У истоков экрана

 Научные открытия всегда играют две роли – позитивную и негативную. Телевидение не является исключением…
 В последние годы космической эры обнажился новый вид колониализма – «информационный», тонко воздействующий на формирование духовного облика человека, его мировоззрение, психику.
 П.В. Шмаков
 
Отечественное телевидение в ХХ веке было государственным средством массовой информации, являлось таким же притягательным элементом для масс, как сегодня для многих – интернет.
В середине прошлого века семья, имеющая телевизионный приёмник, считалась респектабельной. Рост технического прогресса и благосостояния можно было отмечать по развитию телевидения. В начале 80-х гг. телевизоры были почти повсеместно, и в быту особо отличали людей, имеющих цветной телеприёмник. Потребовалось 30 лет, менее чем «жизнь» одного поколения, чтобы телевидение стало широко доступным.
Телевидение, кроме пропагандистской (политизированной) функции и развлекательного инструмента, позволяло получать новости дистанционно, то есть было важным объединяющим фактором, поддерживающим социальные связи.
В 2022 году мы празднуем своеобразный юбилей – 90 лет со дня рождения советского (отечественного) телевидения. Одним из выдающихся родоначальников его был Павел Васильевич Шмаков. Его вполне можно назвать «папой» отечественного телевещания. 137 лет со дня рождения Павла Васильевича Шмакова (1885−1982) – заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (1948), доктора технических наук, Героя Социалистического Труда (1966), лауреата Государственной премии СССР (1973) – исполняется 28 декабря 2022 года. Павел Васильевич прожил насыщенную жизнь и ушёл 40 лет назад, 17 января 1982 года, в почётном возрасте 96 лет.
Основные труды, кроме изобретения «супериконоскопа» (телевизионная передающая трубка, 1933), отмечены в области цветного и стереоскопического телевидения, факсимильной связи.
Начало 30-х годов – время рождения телевидения. С помощью аппаратуры, созданной в ВЭИ под руководством П.В. Шмакова и В.И. Архангельского, получено первое монохромное изображение на 30 строк, после чего из Москвы стартует регулярное телевизионное вещание. В 1935 году П.В. Шмаков переезжает в Ленинград, где работает во Всесоюзном НИИ телевидения (ВНИИТ), реализуя своё изобретение – «трубку Шмакова-Тимофеева» («супериконоскоп»). Один из первых образцов супериконоскопа хранится в фондах Центрального музея связи имени А.С. Попова.
Оптико-механическое телевидение сегодня многим покажется архаичным, но без него не представить условия начала 30-х годов ХХ века, в которых работал Шмаков. Представим телепередачу тех лет. В студии от ламп накаливания температура доходит до +35° С (без усиленного освещения невозможно осуществить преобразование «свет-сигнал»). Гигантская по размерам и неподвижная камера направлена на большое зеркало, за которым стоит ассистент режиссёра и  «ловит» отражение «актёра».
Если объектив такой камеры направить непосредственно на объект съёмки, актёр, даже чуть шелохнувшись, «выйдет» за кадр. К 1934 году усилиями П.В. Шмакова разрешающая способность оптико-механического  «телевидения» достигла 180 строк.
В 1937 году Павел Васильевич Шмаков назначен шефом новой, основанной им  же кафедры телевидения, которой безсменно руководил вплоть  до своей кончины в 1982 году. Здесь впервые осуществлены разработки по космическому и  «подземному» телевидению – для исследования недр, проведены исследования вторичной эмиссии электронно-лучевых трубок различного назначения. Новейшие исследования на кафедре продолжаются и сегодня. К примеру, заманчивой и почти фантастической представляется идея создания телевидения с запахами.
Массовое внедрение цветного телевещания развивалось уже на наших глазах. П.В. Шмаков знакомился с научными работами по развитию цветного телевидения за рубежом. Посещал США, Англию, Францию и Голландию, и в конце 50-х под его руководством завершилась опытная отечественная разработка цветного телевизионного вещания. В 1965 году Павла Васильевича избрали почётным членом Международного комитета по телевидению, он возглавил советскую делегацию учёных на международном симпозиуме по телевидению в Монтрё (Швейцария), занимался прикладным применением телевизионного вещания – его использованием в медицине, промышленности, космосе. Шмаков руководил созданием голографической ТВ-установки, создал подводную ТВ-систему для Саяно-Шушенской ГЭС. Преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения.
 Современное телевидение высокой чёткости по праву является наследием знаменитого учёного. Он был скромным человеком, настолько, что даже портретных изображений учёного в хорошем качестве сохранилось немного.
Различные статьи и выступления Шмакова посвящены тематике влияния телевидения на общество. Неравнодушие учёного отмечали многие современники. Как мудрый и честный человек, Павел Васильевич не мог оставаться равнодушным к результатам своих изобретений. Зная не понаслышке о трудностях творческого труда, требующего недюжинной сосредоточенности, он благоволил молодым талантливым специалистам. Посвятив жизнь развитию, внедрению и популяризации телевидения, он часто размышлял о воздействии на людей продуктов своего наследия. Названия статей, посвящённых этой теме, говорят сами за себя: «Об ответственности деятелей телевизионного вещания», «О значении телевидения в жизни людей», «Добро и зло от телевидения».
И если «ранний» Шмаков говорил о нерациональном использовании дорогого телевизионного времени, предлагая сократить длительность заставок между сюжетами, использовать в них познавательную тематику, полезную торговую рекламу, то в своей последней статье (1981 г.) Павел Васильевич размышляет об идеологической роли телевидения, приводя слова американского коллеги: «Вслед за водородной бомбой телевидение представляет собою самую опасную вещь во всём мире».
Как это актуально сегодня…

Андрей Петрович КАШКАРОВ