Ментальная война: ты записался добровольцем?

На фоне всё более очевидной войны, вполне классической – вооружённого противостояния России и Запада, вырисовывается другая война. Ментальная.
Этот термин, появившийся в военном словаре совсем недавно, объединяет сразу несколько видов конфликтов: прокси-война, гибридная и информационная война. Наиболее близка она к понятию когнитивной войны (война ценностей, мировоззрения, идеологии). Давая определение такой войны, советник министра обороны России Андрей Ильницкий в интервью журналу «Арсенал Отечества» сообщил, что «Запад во главе с США начал против России ментальную войну, последствия которой проявятся не сразу».
Там же он уточнил: «Если в классических войнах целью является уничтожение живой силы противника, в современных кибервойнах – уничтожение инфраструктуры противника, то целью новой войны является уничтожение самосознания, изменение ментальной, то есть цивилизационной основы общества противника». Согласимся с ним, оставив за скобками сроки её начала.
Итак, давайте разберёмся с вытекающими из ментальной войны угрозами, нащупаем, откуда она исходит и как от неё защищаться? Для начала уточним, что такое менталитет. Это склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Проще говоря, ментальная война угрожает, прежде всего, самосознанию государствообразующего русского народа.
Многие ли из нас, прожив не один десяток лет, задумывались над тем, кем мы себя осознаём? В советской школе, проводя политику партии, из нас формировали советский народ (что, очевидно, не одно и то же с русским, иначе зачем было «огород городить»?). Согласно БСЭ, «советский народ – это историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель – построение коммунизма; возникла… в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоёв, всех наций и народностей». Как констатирует всезнающая Википедия: «После распада СССР эта сложившаяся наднациональная идентичность была постепенно утрачена, замены ей на территории Российской Федерации… не создано».
Можно допустить, что это были «залпы» ментальной войны. Придётся в очередной раз отделить «мух от котлет»: советское – от русского, чтоб двигаться дальше. Следствием вышеупомянутых действий и печальным фактом остаётся то, что русское национальное самосознание, как минимум, угашено и серьёзных мер по его возрождению не наблюдается.
О русском менталитете (национальном самосознании) много сказано нашими классиками, писателями, философами, священнослужителями – А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевским, И.А. Ильиным, митрополитом  Иоанном (Снычёвым).
Принципиальное его отличие от советского – в отношении к Православию. Короче и точнее всего эту мысль выразил Фёдор Михайлович: «Русский – значит православный». С этим трудно спорить, ведь именно Православие содержит в себе весь харизматический и генетический набор духовных кодов, типичных для русского человека и основанного им русского ментального пространства (мира). Прежде всего, это стремление к правде и справедливости через познание Истины, которой является Христос. Убрав Христа, основатели советского государства изменили и вектор направленности советского человека: отныне он стал искать социальной справедливости и земной правды, что вполне вписывалось в партийную программу. Искажено было и стержневое для Православия понятие жертвенности. Христос пострадал за всех грешников, включая Своих врагов, простив их с Креста: «Прости им, Отче, не ведают, что творят!». Советскому человеку предлагалось жертвовать собой за Родину, партию, её вождей («За Сталина!»), обездоленных всего света («весь мир голодных и рабов»), потом уже за свой дом, семью. Тем самым менталитет советского человека коренным образом отличался от русского, ведь последний, по Достоевскому, тоже обладал «всемирностью и всечеловечностью» (антипод советского интернационализма, без социального и классового оттенка) и одновременно Христовой «неотмирностью». Для него на первом месте был Христос и Его Правда, что выражалось в формулировке «за веру, царя (символизирующего высшую на земле справедливость и объединяющего свой верующий народ) и Отечество (Святую Русь)».
Разрушив традиционную Россию, разделив единый народ на классы, загнав «под плинтус» русское национальное самосознание, разгромив и унизив Церковь, узаконив первым в мире аборты, Ленин и стоявшие за ним силы «отбомбились» по нашему будущему – т. е. действовали вполне в рамках ментальной войны. Однако этим планам помешала священная Великая Отечественная война, которая потребовала от всего советского народа тех самых качеств, которыми в большей степени обладал и славился именно русский человек (готовность к жертвенности и жажда справедливости). Они понадобились для выполнения главной задачи – защиты социалистической Родины. Для этой же цели была привлечена и гонимая до этого Церковь, которая, «простив врагов Своих», тут же включилась в борьбу против «врагов Отечества», отложив на время войну с «врагами Божьими».
Сталин сделал многое, чтобы вернуть русскому народу его самосознание и подобающее место в многонациональной стране, и тот ему поверил. Этим и определяется главный моральный фактор Победы в Великой Отечественной войне.
