И старец горько заплакал…

Не люблю напрасных споров, когда каждый заранее уверен в своей правоте, но тем не менее к последнему тексту «Сколь верёвочке не виться…» последовали комментарии, на которые надо ответить.
Первое замечание звучит так: «Бог не наказывал Россию в XX веке!» И другое, подобное ему: «Сейчас почему-то в церковных кругах бытует и преобладает тезис, что Господь наказал Россию революцией 1917 года за отступление от веры. Не пойму, откуда это известно?
Из каких откровений?»
Ну, прежде всего, обратимся к Священному Писанию. Вот что пишет апостол Павел: «Если отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой» (Евр. 10, 28–30). Ну и другое, наверное, самое известное высказывание на эту тему: «Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6).
Это общее утверждение. А конкретно о революции, её причинах и последствиях имеем несколько свидетельств авторитетных духовников. Вот только одно из них.
В ноябре 1911 года валаамский монах, иеродиакон Варсонофий (Толстухин) оказался в Оптиной пустыни, где у него состоялась беседа с известным старцем Варсонофием (Плиханковым). Речь зашла о покойном императоре Александре III. И вот что сказал старец:
– Бог воздвиг могучего императора для России и хотел призвать через него русский народ от славы к большей славе. Но об этом уразумели другие народы и трепетали перед русским императором, а русский народ не оценил его и стал сознательно уклоняться от веры и своего призвания. Тогда Бог отнял от России великого царя и дал русскому народу царя, не могущего сопротивляться злой воле народа. А когда люди начинают жить по своему разуму, не сообразуя своей воли с волей Божественной, тогда грядут на них великие переживания. Вот так будет и в России. В 1914 г. начнётся Великая война, а в 1917 г. повезут царя в Сибирь. А далее ожидают Россию кровь и слёзы.
Вот ещё одно высказывание на эту тему святителя Серафима (Соболева), прославленного недавно в лике святых: «Несомненно, Господь наказал русский народ за его удаление от Него, за то, что он заменил свой религиознонравственный идеал, к которому был призван Богом, политическим идеалом с его стремлением к учреждению в России демократического строя, к чему русский народ никогда Богом не призывался».
Второе замечание, оставленное в комментарии к тексту, – это продолжение первого: «Бог не устраивает войн, не наводит болезни, не организует концлагеря – поймите же эту простую вещь, наконец!» Конечно, Бог не устраивает ничего из названного, но без Его воли и не происходит ничего. Святые отцы говорят о троичном проявлении Божественной воли: по благоволению, по домостроительству и по попущению. В первом случае Господь страданиями приводит праведников к большей славе, во втором – содействует покаянию и исправлению грешников, а в третьем – оставляет гибнуть нераскаявшихся злодеев.
А вот что говорит святитель Иоанн Златоуст о стихийных бедствиях, приносящих людям страдание, скорби и саму смерть:
«Когда увидишь, что случились неурожаи, и язвы, и засухи, и наводнения, и безпорядочные перемены в воздухе, или другой подобный бич человеческой природы, то не изъявляй досады и негодования, но поклонись Творцу, подивись Его попечительности. Он делает это и наказывает тело, чтобы вразумить душу. И это, скажешь ты, Бог делает? Да, Бог делает это; и пусть предстанет здесь весь город, пусть вся вселенная, я не побоюсь сказать это. О, если бы у меня был голос сильнее трубы и мог я стать на высоком месте и пред всеми воскликнуть и засвидетельствовать, что Бог делает это!» Ну и последнее замечание по поводу «гуманности» советского общества и по поводу того, что «не было никакой кровавой революции», а все, кто стояли у истоков советского государства, были «оболганы и оклеветаны». Притом приводятся слова святейшего патриарха Тихона о Ленине из некролога по поводу смерти последнего: «Идейно мы с Владимиром Ильичом Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нём как о человеке добрейшей и поистине христианской души».
Послушайте, что ещё мог публично сказать патриарх, от которого зависели судьбы сотен тысяч православных людей, в условиях жесточайших гонений от новой власти? Но мы знаем и другое высказывание святейшего, когда на Красной площади прорвало канализацию и нечистоты затопили мавзолей с недавно усопшим «добрейшим человеком». «По мощам и елей», – сказал тогда патриарх. Насчёт же того, что «справедливейшая» коммунистическая идея близка христианской, вот что об этом говорил, например, святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий):
«Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову – пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования.
Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса – это два полюса, они совершенно несовместимы, и потому Христову правду попирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом Церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния».
Ну и от себя добавлю то, что говорил уже не раз.
Главная вина коммунистов и большевиков заключается в том, что они «освятили и благословили» своим учением классовую ненависть и вражду. Возвели их в ранг праведности, так что всякое насилие, жестокость и убийство, совершаемое ими во имя классовой борьбы, стало считаться делом благим и правым.
Но послушайте, что говорит Святая Церковь о несправедливом страдании всех угнетённых: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Петр. 2, 19).То есть Богу угоден не бунт наш во имя «справедливости», а то, чтобы мы, страдая несправедливо, переносили свои страдания с кротостью, веруя, что правда Божественная торжествует в самом терпении, великодушии и добре, а вся полнота её будет явлена в вечности.
Переносить же скорби, помышляя о Боге, – это значит веровать, что есть Высший судья и нужно только дотерпеть до Его суда, который будет в высшей степени справедливым и безпристрастным.
Вот почему Господь говорил, что «претерпевший до конца» спасён будет (см. Мф. 10, 22). Но в том-то и дело, что для этого нужно веровать и претерпевать до конца. Это обязательное условие. В этом – корень христианства.
Коммунисты же исхитили право суда у Бога и соблазнили всех несправедливо страдающих на бунт и кровопролитие.
Условно говоря, они «переписали» притчу о богатом и Лазаре так, что Лазарь убивает богатого, делит его богатство между бедными и учреждает новую жизнь на началах «справедливости». Но Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником и сам уже подлежит суду.

Священник
Димитрий ШИШКИН