Недавно в Белграде прошли многотысячные акции протеста против проведения парада извращенцев. Людей было не меньше, чем весной, когда сербы вышли на улицы, чтобы поддержать Россию.
Архимандрит Дамиан (Цветкович), секретарь Жичской епархии Сербской Православной Церкви, комментирует протесты и рассуждает о самозабвении, могущем прекратить существование народов и государств.
Мы слишком мало знаем друг о друге. Когда-то президент России сказал интересную вещь: между государствами нет любви – только интересы и выгода. Я много думал над этим. Да, сербы часто говорят, что они любят Россию и русских. А что значит «Я люблю Россию»? Как это – любить русский народ? Ведь нельзя «любить вообще» – надо любить конкретного близкого человека, я думаю. Любовь не является таковой, если она не воплощена в конкретном действии в отношении отдельного человека. Декларативная любовь – пустышка, пустая фраза, довольно пошлая, на мой взгляд. А как мы помним, за каждое праздное слово мы дадим ответ, не так ли? Таким образом, одно дело – моё одобрение тех или иных действий России как державы, поступков её народа, но совсем другое дело – искренняя любовь. Это чувство подразумевает жертвенность, я бы назвал этот признак подлинного чувства жертвоносностью.
Вот когда я жертвую чем-то ради своего ближнего – силами, временем, а то и жизнью – только тогда мы можем говорить о любви, не преуменьшая значение этого великого чувства.
Мне кажется, что сейчас нас ещё крепче связывает конкретное стремление, одинаковое и для русских, и для сербов. Это стремление заключается в сохранении возможности быть, оставаться человеком. И на мой взгляд, те военные действия, которые сейчас идут в Европе – это борьба за возможность оставаться человеком. Можно по-разному называть эти военные действия, но если принимать во внимание духовные реалии, то это, по моему твёрдому убеждению, именно война за духовные ценности, за то, чтобы человек не расчеловечился. И эта война идёт не со вчерашнего дня – она продолжается много столетий. Об этом постоянно говорил святой Иустин (Попович), который призывал людей: берегите себя от так называемых «европейской культуры», «европейского образования» – это не культура и не образование, а рабство, подчинение тьме, потеря человеком своего человеческого достоинства и своей сущности. Лебезение, самоуничижительное стремление перенять самое мерзкое у откровенно презирающих тебя соседей по континенту, на твоих глазах теряющих свою христианскую сущность, не сделает тебя ни культурнее, ни духовнее. С этим, к нашему сожалению и стыду, наши страны столкнулись в своё время – к чему это привело, мы все знаем. Это не значит, что мы должны отвергать то положительное, что есть у других народов. Но при выборе мы всегда должны руководствоваться духовной пользой. Одно дело – чистые, простите, туалеты, совсем другое дело – радения содомитов на наших (возможно, чистых) улицах. Одно дело – путешествия Нильса с дикими гусями на север или поиски Мио своего отца, но совсем другое – отбирать детей у родителей за то, что, видите ли, в семейном холодильнике нет сегодня полагающегося по статистике количества бананов. Вот это обезьянничанье – походить во что бы то ни стало на «европейца» – оно, знаете, будет опаснее всякой обезьяньей оспы.
Да и стыдно это, в конце концов. Если ты видишь, что твой сосед сходит с ума, зачем самому с разбегу биться головой об стену только ради того, чтобы с дебильной гордостью заявлять, что ты живёшь с ним в одном доме?
Повторяю: хорошее, здоровое мы не только имеем право, но и обязаны перенимать у других народов, это естественно. А вот самозабвенно и самоуничижительно повторять их ошибки и грехи – преступление перед Богом, оно приведёт к потере нашего человеческого достоинства и, соответственно, краху как государства, так и народа. Об этом вообще-то свидетельствует вся мировая история. Далеко ходить не надо: к чему привёл 1917 год в России и правление коммунистов в Сербии, мы прекрасно знаем. Неужели нам мало?
Записал Пётр Михайлович ДАВЫДОВ