Показалось, что мы тогда одержали победу и в ментальной войне, ведь в Европе зазвучали русские песни, а русский язык стал вдруг необычайно популярен от Китая до Гибралтара. Но, увы, «недолго музыка играла»! Далее начался конкретный откат на прежние позиции советского пролетарского интернационализма, политического волюнтаризма, экспериментов по уничтожению русской деревни, разрешение абортов, пропаганды «умеренного и культурного употребления алкоголя» – всё в ущерб так и не состоявшемуся ренессансу русского самосознания!
Советское стало всё больше поглощать русское, всё чаще мимикрируя под него. В сознании масс к середине 70-х окончательно сформировался новый тип «советского человека – строителя коммунизма». Под него был создан кодекс, списанный, как признавали его авторы, с евангельских тезисов. Оттуда только выкинули Христа, поэтому кодекс был нежизнеспособен. Самое страшное, что было дальше
– именно среди русских людей оказалось больше всего тех, кто принял эти правила, променяв свою русскость – на советскость. Среди представителей других народов СССР «советских людей» с соответствующим менталитетом оказалось в десятки раз меньше. Ментальная война, объявленная ещё в 1917 году интернационалистами Русскому миру, вышла на финишную прямую: мозги многих русских по крови людей были основательно «прошиты».
Вслед за неизбежным после всего этого распадом «Союза нерушимых республик свободных» нашими врагами был применён весь арсенал ментального оружия, главным из которых стали СМИ, оказавшиеся в их руках. Под наглое разграбление страны, разворовывание недр и богатств нам начали вводить лошадиными дозами «обезболивающее»: стали глушить бразильскими мыльными сериалами, голливудскими боевиками, германской порнухой, отупляющими теле- и ток-шоу, сопровождаемыми агрессивной рекламой. Бывший советский народ, потерявший опору на земле, не защищённый Святым духом, – строитель чего-то там светлого, начал вымирать и деградировать. Судя по статистке смертности, самоубийств, алкоголизации, разводов, абортов, росту проституции, пациентов психбольниц и детских домов вместе с закрытием детских садов, эти процессы шли рука об руку, обгоняя друг друга.
Вот с таким «богатым» наследством мы и «ввалились» в СВО. Не стать к этому времени и с таким набором качеств «навозом» для других народов (по меткому выражению великого патриота России Петра Аркадьевича Столыпина) нам не дала Божия милость, молитвы святых и сопротивление конкретных немногочисленных, но сильных духом русских людей.
С этой позиции легче понять, что происходит на брошенной нами Украине. Там с 1991 года набирал силу процесс, схожий с начальным советским периодом. Только вместо интернационализма и космополитизма стал насаждаться агрессивный национализм, а история, причём в её самом диком виде, стала буквально переписывалась на глазах. Вместо общих с русскими корнях и предках вдруг заговорили о «небратьях» и разных народах. Вместо общих героев начался снос и осквернение памятников. Ленин, сделавший для создания «незалэжной» Украины больше всех бандер, теперь превратился в москаляку-коммуняку, как и А.В. Суворов, А.С. Пушкин, Н.А. Ватутин, Г.К. Жуков и др. Подняли «на щит» коллаборантов, предателей и душегубов вроде Мазепы, Бандеры, Шухевича. Вместо единой и традиционной Матери-Церкви спешно насоздавали несколько неканоничных псевдоцерковных проектов. Дошло до открытых гонений на русскую культуру, язык, хоть какую-то принадлежность к России.
Конечно, и этот процесс был управляем, но не менявшимися как перчатки Кравчуком-Кучмой-Ющенко-Януковичем. И даже не Порошенко с Зеленским. Всё тот же невидимый режиссёр-постановщик из-за океана упорно топил за «русофобию». Главную роль играли СМИ и кинематограф.
Ментальная война в рекордно короткие сроки катком прошлась по Украине, где под лозунгами «Украина – цэ Эуропа!» и «Украина – понад усе!» украинцы просто массово выезжают из страны и вымирают, в т.  ч. на фронте. Жизнь простого украинца на глазах дешевеет. И это не случайность, так заложено в проект «Украина», по итогам которого она должна стать колонией всё того же Запада. Давайте, наконец, ответим на вопрос: «Что за силы стоят за кулисами этих процессов?» Кто развязал и ведёт эту ментальную войну?
По имеющимся в открытом доступе материалам и при ближайшем рассмотрении можно разглядеть, что в авангарде находятся представители «народа без национальности», антихристианская закулиса, прибравшая к рукам львиную долю банков, капитала и получивших через это огромное политическое влияние. С учётом закоренелой враждебности Запада к России, описанной нашими философами ещё с XIX века, например, И.В. Киреевским, братьями Аксаковыми, Н.Я. Данилевским, К.Н. Леонтьевым, поэтом и дипломатом Ф.И. Тютчевым, эти силы целятся именно в сердце русского православного народа, подрывая и искажая его менталитет, чему тогда мешали царь, семья и Церковь. Между тем СВО даёт прекрасную возможность разобраться в этом и других вопросах.

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО