Про бабушку Персу, которая храм отстояла

Помню, силой заставила этого албанца уйти отсюда, даже подралась с мужиком, – говорит Перса. – Это место наше, церковное, а шиптар хотел его купить. Мало ли что храм разрушен – ангел всё равно здесь! Ну вот, этот албанец чуть не каждый день приезжал сюда, требовал продать ему участок, где церковь стояла, очень нахально себя вёл. Один раз его спровадили, второй, третий…
А однажды дети уехали, я одна дома осталась. Этот снова явился: «Продавай мне землю – вам она всё равно не пригодится, всё равно вы отсюда исчезнете, это наша земля». Я говорю: «И не думай. Церковь не отдадим. Надо будет, я сама эту землю куплю». Кстати, так оно потом и случилось: бывший хозяин отдал нам участок за символическую плату – хотел, чтобы земля осталась в руках православных. Этот как вскинется, как наскочит на меня! Орёт, ругается. Что было делать? Откуда и силы взялись: схватила его за шиворот, за руку да как вышвырнула – тот аж покатился. Я ему вдогонку: «Здесь храм, понял?! Эта земля не твоя!» Бабушку объявили преступницей. Понятное дело, террористка: набросилась на безобидного мирного албанского гражданина, который просто пожелал ей доброго утра.
Мирный албанский гражданин, втрое младше и вдесятеро сильней её, сам обратился в полицию с требованием разобраться с этой православной фанатичкой. От тюрьмы спасли соседи, которые засвидетельствовали не такое уж мирное поведение несчастного пострадавшего громилы.
– Нельзя терпеть неправду! Мы, сербы, здесь словно приговорены. Но бояться, унижаться перед захватчиками – нет, не будет такого! Вот я и не боюсь. Я не одна: дети, внуки, родная земля, родная церковь… И я не позволю, чтобы меня унижали на родной земле, вот так!
Конечно, попытки захвата не прекратились: в сына бабы Персы швыряли камни, а на саму старушку накинулся с топором молодой албанский пастух, когда она посмела выгнать с церковной земли стадо его коров.
– «Давай, заруби меня! В храм тебе ходу нет!» – только это я ему и сказала,
– говорит Перса.
И вновь, когда православные готовились к празднику, чистили землю для молебна, явился тот албанец.
– Когда косили траву на церковном участке, готовились к празднику, этот шиптар грозил топором моему сыну. Я вышла: «Говорила тебе, что нет тебе места на этой земле, что здесь храм? ”Был”, говоришь? И будет, поверь!» Стоял рядом какой-то полицейский, ну, из этого их «независимого Косова», говорит мне: «Бабка, тихо, ты ничего не знаешь!» Я отвечаю: «Как это не знаю? Я здесь живу 80 лет, я сюда в храм ходила, а вы только сейчас сюда явились. Без особого, замечу, приглашения».
Сербское упорство даёт о себе знать: в Паралово стараниями семьи бабы Персы построен новый храм Святых Константина и Елены. На полное восстановление старой церкви денег не хватило (надеются на то, что всё же восстановят со временем), так что пока рядом стоит новая, маленькая. Без колокольни, скромная, бедная, но – действующая: здесь снова звучит молитва. И, как это уже стало страшной традицией в Косово и Метохии, новый храм уже был несколько раз осквернён – недавно отсюда украли иконы и пожертвования. Всё, значит, «в порядке», тут не ошибёшься: храм действует, и этим своим действием мешает захватчикам. Типичное Косово.
Содержат церковь, разумеется, баба Перса с сыновьями. Настоящие ктиторы: почти в одиночку готовили новый фундамент, сами делали и внутренние работы в храме. По воскресным дням и другим праздникам Перса открывает храм, обходит его с кадильницей – священников в Косово и Метохии немного. Ждут, когда приедет, когда будет отслужена первая литургия.
Паралово – небольшое село в гористой местности с плохо развитой инфраструктурой. Так просто не доберёшься. Ещё до войны отсюда уехали тысячи жителей в поисках работы и лучших условий жизни. А после 1999 года здесь почти никто не живёт – вот некоторые особенности «оптимизации по-косовски».
Но сейчас, когда стараниями самоотверженной бабы Персы и её семьи здесь вновь появилась церковь, в Паралово на храмовый праздник святых Константина и Елены приезжают бывшие жители-сербы. Им есть над чем задуматься, о чём помолиться. Задуматься – над тем, например, к чему приводит разрушение святыни ради хлева. Помолиться – о том, что однажды в хлеву появился Тот, Кто тебя никогда не оставит. На Него и вся надежда. Спасибо за напоминание, бабушка Перса.

Мария ВАСИЧ
Подготовил
Пётр Михайлович ДАВЫДОВ