Старцы Русского Елеона

Архив: 

Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на Елеоне расположен в Иерусалиме на самом высоком географическом месте этого святого града – Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Наша героиня, уже знакомая читателям «Русского Дома» монахиня Вероника (Рахеб), русская арабка, в этом году отмечает своё 75-летие. Она с отрочества подвизается на Русском Елеоне. Прадед матушки Вероники был близким другом самого святителя Феофана Затворника, когда тот был начальником Русской духовной миссии на Святой Земле.
Матушка Вероника – живой свидетель подвига уникальных, настоящих подвижников православного благочестия на Русском Елеоне.
Вот её рассказы о духоносных преподобных старцах-духовниках Елеона: «Господь даровал нам, елеонским насельницам, милость лицезреть, внимать, учиться и ревностно помогать сызмальства, в более полувековом Божьем служении, нашим чудо-духовникам, настоящим преподобным старцам – отцам архимандриту Аристоклию (Громыко), архимандриту Модесту, архимандриту Мефодию (Поповичу) и архимандриту Нектарию (Чернобылю).
Скажу, не стесняясь, мы, елеонские монахини, инокини и послушницы, в то время смотрели на наших духовников старцев, как на Иисуса Христа, как на Спасителя нашего!
Почитание и подчинение нашим духовникам для нас было безусловным. Не любить и не почитать наших старцевдуховников было невозможно. Один только их внешний вид, вид богоумудренных, благочестивых преподобных
отцов, прошедших гонения и страдания за Христа, вызывал у нас глубокое уважение и поклонение, строго нас дисциплинировал. «Где духовный старец, там настоящая Божия благодать», – говорили оптинские старцы. Всё это с полной правдой нужно отнести и к нашим необыкновенным духовникам-старцам. Они, по благости Божией, сотворяли для нас, монашествующих Русского Елеона, особую любвеобильную, необходимую благодать».
Мать Вероника продолжает: «Когда наш удивительный духовник, старец отец Аристоклий, уже был немощен, болел и не мог в полной мере осуществлять свои духовнические обязанности, начальник миссии отец архимандрит Димитрий (Биакай), с благословения Архиерейского Синода и первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета (Вознесенского) пригласил духовником Елеонской обители отца Модеста.
Он так же, как и отец Аристоклий, был с 18 лет насельником святого Ново-Афонского мужского монастыря в древней Абхазии. После разгона большевиками этой обители отец Модест перебрался в Китай, где близко познакомился с величайшим святителем Иоанном Шанхайским. Вообще, три духовника Русской Зарубежной Миссии были выходцами из Нового Афона – старцы Аристоклий, Модест и Стефан.
Известно, что отец Модест в Китае, на острове Табабао и в Бельгии был правой рукой святителя Иоанна Шанхайского. Это важнейшее обстоятельство не могло не повлиять на приход отца Модеста духовником на Святой Русский Елеон в самом Иерусалиме».
Отец Модест был начитан, имел большую личную библиотеку старинных раритетных книг. Его авторитет на Елеоне был очень высок. Начальник Русской Зарубежной Миссии отец Димитрий (Биакай) и настоятельница Елеонского женского монастыря матушка игумения Тамара (Романова-Багратион-Мухранская) ни шагу не делали без благословенного совета отца Модеста по важным монастырским делам. Его слово на духовном соборе монастыря было всегда решающим. «Однажды, – повествует мать Вероника, – мне нужно было поехать в Германию полечиться. Но отец Димитрий и матушка Тамара категорически не хотели меня отпускать, полагая, что я не вернусь снова на Елеон, останусь в Германии и ещё выйду там замуж. Все мои аргументы на отца Димитрия и матушку Тамару не действовали. И тогда ими был призван для мудрого совета отец Модест.
Переговорив предварительно со мною, поисповедовав меня, отец Модест твёрдо заявил, что не стоит опасаться моего якобы невозврата на Елеон и меня можно спокойно отпустить на лечение. Что и произошло на самом деле.
Я успешно съездила в Германию и возвратилась в свой родной Елеон, где я уже, многогрешная, подвизаюсь 66-й год как насельница».
«По характеру отец Модест был тихим, скромным, очень молитвенным старцем. Постоянно физически трудился вместе с сёстрами по благоустройству нашего монастыря, – завершает свой сказ о отце Модесте мать Вероника. – Не случайно, думаю, Господь разрешил ему прожить 92 года и упокоиться в 1984 году на Святом Русском Елеоне. Его могилка почитаема как настоящая святыня.
Её регулярно посещают наши сёстры для молитвы и совета у преподобного старца».
Ещё один необыкновенный духовник Елеонского монастыря – отец архимандрит Мефодий (Попович). Мать Вероника восклицает: «Это был чудо-духовник. На всех фото отец Мефодий постоянно радостно и как-то блаженно улыбается!» Из биографических данных мы узнаем, что отец Мефодий прожил в Палестине 63 года, из них 49 лет подвижнической жизни на Елеоне, в скиту на Фаре (Иудейская пустыня) и в монастыре свв. Праотцев у Мамврийского дуба.
«Отец Мефодий был по рождению и национальности карпатороссом, – вспоминает мать Вероника. – Он не имел надлежащего образования, в том числе и богословского.
