Пойми, кто ты

Однажды я оказался на спектакле по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». И меня поразила заложенная в спектакле идея, которой нет в самой сказке. Гадкий утёнок не понимал, кто он, и поэтому готов был считать себя индюком, петухом, уткой, любой другой домашней птицей или даже животным. Потому что чувствовал себя отверженным. Но как бы он ни копировал повадки других обитателей птичьего двора, ни для кого не становился своим.
Его страдания закончились лишь тогда, когда он понял, что ему вовсе и не нужно быть членом стаи или стада, он не должен жить по чьим-то правилам и копировать чужие повадки. Он – это он.
И когда гадкий утёнок нашёл своих, то и там оказался не таким, как все, потому что был чёрным лебедем. Но лебеди с радостью приняли «не такого» в свою стаю, оценив его красоту и уникальность. Вчерашний гадкий утёнок стал членом лебединого сообщества, которое не требовало от него отречься от себя. Он мог оставаться собой и быть частью чего-то большего.
Почему я в последнее время часто вспоминаю эту историю? Потому что в данной аллегории – причины кризиса, в который оказались вовлечены и Россия, и Украина, и вся Европа. В этом кризисе есть наша вина. Она заключается в том, что мы на какое-то время отреклись от себя. Попытались стать кем-то другим. И то же самое пыталась и до сих пор пытается сделать Украина. И все мы вынуждены платить очень высокую цену за эти ошибки. Россия, ослеплённая блеском витрин, стремилась стать Европой, не понимая, почему у неё не получается.
Пресловутые «европейские ценности», которые провозглашаются, но чаще не исполняются: это уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Они не плохие и не чужды нам. Проблема в том, что наши ценности гораздо больше этих. И в прокрустово ложе европейских ценностей мы просто не вмещаемся. Ведь Россия – это и суворовское «Сам погибай, а товарища выручай», и народное «Не рой другому яму», и христианское «Не желай ближнему того, чего не желал бы себе», и кавказское «Уважай старших». Где в европейских ценностях «Милосердие выше справедливости»?
А ведь всё это как раз то, что делает русского человека русским. Верность долгу, любовь к Родине, память о своих героях, стремление к справедливости и «милость к падшим»...
Мы стремились в Европу, но мы больше, чем Европа. Нельзя поместить большее в меньшее. Оказалось невозможным сузить наши ценности до рыночной экономики и верховенства права. И конкурентоспособность, какой бы хорошей сама по себе ни была, не может быть национальной идей. А в чём наша национальная идея, спросите вы. И я вам отвечу вопросом на вопрос – а в чём совесть? Разве её нужно как-то дополнительно формулировать? Быть русским – вот наша национальная идея. Русский – это больше, чем нация. Это больше, чем генетика. Это те самые ценности, которые наш народ хранил на протяжении веков и которые проверены веками.
Русский – это дагестанец Магомед Нурбагандов и поляк Константин Рокоссовский, украинец Иван Кожедуб и татарин Фатых Шарипов. Для того чтобы быть русским, не нужно отрекаться от своей  ациональности или религии.
Нужно лишь быть носителем идей справедливости, милосердия, взаимовыручки, любви к Родине и русской культуре.
 Демократия и верховенство права – это, в принципе, и не ценности для русского человека. Это лишь формы существования социума. Я не готов отдать жизнь ни за то, ни за другое.
Но я готов к этой жертве, если речь идёт о моей стране и о моём народе.
Потому что быть русским – это больше, чем жизнь.
Россия не должна быть частью птичьего двора и бороться там за место у кормушки. Просто потому что она – лебедь.
 Уникальный и неповторимый. И который, надеюсь, больше не отречётся от своего предназначения – летать.

Протоиерей Александр АВДЮГИН