Свой взгляд

Архив: 

6 мая 1933 г. 90 лет назад РОДИЛСЯ Владимир Яковлевич ЛАКШИН

Владимир Лакшин – известный русский советский прозаик, литературный критик, литературовед. Автор свыше десятка книг, а также известных телевизионных программ о русских классиках.
Округлая манера письма Владимира Лакшина, когда слова, словно светящиеся изнутри, своеобразно освещают суть… Скорее – не критика, но: литература о литературе.
«Толстой и Чехов» – такова была диссертация Лакшина: и, рассматривая двух очевидно близких классиков под призмами чёткого анализа, Лакшин выступал и как вдумчивый учёный, и как тонкий стилист.
Его книги никогда не скучно читать.
Он жил литературой – и писал о ней всю жизнь: и, кого бы ни исследовал, делал это деликатно: в чём-то экспериментируя интересно со стилем избранного литературного персонажа.
Есть критика сухая, жёсткая, статистическая, так сказать, критика констатации, скучная. А есть – живущая своеобразной поэзией чувствования произведения.
Владимир Яковлевич Лакшин  относился ко второй категории: критикписатель, отчасти поэт – ибо крылья поэзии помавают над удачным произведением любого жанра.
Лакшин на всё имел свой взгляд. Он приветствовал повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и его рассказ «Матрёнин двор». Но после публикации А. Солженицыным книги «Бодался телёнок с дубом» Лакшин в
альманахе самиздата «XX век» (Лондон, 1977) опубликовал свой взгляд на отношения между Солженицыным и журналом «Новый мир». По-прежнему признавая выдающуюся литературную и историческую роль Солженицына,
он счёл несправедливыми обвинения, выдвигавшиеся им против редакции и лично Твардовского. Он подчёркивал, что для Твардовского лояльность советскому строю была не проявлением трусости, а искренним убеждением.
О ком бы ни писал Лакшин – об Островском или Толстом, Булгакове или Солженицыне – проникновение его в лабиринты конкретного литературного творения были провидческими: он открывал читателю подспудные слои, объяснял подтексты, подчёркивал то, что стоило подчеркнуть.
Лакшин обладал гармоничным, поэтическим стилем, глубоким и чистым, в котором было что-то уютное и старомосковское.
Иногда, соприкасаясь предельно плотно с манерой письма автора, о котором писал, он перенимал звук и свет рассказов ли, романов, точно истолковывая их суть – поднимая таким образом литературную критику до уровня самостоятельного художественного произведения.

Александр Львович БАЛТИН