Почти не умел читать и писать. Плохо говорил по-русски, с очень большим акцентом. Отец Мефодий убежал от новой власти, и Господь привёл его в Русскую духовную миссию на Святую Землю молодым монахом. Отец Димитрий принял его, стал учить грамоте, привлекая к этой учёбе грамотных и начитанных священников и монахинь. По милости Божией и по усердию отца Мефодия из почти неграмотного монаха он сделался богословски
образованным и начитанным самоучкой. Великолепно знал отеческое Предание, поучения святых отцов. Отец Мефодий выучил даже арабский язык, что было совсем невероятно. Из простого, почти неграмотного монаха дошёл
до сана архимандрита и духовника монастыря».
«Отец Мефодий несколько юродствовал на Елеоне.
– рассказывает мать Вероника. – Это было заметно. Отец Димитрий поручал ему, при полном нашем Вознесенском соборе, когда уже старые и немощные сёстры сидели на лавочках и дремали, читать «Лествицу». В особенности эпизод обличения игуменом разбойника. В этот момент голос отца Мефодия поднимался на высокую громкую ноту, он почти кричал, обращаясь к разбойнику. В этот момент наши старушки-монашки вздрагивали, просыпались и с улыбкой продолжали внимать богослужению».
По свидетельству матери Вероники, у отца Мефодия был отличный музыкальный слух. Он часто выполнял послушание звонаря на знаменитой Елеонской колокольне.
Отец Мефодий звонил звоном, исполняемым на Гробе Господнем, – очень ярко и выразительно.
«Мы все очень любили отца Мефодия, – завершает свой сказ о нём мать Вероника. – Отче преставился ко Господу 27 июня 1997 года, в праздник иконы Божией Матери «Троеручица». Каждый год в нашем монастыре обязательно проводится крестный ход с этой иконой для мольбы к Царице Небесной о спасении обители. И каждый раз, когда процессия проходит мимо надгробия отца Мефодия на Елеонском кладбище, процессия с иконой
останавливается и на могиле отца Мефодия служится лития. Это особая сакральная честь, дарованная за духовные подвиги нашего незабываемого старца-духовника отца Мефодия».
Ещё одним любимым духовником для сестёр Елеонской обители был старец-архимандрит Нектарий (Чернобыль). Почитание и авторитет старца были на такой высоте, что его келейницы, русские арабки Неонила и Евлалия, каждый день посещают его могилку на Елеонском кладбище, возжигают лампаду и неустанно молятся их духовнику как живому.
Мать Вероника вспоминает: «Отец Нектарий был и моим личным духовником. Он благословил меня посетить Россию в 1997 году, не боясь, что я буду якобы причащаться у «коммунистов» и не возвращусь обратно. Как раз в это время наш монастырь подвергся большому потрясению, когда бывшая игумения Иулиания не пустила Патриарха Алексия II на Елеон и на Хеврон. Тогда лидер Палестины Ясир Арафат повелел отнять у зарубежников монашеские святыни Хеврона и Иерихона.
Наш монастырь был закрыт изнутри, но старец-отче Нектарий потребовал выпустить меня за ворота, полностью мне доверяя и зная, что я не предам ни его, ни монастырь.
После чего я успешно слетала в Россию и возвратилась обратно, в родной Елеон».
По свидетельствам матери Вероники, отец Нектарий прошёл страшное гонение за веру православную и при советской власти, и при немцах. Он был катакомбником и служил при богогонителях в подвальчике, что было невероятно опасным делом. Днём отец Нектарий работал в лагерной мастерской, а ночью служил литургию в подвале, в катакомбе... Разве это не святой подвиг настоящего исповедника?
На Святой Елеон старец Нектарий прибыл из Троицкого Джорданвилльского монастыря (США) в 1968 году. И до самой своей смерти в 2000 году оставался совершать духовные, молитвенные и трудовые подвиги на Елеоне. Перед Елеоном было пастырское служение на Святой Горе Афон, в Ильинском скиту, а перед этим ещё и в монастыре Иова Почаевского, в Германии.
Со слов матери Вероники, старец-отец Нектарий постоянно физически трудился: работал резчиком и столяром по дереву в монастырской мастерской, выращивал овощи и фрукты на елеонских огородах для монастыря. Знамениты его кресты, которые он вырезал в мастерской и которые потом шли в монастырскую лавку.
Безусловно, отец Нектарий был одним из самых любимых елеонских монастырских духовников, которому Господь даровал прожить 95 лет и блаженно почить с молитвой на устах в присутствии почти всех сестёр обители. На похороны старца Нектария собрались чада и паломники почти со всего Зарубежья. Его могилка на Елеонском кладбище – одна из главных для поклонения всех сестёр и паломников.
Завершая свои сказы о замечательных подвижниках, старцах-духовниках Святого Русского Елеона, мать Вероника заключает: «Я, как и все наши сёстры, которые застали при жизни наших духоносных старцев-духовников, несказанно благодарны им за то, что мы таких преподобных подвижников реально видели в жизни. Как можно без духовника спастись? Да никак. Нет духовника – нет монастыря.
Нет церкви. Нет святости. Нет спасения. Поэтому мы низко кланяемся нашим старцам, которые своей молитвой и святым образом жизни спасали и себя, и всех нас вокруг».

Владимир Александрович
НИКОЛАЕВ