и Вифанскую обители чудо-духовниками. Прежде всего, это наш великий гефсиманский духовник игумен Стефан (Щусь). Это был духовный столп нашей Русской Гефсимании, её молитвенный стержень. Мы все жили молитвами отца Стефана. Его духовные советы были для игумений законом. Это был необыкновенный молитвенник. Его с Афона пригласил для нас в 1954 году начальник нашей Миссии отец архимандрит Димитрий (Биакай). Отец Стефан лично меня научил строгости, надлежащей уставной монастырской службе. И этой строгости я, как многолетняя экклесиарша, смотрительница алтаря и благочинная, придерживаюсь до сих пор. Четверть века молитвенно укреплял и спасал нашу обитель отец Стефан. И преставился он ко Господу промыслительно, на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября 1979 года, сразу после литургии, причастившись св. Христовых Таин. Вечная ему память и Царствия Небеснаго!
Другим нашим необыкновенным спасительным духовником-старцем был архимандрит Серафим (в миру Николай Седов). В молодости отец Серафим был штаб-ротмистром конного полка императрицы Александры Феодоровны, в будущем святой страстотерпицы. Во время Первой мировой войны отца Серафима серьёзно ранило. И его в госпитале в Царском Селе выхаживали лично императрица вместе с великими княжнами.
Батюшка был духовником вифанских детей, а по воскресеньям служил и в Гефсимании. Отец Серафим прекрасно знал арабский язык, преподавал арабским девочкам Священное Писание и Закон Божий, исповедовал их по арабски. Строгий уставник, глубокий молитвенник, пастырь добрый преставился ко Господу почти в 90 лет в декабре 1984 года и почётно покоится в Гефсиманском монастыре в Иерусалиме.
Архимандрит отец Нектарий (Чернобыль) прибыл в наши обители в конце 60-х годов уже маститым старцем из Джорданвилля (США), из Троицкой духовной семинарии РПЦЗ. Ну, это была легендарнейшая личность! Настоящий
преподобный исповедник, который прошёл все круги земного ада гонений на Церковь, не должен был выжить, но он дожил до 95 лет, непоколебимо оставшись верен Русскому Православию. Отец Нектарий был одновременно духовником и Елеонского, и Гефсиманского монастырей. Чудо-старец! Грамотнейший, в совершенстве знавший уставное богослужение, мастер на все руки: и на ремонтные, и на хозяйственные, и даже на огородные дела – какие он своими руками выращивал перцы и помидоры!
Нельзя обойти вниманием и начальника Русской Духовной Миссии Заграницей в 50-60-е годы XX века отца архимандрита Димитрия (Биакай). Не случайно это единственный начальник миссии после отца Антонина (Капустина), который захоронен на территории Елеонского монастыря.
Отец Димитрий был сущий ревностный православный огонь. Я никогда не забуду его амвонные проповеди после служб, когда весь наш храм замирал. Стояла гробовая тишина – вот так проповедовал отец Димитрий!

Гефсиманские сёстры

Когда я пришла восьмилетней девочкой в монастырь, то меня одели в подрясничек, надели платочек и поставили петь на клирос. Ставили мне стульчик, чтобы я дотягивалась до нотных песнопений. Вот так я постигла послушание и певчей, и регента. Матушка Мария нанимала нам учителей по грамматике английского, русского, арабского языков. Учили нас школьным предметам и сами старшие сёстры. Незабываемой сестрой была мать Арсения, секретарь матушки, которая знала восемь языков. Мать Арсения была из знаменитого княжеского рода Кутузовых. По этой причине я выучила в совершенстве русский язык и хорошо говорю по-английски. Ну уж о знании церковнославянского языка и нотной певческо-церковной грамоты и говорить не приходится. Это всё благодаря нашим учителям и уникальным сёстрам.
В Гефсимании было своё подсобное хозяйство – с курами, пчёлами. За пчёлами ухаживала мать Вероника. Она поставила под оливами 25 домиков для пчёл. Мёд был у нас просто великолепный, целебный. Мать Вероника удивительно вела себя с пчёлами: кропила их святой водой, разговаривала с ними. Они её слушали и понимали. И я помогала ей чутьчуть в пчелином деле. Но самое потрясающее было, когда мать Вероника стала умирать в своей келье: пчёлы залетели роями в келью прощаться.
Я застала в живых замечательных гефсиманских пожилых сестёр, многие из них с дворянскими корнями. Например, инокиня Евдокия, из княжеского рода Голициных, монахиня Александра, дочь русского генерала Семёнова, мать Сергия, старшая сестра игумении Варвары. Матушка Варвара и её родная сестра, по фамилии Цветковы, были дочерьми директора Царского Государственного Банка России Николая Цветкова. И многие другие благороднейшего происхождения и благороднейшего воспитания, именно воспитания и поведения, гефсиманские сёстры.
Из царской России, которую мы, к слёзному горю, давно потеряли.
Это была замечательная частица великой царской России. Последние из могикан. Я их всех видела, училась у них и всех похоронила, и они вместе лежат на Святом Гефсиманском кладбище.

Возвращающаяся

Я прожила и прослужила в Русской Гефсимании 67 лет.
Прошла все виды послушаний: певчей, помощницы просфорницы и пчеловода, звонарки, трапезарки, певчей, вышивальщицы, сиделки, регента, смотрительницы алтаря, экклесиарши, благочинной и вот теперь наместницы. Радуюсь я этому?
Конечно! Как можно не радоваться тому, чтобы с малых лет служить Богу и родной Русской Православной Церкви?! Большей радости и блага для себя я не знаю. Я видела и училась у таких необыкновенных, духоносных, настоящих живых святых людей. Разве это не радость? Лично знала многих Иерусалимских патриархов, первоиерархов Русской Зарубежной Церкви. Была знакома с выдающимися паломниками нашей обители.
Не случайно, промыслительно, я уверена в этом, Господь дал мне такую арабскую фамилию Авадд, что значит «возвращающаяся». Ведь я жила несколько месяцев в греческом женском монастыре. Затем меня священноначалие Зарубежной Церкви направляло в Германию для устроения там женского русского монастыря. И везде я могла бы остаться как опытная монахиня. Но я всегда возвращалась в родную Русскую Гефсиманию. И никуда больше! Хотя я арабка по национальности, но жить в арабском монастыре я никогда бы не смогла. Только в русском! Когда по попущению Господа мир погрузился в страшную коронавирусную пандемию, то и я по грехам своим угодила в больницу, где врач мне сказал, что я умру, и отправил по моей просьбе умирать домой. Меня возвратили в монастырь, где я стала уже прощаться с сёстрами. И вдруг после причастий, соборований, постоянного приёма святой воды и антидора, после молебнов о здравии Господь возвратил меня к жизни, я встала на ноги. Разве не чудо? Скажу твёрдо, что если бы Господь дал бы мне вторую земную жизнь, то я обязательно была бы снова монахиней в русском православном монастыре. И только так!»

Записал Владимир Александрович НИКОЛАЕВ