Древнее пророчество

13 августа 2022 года исполнилось 125 лет со дня рождения архиепископа Серафима (Иванова) – выдающегося архипастыря Русского Зарубежья

Будущий владыка, в миру Леонид Георгиевич Иванов, родился в Курске в 1897 году в благочестивой православной семье. После окончания классической гимназии молодой Леонид проучился год в Московском университете.
Однако Первая мировая война внесла в жизнь будущего владыки свои коррективы. В 1916 году он пошёл добровольцем на фронт. В дальнейшем Леонид Иванов был участником Добровольческой армии – сначала в Корниловском полку, а затем в Марковской артиллерийской бригаде. После эвакуации вместе с Белой гвардией оказался в Югославии, в Белграде, где окончил сначала философский, а затем богословский факультеты.
В 1926 году посетил Святую Гору Афон, где в Пантелеимоновском монастыре в день памяти преп. Серафима Саровского схиархимандритом Кириком (Максимовым) Леонид Иванов был пострижен в мантию с именем Серафим.
В этом же году монах Серафим рукоположён в иеромонаха, после чего он становится приходским священником.
В 1934 году иеромонах Серафим Иванов поступает в братство преподобного Иова Почаевского в Ладомировой. А в 1935 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря Иова Почаевского и главой Типографского братства.
После нападения нацистской Германии на СССР архимандрит Серафим предостерегал, что нельзя уповать на благородство Гитлера, войска которого будут изгнаны из России. Также предрёк, что в будущем СССР развалится на национальные республики.
В 1944 году, по мере продвижения Красной армии в Чехословакии, архимандрит Серафим вместе с братией монастыря переместились сначала в Германию, а затем в Швейцарию.
В феврале 1946 года в Крестовоздвиженском храме Женевы архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сантьягского и Чилийского. Однако при невозможности занять данную кафедру в мае 1946 года он переехал в США и поселился в знаменитом Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. С этого времени владыка руководит жизнью монастыря, начинает выпускать знаменитую на всё Зарубежье газету «Православная Русь». Это православное издание сыграло громадную роль в религиозном объединении всего Зарубежья до объединительного акта 2007 года.
Владыка Серафим постоянно инициировал исторические проекты в РПЦЗ.
При его активнейшем участии в 1950 году на пожертвования русских зарубежников создаётся знаменитая НовоК 15-летию воссоединения РПЦЗ и РПЦ Коренная пустынь, которая до 1958 года являлась местонахождением главной
святыни РПЦЗ – Чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери. Владыка Серафим становится настоятелем пустыни, организатором Ново-Коренного братства зарубежных прихожан.
В Ново-Коренной пустыни постоянно проводились православные праздники, съезды русской молодёжи, песенные фестивали. Всегда была вкусная трапеза.
Буквально всем приезжим находилось место. К сожалению, в настоящее время Ново-Коренная пустынь пришла в упадок.
После смерти в 1957 году архиепископа Чикагского и Детройтского Григория (Боришкевича) владыка Серафим избирается на данную кафедру, а в 1959 году возводится в сан архиепископа.
Учитывая исторические заслуги владыки Серафима перед Русской Зарубежной Церковью, в 1976 году священноначалие РПЦЗ назначает его почётным пожизненным членом Архиерейского Синода РПЦЗ и первым заместителем председателя Архиерейского Синода Зарубежной Церкви с награждением бриллиантовым крестом на клобук.
Владыка Серафим – знаменитый автор более 200 трудов по религиозной, исторической, публицистической тематике. Очень интересно его «Древнее пророчество о судьбе русского народа», в котором он пишет: «Всё же не до конца прогневается Господь на свой третий избранный народ. Кровь тысяч мучеников будет вопиять к небу о помиловании. В самом народе начнётся протрезвение и возврат к Богу. Минет, наконец, определённый Правосудным Судией срок очищающего испытания, и вновь засияет ярким светом возрождения святое Православие в тех северных просторах.
Сей дивный свет Христов озарит оттуда и просветит все народы мира, чему поможет промыслительно посланная заранее в рассеяние часть этого народа, которая созиждет очаги Православия – храмы Божии, по всему миру. Христианство тогда явит себя во всей своей небесной красоте и полноте. Большинство народов мира станет христианами.
На некоторое время во всей подлунной воцарится благоденственное и мирное христианское житие…
А потом? Потом, когда наступит исполнение времён, начнется уже во всём мире полный упадок веры и прочее предсказанное в Св. Писании, появится антихрист, и наступит, наконец, кончина мира».
Изложены эти пророчества в разных рукописях и в разных вариантах, но в основном все они сходятся. Это основное я и постарался передать, как запомнил от рассказчика, может быть, только более современным языком.
Напоминаю, что эти пророчества обретены в подлинных греческих рукописях VIII и IX веков, когда о Руси как о государстве и слышно ничего не было, а русскую равнину населяли разрозненные полудикие славянские племена и другие народности.
Почил замечательный старец-архиерей в основанной им Ново-Коренной пустыни за неделю до своего 90-летия – 25 июля 1987 года. Там же торжественно и погребён.

Владимир Александрович НИКОЛАЕВ